О литературном балласте

Леонид Котов
Известно, что корабли за долгое время плавания обрастают огромным количеством ракушек. Чтобы сохранить плавучие свойства корабля, его корпус необходимо чистить от нарастающего балласта.
Вот так же обрастают балластом и литературные произведения. Балластом, который, затеняет, а порою и извращает смысл содержащихся в них наиболее ярких мыслей, изречений. И чем более значительное произведение, тем больше к нему липнет балласта. Но, в отличие от кораблей, чистить литературный балласт невозможно. Наоборот, часто он претендует на особое значение. Под предлогом раскрытия глубинного содержания, о котором автор, возможно, и не задумывался, перетолковывает, раздувает или извращает смысл цитат из произведения.
Например, мы часто встречаем по разным поводам повторения известной фразы Воланда: “Рукописи не горят”. Причём, зачастую, без какой-либо необходимости, без всякой связи с обстоятельствами рождения этой фразы. Мол, понимайте как истину, вопреки реальности.
Однако,
“… вторить Воланду не нам, но со времён Александрии (*)
Грешно землянам проявлять к огню беспечной эйфории”.

Это строки из моего стихотворения “Рукописи не горят?” Александрия упоминается в связи со сгоревшей в ней в давние  времена знаменитой библиотекой, основанной в 4-ом веке до нашей эры, когда большую часть фондов составляли рукописи в единственном экземпляре. Десятки тысяч, а по некоторым сведениям – сотни тысяч носителей, на которых были запечатлены мысли древнего разума, безвозвратно потеряны. Быть может, для Воланда они и не пропали, но ему они ни к чему, а для человечества их утрата горька.

И уж тем более смешно в нашей реальности бездумно тиражировать фразу Воланда:

“Ничего не просите! Никогда и ни у кого, в особенности, у тех, кто сильнее вас. Придут и сами все дадут!”

Уж тут и комментировать нечего, когда и положенное просишь – зачастую не выпросишь.

“Придут? Дадут? И где же это?
Мессир, Вы, видно, пошутили,
Но “шутка” разошлась по свету,
Знать, многим Вы рассудок замутили.

Нет, не придут и не предложат!
Неправду изрекли Вы нам, мессир.
Увы, такого быть не может,
Не так устроен этот мир.

Отнять, забрать —
             хоть подлостью, хоть силой,
Таков наш мир; не Вам ли то не знать?
Но чтоб без просьб давали? — наступила б
Тогда не жизнь, а божья благодать”.

(полный текст стихотворения “Мессир Воланд, Вы не правы!” - http://lfkotov.narod.ru/fil/ne_dadut.html )

Ради иллюстрации “литературного балласта можно  бы привести множество других изречений, но мы ограничимся ещё одной чрезвычайно часто повторяемой фразой: “красота спасёт мир”. Повторяется она со ссылкой на авторитет Достоевского и подтекстом буквального восприятия мысли, содержащейся в этой фразе. Повторяется, несмотря на то, что в критической литературе уже неоднократно показано, что Достоевский от себя этого никогда не писал, фразу произнёс его герой и её смысл надо понимать с учётом обстоятельств, в которых она произнесена. Потому далее останавливаться на этом не имеет смысла, но мы, в связи с содержащимися в этом изречении словами хотим напомнить тютчевскую  строку из стихотворения “Silentium!”:

“Мысль изреченная есть ложь”.

Учитывая это тютчевское предупреждение, задумаемся над смыслом слов “красота” и ”мир”. Читатели (слушатели) по-разному воспринимающие смысл этих слов, по-разному поймут и смысл фразы “красота спасёт мир”. А значения каждого из этих двух, казалось бы – простых – слов, можно понимать по-разному.
Красота человека, красота вещи, красота природы,- это всё разные красоты. У человека, кроме внешности, есть ещё и душа. О добром человеке нередко говорят – у него красивая душа. Красота тут равнозначна доброте.
Красота природы воспринимается разными людьми по-разному. Вот пример такого разного восприятия, показанный поэтом Иваном Дмитриевым в стихотворении “Прохожий” (1803):

Прохожий, в монастырь зашедши на пути,
Просил у братий позволенья
На колокольню их взойти.
Взошёл и стал хвалить различные явленья,
Которые ему открыла высота.
«Какие, — он вскричал, — волшебные места!
Вдруг вижу горы, лес, озёра и долины!
Великолепные картины!
Не правда ли?» — вопрос он сделал одному
Из братий, с ним стоящих.
«Да! — труженик, вздохнув, ответствовал ему:
Для проходящих».

Да и в современной жизни можно нередко услышать от горожанина презрительное “сорняки” по отношению к репейнику, васильку, кипрею… многим другим травам. Хотя сорняки они только на культурном поле, а в городской среде очень даже полезные растения, не менее полезные, чем деревья. В городе они, как и деревья, очищают воздух от пыли, насыщают его кислородом, в жаркую погоду и охлаждают (так как поглощают солнечную энергию). А красота? Так ведь, повсеместно цветущее множеством разных цветов, сменяющих друг друга в течение весны, лета, осени, разнотравье куда красивее и естественнее специально возделываемых украшательских делянок оранжерейных цветов. Не говоря уж о том, что природа дарит эту красоту бесплатно, а оранжерейные дива стоят огромных денег.
Ну а слово “мир”? Мир в семье, мир между государствами, окружающий нас мир, человечество, мир – вселенная.
Вот и подумаем – какая красота и какой мир спасёт? А Достоевского растолковывать, перетолковывать напрасно, он всё сказал в своих произведениях. Нужно только внимательно читать.

Завершая это размышление о литературном балласте, хочу сказать любителям его сочинять: не надо надуманной философией забивать людям головы и засорять и без того мутный литературный океан. Лучше лишний раз напомнить авторский текст, содержащий глубокие мысли. Например, если уж речь о красоте, так вот эти строки из стихотворения Заболоцкого “Некрасивая девочка”:

“И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”