Иностранцы в СССР. Воспоминания переводчика

Олег Ларионов
        Любили ли Советский Союз иностранцы? Однозначно отвечу – в подавляющем большинстве любили. Да и было за что. Знаю это не понаслышке.
        В 80-х я работал переводчиком английского языка  на Череповецком металлургическом комбинате с группами иностранцев, которые приезжали к нам перенимать передовой опыт по металлургии.  Двое моих сокурсников с вологодского «иняза» устроились туда  и меня уговорили. Нас поселили в меблированной и весьма приличной  трехкомнатной квартире в гостинице для иностранцев на Краснодонцев. Я работал с молодыми специалистами из Египта и Индии, хотя общаться приходилось и с выходцами из других стран (разговаривали на английском, так как вся система высшего образования там построена на нем).  Люди эти были представителями среднего класса своих стран, и они искренне восхищались уровнем жизни в Советском Союзе, бесплатными образованием и медициной, возможностями, как теперь говорят,  социального лифта, дешевизной общественного транспорта  и продуктов питания. Но изредка мне приходилось иметь дело и с «буржуями». Запомнилась одна поездка в Москву, куда я сопровождал в качестве переводчика богатого египтянина. Ехали в двухместном купе «СВ». Наглый и надменный, он начал критиковать жизнь в СССР. 
        -Вы ютитесь в маленьких квартирках, а у меня большой дом и четыре жены, которых я содержу!
        -Зато у нас такие квартирки у каждого советского человека, а у вас половина бездомных и большинство в нищете живет! – парирую я.
        -Тебя проинструктировали власти, приставив ко мне, вот и несешь пропаганду, - ухмыляется египтянин (обращается «You» - «вы», так как в современном английском отсутствует другая форма обращения, а в презрении и надменности читается именно «ты»).
        -Никто меня не инструктировал! Я всю жизнь в СССР прожил, и знаю, что говорю.
        Поговорили мы с ним и насчет бесплатной медицины, и образования в СССР и ограниченного доступа к этим вещам большинства граждан в АРЕ, но мой собеседник по-прежнему мне не верил и всюду видел «пропаганду». Он отдал мне очень дорогую колбасу и другие мясные деликатесы, принесенные проводником – мусульманин не был уверен, что они изготовлены именно из говядины, а не из мяса «грязного животного».  Впрочем, политику мы оставили, и перешли к другим темам. Богатый египтянин сообщил, что является  большим поклонником  певицы Аллы Пугачевой, как и многие в его стране, а еще он без ума от фильма «Москва слезам не верит». –«А кто вам переводил этот фильм?» - спрашиваю. –«Перевода не надо. Там и так все понятно», - отвечает он. Впрочем, за все время моей службы в переводческом бюро ЧМК мне встретился только один подобный «кадр», не очень дружелюбно настроенный к СССР.
        А вот молодой мужчина из Египта по имени Амер с волшебной фамилией Алла-дин (мы с ним сразу подружились), которому я передал кое-что из того разговора,  сразу сказал: «Хвастун он, мистер Алекс! - так называли меня мои подопечные. - У нас таких богатых, как он, немного. Жить у вас здорово, все такое дешевое, особенно продукты! А насчет четырех  жен скажу:  да, по закону нам это разрешено, но очень мало тех, кто многоженство практикует. Во-первых, только очень богатые люди, жен ведь кормить и одевать надо.  Во-вторых, жены ненавидят друг друга, так что это за семья!..»
        Тем не менее Амеру пригянулась эффектная блондинка, работавшая кассиром в магазине, он с ней через меня познакомился, и все мечтал увезти эту «white woman» - белую женщину - в качестве второй жены. «Дружище, у нас ведь нет многоженства, и, наверное, тебе, Амер, это не разрешат», - предположил  я. Тот очень расстроился. Кстати, женился Амер только лишь в сорок лет. Он мне объяснил, что это типичная история в арабском мире. Сначала нужно получить образование, место под солнцем, обязательно скопить денег – и только потом жениться. А на все это уходят годы. По-дружески поинтересовался я и цветом кожи моего приятеля – ведь большинство египтян просто смуглые, а Амер черный, как гуталин. «Ваши граждане с Кавказа тоже на вас не очень похожи, - объясняет он. – Так и у нас. Вообще мои предки из центральной Африки».
        Кстати, насчет «железного завеса», о котором существовало много легенд. Одна наша сотрудница вышла замуж за американца, так никто ей в этом не мешал. Помню, как мы с ребятами по ее просьбе помогали таскать большие кожаные чемоданы, приготовленные для переезда за океан, а «америкос» бегал вокруг и ворчал, давая  ценные указания… Конечно, мы это осуждали в душе (что, мол, своих мало?), но реальных препятствий никто не чинил. Справедливости ради все-таки скажу, что позже мои письма в Каир до моего друга Амера, видимо, так и не дошли, так как я не получил от него ответа. А не ответить мне он не мог. Впрочем, не исключено, что виной тому моя служба в армии, где приходилось иметь дело с некоторыми секретами. Вот и отсекли спецслужбы контакты с иностранцами. Но такие действия государства, хотя и не очень приятны, но вполне понятны для меня. Тогда еще не наступила эпоха ельцинско-горбачевских выкормышей - предателей Бакатина и Калугина (Бакатин в августе 91-го стал последним в кресле руководителя КГБ СССР). Оба сдали в США масштабные совсекретные сведения, нанеся государству невосполнимый ущерб).

        Были случаи, которые вспоминаются сейчас с улыбкой. Так из разговоров с коллегами-переводчиками я узнал, что щупленькие корейцы и вьетнамцы  всегда восхищались тем, что в СССР в продаже  много риса и стоит он сущие копейки. И я сразу понимал: рис для них - поистине мерило уровня жизни.
        Однажды вызывает меня к себе начальник отдела, который иностранными языками не владел. У него сидит один из моих подопечных (в основном приезжие были молодыми людьми до тридцати лет). На египтянине лица нет, он чуть не плачет. Оказалось, тот «закрутил» мимолетный  роман с дамой, так сказать, с пониженной планкой социальной ответственности,  что имело печальные последствия для его здоровья. Начальник отдела обращается ко мне:
        -Спросите, как он познакомился с этой женщиной, где ее найти – мы ведь ее тоже должны вылечить. Объясните ему статью УК.
         У парня голос дрожит, и он, как заезженная пластинка, повторяет одно и то же:
         - Иду я, прохожая попросила у меня прикурить. Пошли мы… Куда не помню… Все как в тумане…
         Еще бы парню не трястись – ведь начальник отдела был по совместительству официальным представителем КГБ. Или наоборот, официальным представителем, а по совместительству – начальником. Правда, это не афишировалось – на дверях его кабинета красовалась лишь звучная фамилия с инициалами.
         В общем, парня вылечили и выслали на историческую родину, как нарушившего условия контракта. Впрочем, смех смехом, а в СССР были искоренены многие страшные инфекционные заболевания, уровень же венерических благодаря жестким профилактическим мерам был самым низким в мире. В России же с 90-х гг. по пришествию «добрячков»-либералов, умышленно все пустивших на самотек,  начался резкий всплеск заболеваемости главным образом среди молодежи, а число заразившихся смертельной ВИЧ-инфекцией (которой не было в СССР) официально достигло одного миллиона человек, по экспертным данным –  полутора миллионов человек, а по прогнозам к 2020 году эта цифра увеличится в два с половиной раза. Такое положение дел, возникшее именно благодаря действиям разрушителей и ненавистников  Советского Союза, представляет собой реальную угрозу будущему народа.