Рассказ для В

Горький
               
  Служить России суждено тебе и мне,
               
  служить России – удивительной стране.
               


Пролог



Полдесятого утра, шагая ровно, без спеха, я остановился возле школьного двора. В условном месте, в условное время  я явился первым. Стоило мне повернуть голову влево –я сразу же заметил своего одноклассника, будущего «сослуживца».
Роман подошел, он протянул руку – я принял: крепкое, мужское рукопожатие.
- Ну что, в армию, что ли? – проговорил он.
- Ну да,– ухмыльнувшись, ответил я.
По его тону, да и по моему тоже, было очевидно, что мы особо и не рады подобному.

Вскоре подтянулись и другие. Но перед ними явился наш руководитель, который должен был отвечать за наши головы. Александр Валерьевич, преподаватель ОБЖ; вкратце, двумя словами – нормальный мужик.

Итак, все в сборе. Группа готова: 10 человек. Не всё, не по списку. Но нет времени разбираться.


Около двух часов мы тряслись в автобусе, средь пыли, грязи. Мой сосед время от времени засыпал, бубня себе под нос; из его слов я понял только одно «заебало».
Что же, все мы были готовы к трудностям, все мы глотали пыль, все мы в одном автобусе.
Итак, мы едем на военные сборы среди учащихся 10-ых классов, а в стране тем временем происходит:

12 июня, в День России, во многих городах страны прошли антикоррупционные акции. Где-то люди вышли в одиночные пикеты, где-то — на многотысячные митинги. Больше тысячи людей были задержаны.



 
День 1.


В расположение казармы мы прибыли после 12-часов, то есть как раз к обеду. 
Нам выделили помещение: спортивный зал МБОУ «К… школы»; дали время разместиться, ознакомиться с расписанием (который иногда приходилось нарушать).




И вот, уже слушаться следующего  приказа: дожидаться прибытия остальных частей.
Спустя немного времени, мы все стояли в шеренге. Всего 45 живых душ, юных, стойких парней.
Рота (так условно назвали весь боевой состав) разделилась на три взвода. Я попал в третий взвод.
Каждому взводу досталась определенное место расположения. Так получилось, что  третий взвод разместился в конце зала. Следующий приказ: получить маты, обустроиться, снять вещмешки. После чего, дождавшись очереди, идти на обед.

После обеда то, что раньше казалось обычной игрой, обрело куда более весомый характер. Пускай оружие, что нам выдали – на деле вовсе и не оружие, а всего лишь макет, тем не менее система сборки и разборки едина (для АК, принятого на вооружение войск РФ). Итак, именно сборку и разборку АК-74М мы и выполняли последующие два часа.

До вечера дела шли неплохо (мы успели промаршировать по плацу, выучить строевую песню). Точнее сказать, до прихода сержанта.
Сержант с чувством юмора, язвительным смехом и всегда готов подшутить, высказать что-то остроумное, но не всегда приятное. Он знал, что надо делать. Конечно, его можно было бы охарактеризовать просто как мудака, но у меня на это нет прав, есть основания, но нет прав. Потому что в своем деле он поистине очень хорош, что одновременно отталкивало и притягивало. Он жесток, груб и строг, но его стоило уважать.
Он сразу дал понять, что всё только начинается, что наши будущие два дня, наша жизнь – отнюдь не калина красная. Одним своим видом. Иллюзии отпали, теперь есть он, сержант, стало быть, мы познаем все прелести несения воинской службы. Так оно и произошло.

Не прошло и получаса, как он появился, но все автоматы были уже сданы дневальному, а перекладина для подтягивания установлена.
Построение повзводно, приступать к упражнению по приказу.
Фамилия (читает из списка, написанного заместителем командира взвода), проверка на готовность, приступать к упражнению.



Ужин.
Первый взвод идёт принимать пищу.
Затем второй.
И, значит, третий.

Меню: суп из курицы и картофеля, компот.
Достаточно вкусно.

После ужина занятия по физической подготовке на улице.
Холодрыга.
Нормативы: прыжки в длину с места, челночный бег. Все бы ничего, одно плохо: ждать долго, а холод собачий.

Наконец, все нормативы сданы, причем, успешно. Рота идет в расположение казармы. Но! Не так много времени на отдых. Практически сразу построение, разделение на три колонны и занятия по строевой подготовке. Раз – поднять левую ногу, левая рука назад, правая около груди; два – поднять правую ногу, правая рука назад, левая около груди. Раз – два, раз – два, раз – два и т.д.


Второй ужин, после чего вся рота активно занимается подготовкой к предстоящему на следующий день  марш-броску.

Дневальный стоит на тумбочке. При появлении старшего лейтенанта раздается приказ «Смирно!» Если звонит телефон, следует отвечать: «Дневальный … у аппарата». Если что, звать дежурного по роте. Под этим «если что» подразумевается гражданское лицо, или солдат, офицер другой роты.
Пришел, к примеру, мужчина за сорок в нетрезвом виде.
- О, здорово, брат! – протягивает руку гражданский.
Твои действия, дневальный?
- Дежурный по роте, на выход!
Он разберется.
Из оружия у дневального только штык-нож.
Всё это обязан знать каждый курсант.

Вскоре подготовка ко сну. Наряд ступает на свои посты, получив автоматы.

22:30 – отбой. 45 секунд на то, чтобы снять одежду, правильно расставить  обувь, убрать лишнее и лечь.

Рота спокойно спит. «Кто не спит – делает вид, что спит».



 

 День 2.


Рота, подъём! – кричит сержант.

- Отряд, стройся! Бегом! Бегом!

- Рота, за мной, справа, бегом – марш! Строиться в три колонны!
Пробежка, зарядка, отжимание.

- Гоу, гоу! Быстрее!

Отжимаясь, в строе слышны тривиальные шутки относительно утра, которое начинается не с кофе; никто смеяться, в общем-то, и не собирался. Что же, и жить хорошо, и жизнь хороша.
Тяжело дыша, по приказу все маршем идут в расположение казармы. Тридцать минуть на то, чтобы убрать постель, почистить зубы, умыться.

Дальше – хуже.

После завтрака первый взвод получил приказ об отбытии  на задание. Они – синий цвет. Мы – красные. Они – до вечера наши враги. Их задача состоит в том, чтобы обустроить засаду на колонну. Задача наша: марш-броском обнаружить и уничтожить засаду. Марш-бросок на 24 километра.
Итак, первый взвод получил приказ.
Второй и третий взвод готовятся правильно атаковать и держать оборону.
Вкратце: расстояние друг от друга не менее трех метров, бежать «змейкой», составляя ряды, и  так до тех пор, пока не прозвучит команда «в атаку!»

После обеда выход. До этого проверка снаряжения, убрать все лишнее. Затем: получить автоматы. Называешь фамилию. Выдают оружие. Мне достался АК 105-ой модели.


Дорога.
Мы пробежали шесть километров. Один отстал. Перешли на шаг, но время от времени приходится напрягать силы для бега.
Любой мимо проходящий транспорт – как субъект неприятельский. То есть «отряд, к бою» и огонь по транспортному средству.
На 9-ом километре, по данным разведки, должна быть засада. Дальше идем медленно, бодро и внимательно осматривая окрестности. Разведка в составе четырех человек идет впереди. Основная группа готовят оружия на исход.
Разведка доложила о найденных следах. Спустя пару минут враг обнаружен.
Третий взвод втянулся в бой, второй взвод прибывает на подкрепление. Есть потери, раненые. Командир отряда дает приказ окружать неприятеля, однако эта боевая задача провалена; но бой продолжается.
Наконец, командир отряда красных отдает приказ «В АТАКУ!», после чего исход боя решен: неприятель (синие) потерпели поражение, состав третьего взвода имеет большие потери.


Затем стрельба. Три попадания – оценка пять. Практически весь отряд справился.
Далее, повзводно, следуем к главному пункту назначения, где должен быть разбит лагерь. Все мысли только о еде, питье и отдыхе.  Ничего не нужно более. Все остальное – пустое. Никакая любовь, никакие страсти – всё, всё позади и всё дрянь, кроме пищи, воды и дома, да, крова, родного, где лучше всего.

Ещё километра 3-4 – и дошли до цели.
На берегу реки, достаточно грязной, разбили лагерь. Нарезали хлеб, достали тушонки, развели костер. Блаженство, вот оно. Но этого мало. Боль и усталость, изнеможение и жажда не проходят. Воду приходится черпать из реки, или же из ручьев, что текут совсем рядом, стоит только немного забрести в лес.
По реке плывет пароход с грузом. Красивый вид, отличный пейзаж. Когда-то в детстве рисовал подобное. Однако внимать всему этому нет сил. Мысли об одном: воды, срочно, воды, пускай грязной, талой, но – пить.

На костре кипятишь воду. Долго, костер кусает, жжет руки. Но исхитришься. Ножом вырезаешь в банке из-под говядины и гречи дырку, суешь заостренный сучок и, получается, чтобы не обжечься, «таким  Макаром» кипятишь воду на нормальном расстоянии от огня. 
«Таким Макаром» ; любимое изречение старшего лейтенанта. Невольно запомнишь.

Голод и жажда – с этими двумя братьями лучше не знакомиться. Но терпишь, терпишь, Слава Богу, не дошло до обезвоживания.



РОТА, ПЕРЕД НАМИ ЗАДАЧА: ДОЙТИ ДО РАСПОЛОЖЕНИЯ КАЗАРМЫ К ШЕСТИ ЧАСАМ! РОТА, В ШЕРЕНГУ, СТАНО-ВИСЬ! ОТРЯД, В ТРИ КОЛОННЫ, ПОВЗВОДНО, СТАНО-ВИСЬ! ОТРЯД, ЗА МНОЙ, ШАГОМ-МАРШ! ПЕСНЮ, ЗАПЕ-ВАЙ!!!

ПОЛКИ ИДУТ СТЕНОЙ, КРАСИВО ДЕРЖАТ СТРОЙ,
И ГОРДО ШЕЛЕСТЯТ ЗНАМЕНА!
КОМБАТ И РЯДОВОЙ, ЕДИНОЮ СУДЬБОЙ
МЫ СВЯЗАНЫ С ТОБОЙ, ДРУГ МОЙ!

СЛУЖИТЬ РОССИИ СУЖДЕНО ТЕБЕ И МНЕ,
СЛУЖИТЬ РОССИИ – УДИВИТЕЛЬНОЙ СТРАНЕ,
ГДЕ СОЛНЦЕ НОВОЕ ВСТАЕТ НА НЕБЕ СИНЕМ.
ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ ИДУТ РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА
И ПУСТЬ ВОЕННАЯ ДОРОГАЯ НЕЛЕГКА,
МЫ БУДЕМ ВЕРОЮ И ПРАВДОЮ СЛУЖИТЬ РОССИИ!


 
Вечер.
      
Несение караульной службы –
выполнение боевой задачи.


К шести часам не успели. Опоздали на час. Однако – дошли. Однако – все живы. Однако – больно.

В девять часов третий взвод заступил в наряд. Заместитель командира назначает часовых, те, в том числе и я, заступаем в наряд. Каждому часовому свой пост, своя территория, которую обязан защищать. СТОЙ! КТО ИДЕТ? Или СТОЙ! СТРЕЛЯТЬ БУДУ!
Солдат, заступающий в наряд, также обязан:
- Не оставлять пост, пока не будет снят или заменен. Самовольное оставление поста – воинское преступление.
- Иметь оружие заряженное и всегда готовое к действию.
- Не допускать посторонних лиц к посту ближе расстояния установленного табелем, кроме начальника караула, помощника начальника караула, разводящего и лиц, которых они сопровождают.
- Уметь применять средства пожаротушения на посту.

За время моего дежурства никаких происшествий не случилось. Только одна девочка прошла через территорию моего поста и встала на бетонный куб, заметив её, я, вольным жестом руки, дал ей понять, чтобы она вышла за ограждение. Она  кивнула головой – и я её не видел.




День 3. Финал.



 - Рота, подъем!

На этот раз нам крупно повезло, поскольку сержант в расположение роты не прибыл. Поэтому,  на радость курсантов, зарядка ограничилась простой пробежкой вокруг здания казармы.
Боль в ногах не утихла. Спалось нелегко: все тело ломило от боли, болел желудок от грязной воды, что пили из придорожных ручьев талой воды. Но, в конце концов, не все так уж и плохо.

Сдача нормативов.
Метание гранаты. Я попал с второго раза:
- Есть контакт! – голос офицера.
 Всего гранат 4. При непопадании – пять кругов пробежки.

Строевая подготовка после метания гранат.
Построение повзводно, обязательно головной убор.

- Курсант Репин!
- Я!
- Выйти из строя!
- Есть!
Два шага вперед, оборот, то есть лицом к взводу.
- Нале-во!
- Напра-во!
- Круг-ом!
- Напра-во!
- Шагом-МАРШ!
- Кругом-МАРШ!
- На месте, стой!
РАЗ-ДВА!
- Курсант Репин!
- Я!
Поворот лицом к старшему лейтенанту.
- Ко мне, шагом-МАРШ!
- Есть! – давая честь.
- Товарищ старший лейтенант, курсант Репин по вашему приказанию прибыл! – докладываешь, честь имея.
- Курсант Репин, стать в строй!
- Есть! – отдал честь, развернулся и прошагал в строй.
Всё верно. Но! Координация плохая.



Эпилог.

               
               
               
               
Уезжают в родные края
               
дембеля, дембеля, дембеля...


Нам открыли глаза и показали примерную жизнь в армии. В армии, в которой, как надеются они (те, кто всё это затеял, в частности: директор школы и её заместитель) мы все прослужим и выразим им  большую благодарность, но чуть позже.
Итак, сборы прошли успешно, некоторые из курсантов получили медали за отличия. Затем следовала длинная речь директора, слова благодарности в адрес курсантов; слова благодарности в адрес командиров, вызвавшие среди курсантов овацию (особенно когда отметили сержанта). И вопрос: нужно ли проводить сборы?
Каждый сам для себя ответил.

«Нахуй, никогда в армию не пойду»…многое можно было услышать из речей курсантов.