Зов Вильны. Маргарита Артамонова, искусствовед

Владимир Кольцов-Навроцкий
 Вильнюс в зеркале искусства

Главной культурной ценностью Вильнюса является его Старый город, раскинувшийся у слияния двух рек в обрамлении зеленых холмов – он один из красивейших городов Европы – ему и посвящен настоящий сборник.
С литовской столицей связаны судьбы и творчество многих замечательных художников. Живописцы и графики разных эпох запечатлевали в своих произведениях неповторимый облик старого Вильнюса. Некоторые из них жили подолгу в этом городе, иные краткий период своей жизни провели здесь, кто-то был только проездом, но никого не оставлял равнодушным романтичный настрой этого необычного города. Необычного тем, что в нем одновременно чувствуется дух столицы и особая атмосфера уюта и спокойствия, которая царит в старых улочках Вильнюса. Это город, в котором кварталы европейского лоска уживаются с заброшенными уголками «нетронутыми цивилизацией». Это город, который являет собой редкий пример гармонии архитектуры и ландшафта: как будто сама природа вошла в его извилистые улочки и площади, непосредственно приблизилась к соборам и дворцам. И это город-памятник, в архитектурных ансамблях, площадях и улицах которого запечатлелась его древняя история.
Безусловно, наиболее ранние из представленных в сборнике произведений живописи и графики, относящиеся к концу XVIII в., первой половине XIX в., помимо своей художественной ценности имеют очень важное документальное значение. Очевидно, что и сами художники осознавали это, отсюда такое внимание к подробностям, скрупулёзная фиксация всех объектов, попадающих в поле зрения художника, тщательная проработка деталей. И в самом деле, эти акварельные и графические листы впоследствии стали ценным источником для искусствоведов и реставраторов архитектуры, поскольку какая-то часть зарисованных зданий исчезла или с течением времени изменилась, да и сам ландшафт города претерпел большие изменения. В этом смысле особенно интересны панорамные виды Ю. Озембловского, А. Жамета, Ю. Маршевски, М. Андриолли.
Хотя мы можем рассматривать эти старинные акварели и гравюры с городскими видами как своего рода пособия по изучению архитектуры Вильнюса, все же нередко мы можем заметить в них и стремление художников преодолеть сухую документальность, оживить композиции фигурами, подчас и жанровыми сценами. Показательна в этом отношении литография Василия Садовникова «Виленский кафедральный собор», в которой знаменитый петербургский мастер «перспективной живописи» показал городскую площадь не только в строгих линях архитектуры, но и в оживленном движении горожан и движущейся из глубины картины повозки, запряженной четверкой лошадей.
Бурным движением толпы наполнена и картина мастера исторической живописи Яна Дамеля «Отступление французов через Вильно в 1812 году», часто воспроизводившаяся в учебниках. Но в данном случае архитектура выглядит скорее декорацией, на фоне которой разворачивается историческая сцена.
Городской пейзаж в XIX веке имел особую популярность. Нередко художники выполняли специальные заказы на литографические изображения городских видов для иллюстрированных альбомов. В 1870 году известный живописец Иван Трутнев, поселившийся в Вилне за два года до этого, создал несколько цветных литографий для 5-го выпуска, сборника «Памятники русской старины в западных губерниях». Заведующий этим изданием П.Н. Батюшков (1810-1892), (младший брат известного русского поэта Константина Батюшкова) в это время (в 1868 г.) был назначен попечителем Виленского учебного округа, поэтому и посвятил очередной выпуск своего издания «памятникам православной старины только города Вильны». Вместе с Трутневым над этим альбомом трудились виленские художники Василий Грязнов и Дмитрий Чемоданов. В каких-то случаях, чтобы воссоздать древний вид памятника, художники обращались к старым литографиям, возможно, использовали и фотографии. В данном сборнике представлена литография Ивана Трутнева, которая в издании Батюшкова называется «Вид Николаевской церкви в настоящем виде», но кроме этого Батюшков поместил в своем альбоме и вид этой же церкви до ее перестройки в «русско-византийском стиле», завершенной в 1865 г. («Никольская церковь до 1864 года»). Вот это изображение, скорее всего, было выполнено Трутневым по фотографии.
С появлением фотографии интерес художников к жанру городского пейзажа не ослабевает, при этом возможности фотографии нередко применяются ими не только для воссоздания какого-то исторического места города, но и как опора для разработки живописной композиции. Так Станислав Флери, ученик И. Трутнева, сочетал труд фотографа с архитектурной живописью, подчас используя свои же фотографии для создания живописных композиций. Например, известен фотографический «прообраз» и его картины «Улица Стеклянная», приведенной в нашем сборнике.
Среди художников, делавших зарисовки городов во время путешествий, следует отметить Наполеона Орду. Начиная с 1872 года, уже в почтенном возрасте, он совершает поездки по Украине, Белоруссии Польше, Литве и зарисовывает архитектурные памятники, сохранившиеся и полуразрушенные. Свои наброски с натуры художник обычно выполнял в карандаше, затем дорабатывая акварелью, гуашью и сепией. Такая техника, которой он, к слову, великолепно владел, очень хорошо подходила к работе в условиях путешествия. Орда осознавал значение своего труда для последующих поколений. «Путешествуя с карандашом в руке, нарисовал остатки нашей былой славы и цивилизации», – писал он о себе в письме к Игнатию Домейко. Творческое наследие Наполеона Орды насчитывает 1150 акварелей и рисунков, которые он тщательно систематизировал и по географическому принципу раскладывал по папкам.
В конце XIX-XX вв. идея зарисовок «уходящей натуры» еще вдохновляла некоторых художников. В 1903 г. Николай Рерих по специальному поручению Императорского Общества Поощрения Художеств (будучи его секретарем) совершил путешествие по центральной России, а также побывал в городах Латвии, Литвы и Белоруссии. «Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные», – писалось в прессе. Этюд "Вильна. Остатки замка Гедимина", 1903 г. (Москва, Государственный музей Востока), выполненный масляными красками широким мазком, относится к серии работ Рериха, созданных во время этой поездки.
И все же задача документальной фиксации памятников старой архитектуры средствами изобразительного искусства с началом XX столетия постепенно уходит в прошлое. И хотя городской пейзаж по-прежнему привлекает многих мастеров, теперь они стали придавать изображению города личную эмоциональную окраску.
Одним из признанных мастеров городского пейзажа первой половины XX в. является Мстислав Добужинский, чья жизнь была тесно связана с Литвой. Вильнюсу он посвятил целые серии пейзажей. Кстати, есть у Добужинского и виды Стеклянной улицы, запечатленные с того же ракурса, что и в картине Станислава Флери.
Художника привлекают, казалось бы, ничем не примечательные уголки города: узкие улочки и маленькие дворики, брандмауэры и глухие заборы, черепичные крыши и трубы, рекламные вывески и голые веточки чахлых деревьев. Обычно эти пейзажи безлюдны, а если и возникают одна-две фигуры, то они выглядят как обобщенные силуэты. Не отмечает художник и примет погоды: кажется, что все пейзажи написаны в один тусклый пасмурный день. Все замерло, как будто и время остановилось…
Возникает печальный, может отчасти пугающий образ города, величие которого ушло в прошлое. Художник С. Ушинскас вспоминал: «Из разговоров с Добужинским у меня остались в памяти его замечания о своих городских пейзажах Вильно. Он сравнивал Вильно с Меккой или Иерусалимом, Александрией или Вавилоном в том отношении, что Вильно — это город, также имевший свою историю и религию, но уже мертвый и потерявший свое былое значение. Добужинского волновала не урбанистика, а внутренняя жизнь города, которую он видел в самых обыкновенных вещах — в стене, крыше или окне, имеющих, по его словам, свое прошлое, свои «переживания». Сотни людей там жили, страдали, радовались и умирали, а от всей этой жизни остались открошившаяся стена, подогнувшаяся арка, сдавленная тяжестью колонна — и все это тоже должно умереть, уйти в то прошлое вслед за людьми. Рассказывая об этом, Добужинский заключил: «Я рисую Вильно [...] в настоящем времени, но стараюсь изобразить в работе и то прошлое, которое сохранилось в течение столетий, хочу передать в работе и тленность материи и человеческие переживания».
Из представленных в нашем сборнике произведений первой половины XX в. нельзя обойти вниманием и картину Марианны Веревкиной «Костел Святой Анны в Вильне». 1913 г. (Музей современного искусства. Аскона, Швейцария).
С Вильнюсом связаны юные годы художницы: в этом городе она прожила с 8 до 18 лет, здесь приобщилась к рисованию. Впоследствии пройдя хорошую школу академической живописи, будучи одной из лучших учениц Репина, который высоко ценил талант Веревкиной и даже сравнивал ее с Рембрандтом, она отказывается от реалистической системы живописи, обратившись к экспрессионизму.
Картина «Костел Святой Анны в Вильне» относится к лучшему периоду ее творчества и выражает характерные черты ее манеры. Чувство тревоги, безысходности вызывает напряженный колорит картины, который определяется двумя диссонирующими цветами: краплак и ультрамарин спорят между собой. Цвет в картинах Веревкиной имеет самодовлеющее значение и не связан с освещением и даже объектами изображения. Мрачное настроение усиливается режущими диагоналями композиции. Здесь, как и во многих картинах того периода, Веревкина обращается к мотиву пути, дороги, использует прием многократного повторения подобных друг другу фигур в одинаковых позах в мерном ритме шествующих друг за другом. Такой вариант решения композиции напоминает картину Чюрлениса «Симфония похорон (VI)». (1903 г.)
«Вильнюс, прекрасный Вильнюс, многогранный, многослойный, многозначный, многоликий, многоречивый…» Он остается неисчерпаемым источником вдохновения и для последующих поколений художников. Каждый видит и воспринимает этот дивный город по-своему, и каждый художник находит свои краски, чтобы выразить свое восприятие этого города и свое впечатление…
Маргарита Артамонова, искусствовед