24. Теоретическое мышление

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Большинство наших решений непроизвольны; мы принимаем их по ходу действия, экспромтом, даже не успев заметить, что принято какое-то решение. В результате, само действие может оказаться не самым удачным. Но мы понимаем это только на лестнице, когда уже ничего не поправишь. Ну и ладно, ну и подумаешь, ну и не очень-то хотелось… Но иногда бывает, что и очень. И такая досада берет, просто хоть плачь. А что тут плакать, раньше надо было думать. Сначала думать, а потом делать – слышали такое? Видеть на шаг вперед, чуть дальше своего носа, планировать свое поведение. Или, говоря языком психологии, «строить конструкты» (по Келли). «Конструкт» – это не просто результат тщательного или очень тщательного выбора вариантов; план поведения составляется методом проб и ошибок после многократного применения этих вариантов. В воображении. Это и есть процесс теоретического мышления – мысленный эксперимент. Выбор оптимального решения при фиксированном режиме ожидания. Вместо того, чтобы менять этот режим (концентрировать внимание), человек выбирает оптимальный вариант путем воображаемого применения и отслеживанием воображаемых результатов.   
    Да что тут долго объяснять? Из-за того, что наши непроизвольные решения не осознаются, мы понимаем «мышление» только как теоретическое. Как будто непроизвольные наглядно-действенные экспромты и не мышление вовсе; а ведь дошкольник только ими и руководствуется – что же он, не сапиенс?
    Вопрос не праздный. Между теоретическим и «наглядно-действенным» мышлением и правда разница качественная – именно та, что характеризует человеческий разум и отличает его от всех других информационных систем,  – например, от компьютера или животного. Вероятно, Куколка семилетки представляет собой вершинную стадию эволюционного развития рефлекторной дуги – дальше следует уже революционная трансформация ИС. Поэтому остановимся на онтогенезе и нейрогенезе теоретического мышления подробно.

    Его формирование начинается в конце дошкольного Возраста в ходе «кризиса семи лет», когда обостряется и нарастает конкуренция между Игрой и Реалом за внимание ребенка и его время. Наиболее интенсивно процесс формирования идет непосредственно в ходе «игровых конфликтов» (со взрослыми), когда мышление ребенка еще не переключилось с игрового (абстрактно-действенного) на конкретно-действенный бытовой режим – как того требуют обстоятельства. Происходит совмещение Игры и Реала в спорных областях. К чему это приводит?
    Режим Игры характеризуется двумя основными условиями. Напомню, во-первых, что в Игре доминирует абстрактная информация: ребенок отвлекается от форм реальности и сосредоточен на смысле игры. Поэтому управляющие инстанции Куколки предлагают широкий выбор простейших реакций и стратегий. В результате, Синтезатор Решений продуцирует большое количество равноценных вариантов поведения. Субъективно такая ситуация ощущается как неуверенность, колебания, сомнения – но только перед лицом практических проблем, в конкретно-действенном режиме. А игра на то и Игра, чтобы выбирать решения наобум, наугад (в скиннеровом режиме случайных связей) из большого количества равноценных вариантов. В этом и состоит второе условие абстрактно-действенного режима мышления: снимается блокада решений с высокой дисперсией. Однако при выходе из ситуации Игры, в Реале, эта блокада вновь восстанавливается. Накопление неиспользованной  информации в Синтезаторе Решений активирует  рефлексию внимания, «окно внимания» в матрице архетипов смещается в сторону большей сложности. В этом и состоит механизм произвольного внимания: сосредоточенность на сути события при заполнении Синтезатора Решений. Образуется обратная связь между Синтезатором Решений и матрицей архетипов.

    С обретением внутреннего прототипа Дао (субъективной самости по Олпорту) мышление ребенка становится осознанным, а поведение – произвольным; «кризис семи лет» завершается и снимается замыканием первичного процесса внутри психики и образованием гиперциклов Второй сигнальной в структуре развивающейся Куколки. Когда мы говорим, что человек «способен к рефлексии» (или не способен), мы имеем в виду именно этот гиперцикл. «Управляющей инстанцией» «рефлекса среды» здесь выступает не внешняя среда, как в Первой сигнальной, а Буфер Обмена, где образуется теоретическая модель внешней среды, которая (модель) трансформируется и развивается в процессе теоретического мышления синхронно сдвигу «окна внимания». Второй управляющей инстанцией рефлекторного кольца теоретического мышления выступает  Буфер Обмена: произвольное внимание дополняется непроизвольным, «рефлекс среды» – условным рефлексом.