Знакомый почерк

Артур Балаев
 (В РУКИ АРТУРА БЕЛИКОВА, ДИРЕКТОРА КРУПНОГО, СОВРЕМЕННОГО СПОРТКОМПЛЕКСА, СЛУЧАЙНО ПОПАДАЕТ ДОНОС, НАПИСАННЫЙ НА НЕГО В КГБ СССР СОРОК ЛЕТ НАЗАД. ПОДПИСЬ ЗАТЕРТА, НО МУЖЧИНЕ ОЧЕНЬ ЗНАКОМ ПОЧЕРК "ДОБРОЖЕЛАТЕЛЯ" И ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО ЭТО МОГ СДЕЛАТЬ КТО-ТО ИЗ БЛИЖНЕГО КРУГА, КТО-ТО ИЗ ЕГО ДРУЗЕЙ. И БЕЛИКОВ НАЧИНАЕТ РАСПУТЫВАТЬ КЛУБОК...) .               
 «Начальнику городского отдела Комитета  государственной безопасности СССР  подполковнику Фетисову  И. В. ... Настоящим сообщаю, что комсомолец Беликов Артур Эрнестович, незаконно организовал подпольную секцию каратэ по адресу: 480339, г. Севастополь, улица Короленко-37. На своих занятиях  Беликов А. Э.  обучает студентов городских ВУЗов - юношей и девушек - основам японской национальной борьбы. Каратэ является  враждебным советскому строю боевым искусством, отрицательно влияет на мировоззрение подрастающего поколения, а также калечит психику советской молодежи. Я считаю, что Беликов А. Э. не достоин  высокого звания члена ВЛКСМ....»

... Лиза легко выпорхнула из подъезда, перебежала дорогу и, оглянувшись по сторонам,  достала из сумочки пачку сигарет. Супруги Беликовы, стоявшие у окна и наблюдавшие за дочерью, одновременно покачали головой, а Артур Эрнестович взял со стола айфон и набрал номер ее телефона:
- Лизавета! Это что еще такое? По заднице захотела?!
Дочь торопливо сунула сигареты в карман ветровки и, устремив взгляд на окно восьмого этажа, где, обнявшись, стояли ее родители, виновато втянула голову в плечи и робко ответила в трубку:
- Па... Ну ты такой смешной... Я уже большая девочка, мама двух сыновей... Мне тридцать лет, понимаешь?
- А ты понимаешь, что это вредно?! Предупреждаю: еще раз замечу с сигаретой  - мало не покажется!
- Ну ладно-ладно, даю слово! С этой минуты бросаю курить!... Так, все, мне пора - такси  приехало... - и она, широко улыбнувшись, помахала им ладошкой, послала воздушный поцелуй, и, плюхнувшись на заднее сидение подъехавшего "Рено", умчалась на работу. Два дня назад  зять, Алексей, забрав внуков, уехал в Новониколаевку - проведать своих родителей. И две ночи подряд Лиза оставалась у родителей. Когда такси скрылось из вида, жена погладила Беликова по щеке и улыбнулась:
- Ну что, самый строгий на свете па, завтракать-то будем? А то мы точно на работу опоздаем...
- Ты ешь, Надюша. А я не хочу.  Только кофе... 
Жена прижалась к его груди щекой:
- Ну что с тобой происходит, любимый? Ты уже несколько дней сам не свой - я же чувствую! Что случилось? Что-то на работе? Поделись со мной, не держи в себе! Я всегда подставлю плечо - ты же знаешь....
Артур Эрнестович нежно обнял жену и поцеловал:
- Знаю, моя хорошая. Спасибо тебе за все. Всю жизнь ты была для меня не только любимой женой, но и самым лучшим другом. Ангелом-хранителем... Я не знаю, как смог бы прожить свою жизнь без тебя - просто не представляю себе этого. Только вот на этот раз ничего не могу сказать тебе. Пока сам не разберусь во всем. Но как только разрублю этот Гордиев узел - ты узнаешь обо всем первой. Люблю тебя, Надюша... Больше жизни люблю...
- И я тебя, Артур...

"После тренировок, по дороге домой, Беликов А.Э. имеет привычку рассказывать своим подопечным пошлые анекдоты про Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. При этом  он иногда использует ненормативную лексику. Публичное оскорбление главы Коммунистической Партии Советского Союза я считаю верхом цинизма и антисоветчины..."

... Несколько дней назад, после работы, когда Беликов уже подходил к своему автомобилю, чтобы ехать домой, его остановил высокий, широкоплечий шатен лет тридцати пяти:
- Добрый вечер. Вы Беликов - директор комплекса? Я не ошибся? Меня зовут Вадим. Простите, все хочу заехать в вам в течение дня, но все никак не выходит - предельно загружен работой. Артур Эрнестович, я имею огромное желание записаться к вам...
Беликов пожал плечами:
- Так в чем же дело? Приходите завтра к 9:00 и администраторы вас запишут. А какую группу вы себе выбрали? Тренажерный зал?  Плавание? Тай бо?
Незнакомец раздвинул губы в улыбке:
- Нет, вы меня не поняли... Я хочу записаться в вашу личную группу, к вам лично: в группу  джиу-фан-джитсу.
Беликов развел руками:
- Простите, молодой человек, но это невозможно. Моя группа - это особая группа бойцов, закрытая. Мы занимаемся вместе вот уже много лет - еще с юности, и у нас нестандартная методика тренировок. Самому младшему из нас недавно исполнилось пятьдесят пять и вам с нами будет не интересно.
- Не отказывайте мне, пожалуйста! Я - фанат боевых искусств: в семь лет начал заниматься каратэ, позже перешел на дзюдо, экспериментировал с тэквондо и хапкидо. А на днях, на работе,  мне показали видеозапись с телефона. Ну, ту самую, сделанную первого сентября на школьном дворе. Когда вы впятером отделали дюжину "отморозков", пытавшихся сорвать детям праздник. Филигранная работа! И такая неординарная техника - у меня просто нет слов... Примите меня в свою группу хотя бы на пару месяцев! А я в долгу не останусь - не пожалеете.
Беликов громко рассмеялся:
- В долгу, значит, не останетесь? Вы бизнесмен? Металлом торгуете? Водкой? Или окорочками?
Шатен перестал улыбаться, сощурился и сжал губы:
- Я не торгую. И я не бизнесмен. Я работаю в... Ну, чтобы вам было понятно - поле моей деятельности - это сектор государственной безопасности.
- Понимаю. Но ничем помочь не могу. Хотя... Давайте продолжим наш разговор в машине!
Когда они уже сидели в салоне автомобиля, Беликов вдруг заговорил изменившимся голосом - тихо и глухо:
- Хорошо, я приму вас в свою группу... На год... Но в ответ попрошу об одном одолжении... Дело в том, что через две недели я отмечу свое шестидесятилетие. Это безумно много - шесть десятков  лет за спиной - целая жизнь... Будет много гостей, будут друзья, будут близкие... И среди них будет один человек, который не имеет права находиться за праздничным столом... Лет сорок назад этот "кто-то" написал на меня донос в ваше ведомство, которое тогда имело аббревиатуру КГБ... За  то, что я давал ребятам уроки каратэ. И только! Сегодня подобное обвинение может вызвать лишь улыбку, но меня тогда исключили из комсомола. А еще выгнали из института... Мать на этой почве слегла и получила инвалидность. Отец начал пить и умер от цирроза печени. Я сам чудом избежал суда. И предполагаю, что этим человеком может быть кто-то из моего близкого окружения. И я не хочу, чтобы за моим праздничным столом сидел подонок, исковеркавший  всю мою жизнь. А потому предлагаю сделку: вы называете мне имя того "стукача", а я принимаю вас в свою группу. Поверьте, я не собираюсь сводить с ним счеты - я просто исключу этого подонка из списка гостей и своих друзей. Даю слово. Вот моя визитка!
- Хорошо, Артур Эрнестович. Ничего пока не обещаю, но постараюсь решить ваш вопрос... 

"Дома, в своей комнате, на книжной полке, за  десятитомником Пушкина, Беликов А.Э. тайно хранит холодное оружие каратистов под названием нунчаки. А 29 сентября сего года он совершил аморальный поступок -  в день рождения комсорга курса Татьяны Тегимбаевой, он подарил ей магнитофонную бобину с концертом английского ансамбля "Битлз", который записал накануне с радиостанции "Немецкая волна"..."

... Вадим позвонил уже на следующей неделе, после обеда:
- Артур Эрнестович, здравствуйте. Уже есть информация для вас, но у меня, как всегда, сложно со временем. Поэтому попрошу вас подъехать к нашему ведомству. Часам к пятнадцати устроит? Тут напротив моих окон есть кафе "Каспий" - там и увидимся.
...Беликов сделал заказ и пока официант нес кофе, Артур Эрнестович с замиранием сердца слушал приглушенный монолог Вадима:
- Мне удалось отыскать в архиве тот документ, о котором вы рассказали, но... Но есть одно "но": я не могу пока назвать вам имя того человека, который донес на вас. Лист бумаги, на котором было написано заявление, в нижней части своей пришел в негодность. Не знаю, в чем причина - то ли бумага истлела, то ли влага попала - но подпись и фамилию  заявителя прочитать невозможно. Мне необходимо время, чтобы я докопался до истины, нужно еще хотя бы пару дней. Так что ждите..
Беликов крепко пожал ему руку:
- Спасибо вам, Вадим. Так хочется снять камень с души!
- Понимаю... А это вам, на память - возьмите. Возможно вы сами, по почерку, сможете установить имя "доброжелателя"! - и он протянул Беликову ксерокопию доноса.

"Беликов А.Э. ходит в институт исключительно в американских джинсах и откровенно заявляет о своем желании  носить одежду и обувь только импортного производства. Брюки, костюмы и туфли, производимые на отечественных фабриках, он часто критикует и высмеивает. А однажды произнес меркантильную фразу, что мечтает приобрести автомашину "Газ-24". И это является позором для члена ВЛКСМ...".

Вадим, попрощавшись, ушел, а Беликов остался сидеть за столиком: он пил кофе и раз за разом  перечитывал донос. Ему был известен этот почерк, он уже видел эти буквы! На него донес кто-то из друзей! Но кто?! Артур Эрнестович понимал, что близок к раскрытию тайны и от этого у него закололо в висках. Потом он достал из барсетки телефон и начал звонить:
- Привет... Это Артур... Я сейчас в кафе "Каспий", на Короленко... Мне плохо с сердцем... Приезжай скорее...
... Через полчаса за столиком в кафе их было уже четверо: сам Беликов и трое друзей его юности -  Сашка Кошелев, Ленька Тулянцев и Миша Батов. Кошелев покрутил пальцем у виска:
- Совсем "чокнулся"? Я так гнал машину, что чуть пешехода не сбил!
- Действительно, Артур, что за глупые шутки?
- В детство решил поиграть, старый хрыч? Я только из операционной вышел, шесть часов на ногах простоял!
Беликов взял со стола лист бумаги и выставил его прямо перед собой:
-  Смотрите сюда и слушайте! Сегодня мне совершенно не до шуток. И собрал я вас в разгар рабочего дня не для того, чтобы посмаковать кофе или поболтать. Вот тот самый донос, который на меня когда-то в юности написала в КГБ какая-то сволочь. И эта сволочь - один из вас!
Тулянцев откинулся на спинку стула:
- Да ты с ума спятил, Артур! Как такое могло прийти тебе в голову? Ты забыл, как мы втроем "отмазывали" тебя на бюро ВЛКСМ? И как нам  потом досталось за это?
- Это я прекрасно помню! Но факт есть факт: в доносе сообщается о том, что у меня на книжной полке хранятся нунчаки. О них знали только я и вы трое - самые близкие мне люди. Поэтому я прошу того, кто написал на меня донос подняться сейчас и уйти. И из этого кафе, и из моей жизни! - но никто из друзей даже не пошевелился.  Прошло минуты две и Беликов хмыкнул:
- Хм... Ну, раз не хватает духу - пусть каждый из вас напишет одно предложение в моем блокноте - и мы сравним почерк. Вот авторучка...
...Через минуту он положил раскрытый блокнот с образцами почерков поверх ксерокопии доноса, надел очки и, скользнув взглядом по строчкам, изумленно покачал головой:
- Ничего не понимаю! Простите, меня, братцы... Ошибся... Я просто идиот...
Троица дружно расхохоталась:
- Ха-ха-ха!... Мда... Понтий Пилат из тебя никудышный...
- Ха-ха-ха!... Видел бы ты свою рожу, господин Шерлок Хомс, когда произносил: "И эта сволочь - один из вас!"...
- Ха-ха-ха!... Ладно, Артур, забыли. Проехали, братан! Езжай сейчас домой и отдохни. 
... На первом же светофоре, остановившись на "красный свет", Беликов позвонил жене:
- Надюша, приезжай домой, пожалуйста. Ты нужна мне сейчас, как никогда! Я так благодарен Богу, что он послал мне тебя...
- Родной, я сейчас же выезжаю! Ты только не переживай! Все твои беды я приму на себя, слышишь? Люблю тебя, милый!...
... Всю дорогу домой Беликов пытался вспомнить, где же он видел этот проклятый почерк? Кому он принадлежит? Кто тот презренный "сексот", который ходит где-то рядом и дышит с ним одним воздухом? У подъезда его встретила делегация из трех человек во главе с начальником ЖЭКа Игорем Перфиловым:
- Здравствуйте, Артур Эрнестович.
- Добрый день, Игорь. Вы ко мне? Чем обязан?
Начальник ЖЭКа приложил руку к груди:
- Да я к вам и не к вам. Точнее - к Надежде Алексеевне...
- А что случилось? В чем проблема?
Перфилов развел пуками:
- Да вы же меня без ножа режете! У вас в подвале три дня назад порыв был, а сантехники мои - вот эти вот два оболтуса - на "шабашке" халтурили. Ну и Надежда Алексеевна, супруга ваша, сгоряча взяла да и "накатала" жалобу в ЖЭО. А сегодня пришло распоряжение из объединения - уволить обоих. А как я их уволю? Кто за них работать станет? Я с главбухом, что ли? Да, "бухают" они оба, и халтурят!  Да только кроме них работать больше некому. Уволю этих двух - кто останется? Уговорите супругу забрать заявление. Очень вас прошу! 
Беликов покачал головой:
- Это и есть ваша проблема? Где заявление?
- Вот оно!
Беликов принял из рук начальника ЖЭКа, исписанный синими чернилами лист бумаги с резолюцией начальника в левом верхнем углу, сложил его вчетверо и сунул во внутренний карман пиджака:
- Все, проблема исчерпана! Будем считать, что никакого заявления не было. Дышите спокойно.
- Спасибо вам, Артур Эрнестович! Вы - золотой человек!...
... Надежда Алексеевна вошла в квартиру, скинула туфли и бросилась в зал:
- Артур, ты в порядке?
Муж лежал на диване прямо в костюме, уставившись в одну точку на потолке и молчал. Она присела на краешек и положила ладонь ему на грудь:
- Тебе плохо, любимый? Вызвать "скорую"? - через тонкую ткань сорочки он чувствовал, насколько  горяча ее ладонь :
- Да, мне плохо... И так плохо мне не было ни разу в жизни.... Сорок лет назад один человек испохабил мою судьбу... Просто сел за стол, просто взял в руки авторучку и просто написал на меня донос в КГБ.  Просто на чистый белый лист  вылил ведро с нечистотами. Этот человек похоронил для меня, двадцатилетнего мальчишки, всякую надежду на какое-то будущее. Сегодня, спустя четыре десятка лет, мне довелось прочитать тот пасквиль. Он был неполным: отсутствовали имя доносчика и его адрес - время, словно оберегая меня, не сохранило две последние строчки. Но теперь я  знаю то, чего не хватает на том пожелтевшем листочке из архивов КГБ... Севастополь, улица Александра Матросова-9, квартира 12. Горшкова Надежда Алексеевна...  Кроме трех моих друзей о тех злополучных нунчаках знал еще один человек - ты, моя невеста...
Жена опустила голову и еле слышно произнесла:
- Ты узнал мой почерк?
- Нет... Хоть почерк сразу показался мне знакомым. Мы ведь давно перестали писать от руки - набираем тексты исключительно на компьютере -  и потому я не мог вспомнить, кому же он принадлежит? Но тут вмешался его величество случай: начальник ЖЭКа полчаса назад у подъезда вернул мне жалобу, написанную твоей рукой. Уже войдя в квартиру, я начал машинально читать ее и у меня подкосились колени... Самый близкий на свете человечек, моя любовь, смысл всей моей жизни, мой ангел-хранитель оказался предателем, "сукой", Иудой... Написано талантливо - нечего сказать! Отточена каждая фраза, безукоризненно подобрано каждое слово: чувствуется опыт!
Надежда Алексеевна резко поднялась с дивана подошла к столу, на котором покоились два листочка формата А4, взяла один из них в руки и, сощурив глаза, пробежала по нему взглядом:
- Боже мой... Никогда не думала, что тебе станет все известно... Как будто все было только вчера... Неужели сорок лет позади?
- Жалеешь о том, что та страшная и паскудная жизнь осталась в прошлом?
Супруга хлопнула ладонью по столу, словно поставила точку, лишив мужа права говорить:
- Прекрати! "Прошлое"! "Настоящее"! "Паскудная жизнь"! Да что ты ноешь? Что ты мученика-то из себя корчишь? Этот лист бумаги предопределил всю нашу жизнь! Да, я все просчитала! И пошла на этот шаг, сначала пожертвовав тобою, но потом компенсировала все потери  вдвойне! Все, что мы имеем сегодня - мы имеем благодаря этому доносу, понимаешь? Четырехкомнатная квартира в центре города, твоя работа в должности директора спортивного центра, мое кресло руководителя НИИ, дача, машина, деньги, Лизкина стажировка в Италии, ее кандидатская - все благодаря этому доносу, понимаешь?! Жизнь ему сломали! Бедный! Да кем ты был сейчас, если бы не я? Если бы не этот донос? Ну, окончил бы свой вонючий истфак и что? Ну, преподавал бы сейчас в школе - нёс бы никому не нужный бред за копеечную зарплату! А еще рассказывал бы детишкам о том, как в молодости наше поколение мечтало о демократии! А они в это время зевали бы от скуки и мечтали, чтобы скорее закончился этот никому не нужный урок этой никому не нужной истории... Говоришь, что страшная жизнь осталась в прошлом?  Ну уж нет! Какой же ты наивный, Артур! Тебе хоть известно, кто сегодня возглавляет городской совет ветеранов? Нет? Могу сказать: Фетисов Игорь Витальевич! Полковник в запасе, ветеран КГБ, тот самый, который принял у меня заявление. Ну а потом дал мне псевдоним "Медуза" и активно, много лет, продвигал меня по карьерной лестнице. А я чуть позже начала "двигать" тебя! И все сегодняшние руководители города и области пришли на свои должности из силовых органов. И все глобальные вопросы сегодня вновь решают они! Не тешь себя иллюзиями! Сними розовые очки - ничто не поменялось в этой жизни, понимаешь? Ничто!
Беликов поднялся с дивана, подошел к окну и, стоя спиной к супруге, тихо спросил:
- Последний вопрос, Надя... Сегодня ты сотрудничаешь с   н и м и?
Жена не ответила. Артур Эрнестович все понял и прервал тишину громким:
- О, Господи!!!... А вот интересно, как сегодня пишут доносы? От руки? Или набирают на компьютере? - он достал из кармана ключи от автомобиля, права и, положив их на стол, покинул квартиру...
... Приблизительно через час к четвертому окошку Севастопольского автовокзала подошел высокий, статный мужчина лет шестидесяти в дорогом темно-синем костюме и попросил:
- Девушка, будьте добры, один билет...  Подальше отсюда... Какой самый отдаленный населенный пункт?
Пухлая кассирша пожала плечами и кокетливо улыбнулась:
- Самый отдаленный - поселок Роман-Бурун - высоко в горах! Смотрите, мужчина,  чтобы голова не закружилась! От кого бежите-то? От жены или от тещи?
- От себя... Дайте, пожалуйста, один билет на ближайший рейс...
... Минут через сорок серая бескрайняя равнина за окном закончилась и юркая, белая  "Газель", в салоне которой на 12-ом месте сидел Артур Беликов, начала свое движение по горному серпантину. Такому же сложному и длинному, как сама жизнь...