Забрезжил рассвет. Воспрянуть вновь! часть 10

Каменцева Нина Филипповна
Забрезжил рассвет. Воспрянуть вновь! часть 10


10. Когда ты полюбишь...

   После второй операции мы уже понимаем, что лучше, чем сейчас, не будет и наша Настенька-красавица останется на всю жизнь глухонемой, несмотря на расходы, наши надежды сразу рухнули, когда нам сказали:
– Это всё, что мы могли сделать для вас, – но она сама не падала духом, стремилась выполнять всё на отлично, и вскоре мы заметили, что она стала читать и писать в компьютере. Она глотала художественные книги одну за другой. В нашем доме все уже знали язык жестов, и братья с ней разговаривали именно так, но не только с ней. В её присутствии мы забывали, что можем произносить слова.

   Время бежало быстро. Один раз приехала Светлана из Франции и сказала:
– Я хочу купить квартиру в элитном доме, у меня есть такая возможность, а эту продаю.
 Недолго думая, мы берём небольшой долг (ипотеку) в банке и покупаем её квартиру. Во-первых, мы здесь уже привыкли жить, у Настеньки есть здесь же подруга Анютка! Во-вторых, понимаем, что наш сын Владимир оканчивает школу и пойдёт в институт. Он захочет отделиться с однокурсниками или пойдёт в общежитие, как все студенты. Правда, тем, кто живёт в Москве, не дают общежитие, но так как он идёт и по спортивной линии, ему, как спортсмену, выделяют площадь на одну койку в общежитии, в комнате для трёх спортсменов, чтобы всегда быть рядом, находиться вблизи от тренировок, совсем рано до начала занятий, а также в вечерние часы; и в этот сентябрь он уже не живёт с нами. Выбрал специальность – Исторический факультет, не знаю только зачем, но я не вмешиваюсь в его выбор.
 Денис выбрал Кадетский корпус, я ещё не знала, что и он одновременно уходит от нас. Почему они приняли совместное решение покинуть нас – тоже не знаю, но думаю, чтобы не мешать воспитанию нашей глухонемой Настеньки, на которую уходило всё наше свободное время.
  У неё обнаружились большие способности в балете, и она была стройна, красива, как берёзка, а её подружка Анюта, хоть была и красива, но отставала в росте и стройности, видно, дома перекармливали ребёнка. Хотя сыновья днём мне раньше помогали, иногда забирали Настеньку из школы и везли на балет, но я понимала и их: они хотели уже общаться с девушками, а здесь, дома, в тесноте, некуда было бы их привести.

Прошли годы, сыновья разъехались по разным городам, а девушки наши стали просто красавицы: стройные балерины, – и на последнем отборе нашу Настеньку пригласили танцевать в Большой театр в Москве. Пока не на очень серьёзные роли. Анна, моя соседка, всё сделала, чтобы и её дочь попала туда, ведь у неё были большие связи в Москве. И они вместе стали выезжать на занятия. Только упорный труд заставлял обратить на себя внимание. Глухонемым, обучающимся в специальных учебных заведениях для глухих и слабослышащих, на время обучения дают 2-ю группу, а по окончании обучения – 3-ю. Но мы уже давно не заполняем бланки на переосвидетельствование инвалидности, ведь она уже стала сама себе зарабатывать на жизнь.
Со временем ей начали давать главные роли: «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Кармен», «Жизель», – Анюта возмущалась, но в то же самое время восхищалась её танцами.
   Однажды после длительных репетиций, после премьеры «Жизель» Настенька принесла домой большую корзину белых полевых цветов, и там была записка от молодого человека: «Здравствуй, Настенька, меня зовут Константин. Я давно наблюдаю за тобой, ты покорила моё сердце, я постоянно сижу на четвёртом месте первого ряда, обрати, пожалуйста, на меня внимание. И если я тебе покажусь немного симпатичным и достойным твоего внимания, то мы можем в следующее воскресенье пройтись в парк на ВДНХ, посмотрим выставки достижений народного хозяйства и многое другое...» – она прочла с вдохновением и передала мне.
    Я поняла подростка: первая влюблённость, пора любви. Потом она быстро-быстро жестами стала мне рассказывать, что у Анюты уже есть парень и они целовались. Я слушала и думала: «О нет, Господи, только не это!» – ведь парень не знает, что она глухонемая, и это будет первая настоящая подростковая травма, когда она себя почувствует недолюбленной и отвергнутой. Что мне делать и как ей объяснить?.. И я только сказала, тоже жестом: в нашей семье девушка с парнем не целуется до обручения, и пока тебя не сосватают, прости меня, я должна сказать об этом отцу. Она обиделась, надула губы и ушла в свою комнату.
    Когда Андрей пришёл домой с работы, я ему рассказала всё. А он вошёл к ней в спальню и нежно стал объяснять на языке жестов:
– Знаешь, Настенька, ты уже не ребёнок, и мы тебе доверяем, но мы уже не сможем постоянно контролировать тебя везде. Мир жесток, и в нём много лжи. Ты просто скажи ему в записке, что с первого раза не соглашаешься выйти с ним куда-нибудь, дай возможность, чтобы он заинтересовался тобой, каждый раз приходил в твой театр, именно на твои выступления. И если ты заметишь, что он всё же желает встретиться с тобой, возьми с собой Анютку, пускай она тебя переводит. Лучше сразу ему узнать, чем потом, когда ты сама полюбишь его. И ещё совет: переговаривайтесь по интернету, ты же прекрасно пишешь. Ты литератор!
– Ты прав, отец, я так и сделаю!
В следующий раз она опять получила цветы, и в букете была записка с адресом сайта, где она смогла бы с ним общаться. Они переписывались один год, поначалу на «Одноклассниках», потом на Facebook. Он изливался любовью к ней, она же скромностью и нежностью. Эта переписка всё же привела к их встрече. И когда они договорились о встрече, она написала, что будет не одна, с подругой. Он же написал: «Тогда и я приведу своего лучшего друга Серёжку. У него очень непростая судьба, но у меня нет лучше друга, чем он. Он спортсмен, участник зимних Олимпийских игр прошлого года, выиграл с медалью, правда, не помню, какое место он взял, – санный спорт!» – и она ему ответила, что приведёт Анюту, она танцует в Большом театре, но в какой роли – не уточнила. Я очень нервничала в эти дни. Купила ей дорогое платье, правда, ей ничего и не надо было, она сама украшение всего.
Впервые я нервничала, сама повезла двух девушек на свидание к двум молодым людям. А может быть... я постоянно отгоняла от себя другие мысли, единственное – сказала Анютке, чтобы она не теряла из виду Настеньку, когда будут танцевать. Потому что я уже знала, что после парка они хотели попасть и в бар. Я поехала домой, позвонила Анне, чтобы она зашла ко мне. А та была спокойна:
– Не беспокойся, нужно же когда-нибудь им выйти в свет, что ты её держишь взаперти?
– Ты же знаешь, как нелепая встреча сможет травмировать Настеньку, она... ты же знаешь... – я в слёзы.
– Ой, Дарья, может, ты посчитаешь меня сейчас грубой, но я тебе скажу прямо: на каждый горшок найдётся своя крышка, – и мы обе рассмеялись.
– Ты права, просто сейчас я бы не хотела её травмировать.
– Ну вот я вышла замуж за сына профессора – и что? Много ли он уделял мне и моей дочке внимания? Скудные алименты, и всё.
– Прости, ты никогда не делилась со мной своей жизнью...
– А чего же, лучше сейчас пускай обожгутся, чем в подоле принесут. Сколько мне пришлось вытерпеть за всю жизнь...
Звонок – это Анютка:
– Мама, у нас всё хорошо, не беспокойтесь, нас проводят.



http://www.proza.ru/2017/06/15/173
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2017
Свидетельство о публикации №217061500173