Стюардесса

Игорь Мельц
Это название престижной специальности перекочевало к нам из английского.
«Бортпроводник, бортпроводница» - более привычное для нас.
Не буду вдаваться в происхождение этого слова.
Это не цель моего повествования.
На заре своей молодости, выполняя полёты в качестве пассажира на воздушных судах, я с восхищением следил за этими молодыми и красивыми существами порхающими по салону воздушного судна, с улыбкой исполняющие свои обязанности по обслуживанию пассажиров, создания для них удобств и выполнения их желаний.

Волею судьбы и моих желаний авиация стала моей основной специальностью на всю оставшуюся жизнь сначала в ВВС (в военно-воздушных силах), а затем и в гражданской авиации.
По вполне понятным причинам в кабине боевого самолёта должность стюардессы не предусмотренна. В кабине всё предельно тесно расположено, ничего лишнего:  парашют на котором сидишь прикованный к катапульте, приборная доска, органы управления и.... никаких бортпроводниц. Вместо телевизора – экран радиолокатора, вместо подноса с едой – кислородная маска.
Вот такая невесёлая обстановка.
Нет, конечно и там бывали интересные и захватывающие моменты: нажмёшь вот эту зелёную кнопочку и где-то внизу  сзади расцветёт веер разноцветных ракет, а вот эту под предохранительным колпачком и откроются бомболюки, а эту.....
Нет лучше не надо, это только при полётах за рубежём и только в особых случаях.

И вот...

Прошло некоторое время, оно даже не «прошло», а просто «пролетело».
В это понятие входит : демобилизация, переучивание, экзамены, тренировки и   многое, многое другое.

И в результате этой эквилибристики я оказался в пилотской кабине мирного пассажирского лайнера. Здесь нет бомболюков, ракет, парашютов, а здесь есть экипаж – временная дружная община, семья, неразрывно связанная интересами и действиями в целях безопасности пассажиров.
Почему «временная»?
А потому, что выполнив задание, рейс, каждый из нас вернётся в свою семью, к своим жёнам, детям, бабушкам, друзям и знакомым.
Но, опять таки «временно» до следущего рейса.

И на каждый рейс в состав экипажа вводятся бортпроводники.
Кто же они такие?
Они могут быть очень разные по полу, возрасту, образованию, семейному положению и т.д.
И только одно обязательное правило: каждый из них должен пройти обучение этой специальности и получить удостверение на право такой деятельности, регулярно, как и остальной лётный состав, проходить переподготовку, медкомиссии и т.д.
Бортпроводники входят в отдельную службу, у них свои начальники и свои порядки.
Особую категорию составляют студенты вузов, которые выполняют эту работу в период каникул или заочники. Это является хорошим подспорьем для их тощего кошелька.
Но это так. Как говорят «для статистики».
Главное, что в своём большинстве, это люди влюблённыё в свою специальность и в небо!
Ой, а какие они разные! Какие же они интересные. У них разные планы на дальнейшую жизнь,  они по-другому мыслят, у них разные интересы и главное, что они не входят в постоянный состав экипажа. Но если по какой-то причине состав лётного экипажа пришёлся им по душе, то правдами и неправдами они ухитрялись на «дальний» рейс попасть именно в этот экипаж.
Ох,  уж эти девушки!
Для  непосвящённых. «Дальний рейс», это когда экипаж, «отлетав» медицинскую норму, должен уйти на отдых в профилакторий, а рейс продолжит другой уже «отдохнувший» экипаж. Пассажиры не замечают этого, когда происходит смена экипажа. Например: при полёте Москва-Владивосток происходит две смены экипажа.
И в этом случае экипаж возвращвется домой на пятый или на седьмой день.
Тоже самое происходит при посадке на запасной аэродром по метеоусловиям.

Неделя, а то и больше, (бывают варианты). Как одна семья мы отдыхаем, завтракаем обедаем и ужинаем все вместе и в одно время. Ходим в лес по-грибы, в кино, в театр, на рынок, в магазины все вместе потому, что в любой момент нас могут вызвать в профилакторий.

Ну, вот.  А теперь когда Вы, Читатель, усвоили особенности лётной работы я перейду к деталям.

Большой пассажирский самолёт берёт на борт  150-250 пассажиров. В этом случае бригада бортпроводников насчитывает до 5-6 человек. Кто-то из них отвечает за багаж или груз присутствуя при погрузке. Остальные работают с пассажирами.

Сейчас «Смешинки».
 Идёт погрузка багажа. Вика Балшина наблюдает за работой грузчиков и считает чемоданы бегущие по транспортёру в люк. Там второй грузчик принимает чемоданы и раскладывает их в отсеке.
Вдруг один из чемоданов срывается с транспортёра и падает с высоты на землю.
И почти одновремённо  Вика, красивая брюнетка, «куколка» очень громко выдаёт ТАКОЕ,  о чём я не могу тут написать.
 В её тираде оказались все родственники всевышнего,  родственники их родственников и совсем неизвестные мне люди, звери, а также просто нецезурные выражения.
И это Вика, эталон невинности!
Но как ни странно. Грузчики её поняли. 
Остановили транспортёр, подняли чемодан воодрузили его снова на транспортёр и культурно и просто попросили Вику не шуметь.

Здесь нужно добавить, что грузчики выполняют низкоквалифицированный труд  за малые деньги и сами не отличаются высокой культурой.  А Вику знали и боялись как огня. В остальном она ни чем не выделялась среди остальных девушек.
Всегда опрятная, вежливая, улыбчивая она хорошо исполняла свои обязанности.
 Но в авиации традиционно принят юмор, шутки и розыгрыши. Такой уж этот народ неукротимый в своей работе, всегда готовый выходить из сложных ситуаций и одновремённо страстно любить жизнь.
На этот рейс пришла новенькая сюардесса и штурман Толик Савустьян, балагур и весельчак, подошел к Вике и что-то тихонько стал ей втолковывать. Она смеясь согласилась и каждый занялся своим делом.
Новенькая стала принимать багаж, а Вика подошла к ней и тихонько очень серьёзно стала объяснять, что поскольку мы летим с ночёвкой в Новосибирске, то в этом случае надо знать, что как всегда, третий номер, тоесть она, раз она новенькая, то должна спать с бортмехаником.
Девушка слегка задумалась и спросила:
- А почему с бортмехаником?
- А что бы ты хотела?
- А мне бы хотелось со штурмнаном.
Конечно, кряжистый и длиннорукий бортмеханик уступал по красоте смазливому штурману.
Но Вика с серьёзным видом коротко объяснила:
- Со штурманом всегда спит Валентина.
И тут это диалог был прерван шумом двигателя рулящего борта, Вика махнула рукой и побежала по трапу в самолёт. Автобус привез на посадку пассажиров.
Во время полёта никто больше не возвращался к этой теме, а после посадки в Толмачёво экипаж направился на КДП сдавать оружие и документы, а девушки направились в гостинницу.
 Смеркалось, поскольку разница между  аэропортом вылета и  Новосибирском составляла 4 часа. Нужно быстро поужинать и готовиться к отдыху.

Вот тут и возникла развязка этой «шуточки».
Бортмехеник вернулся в гостинницу позже всех и тут же прибежал к командиру.
- Командир, а что это с новенькой?! Сидит у меня в номере с вещами и молчит.
Толик заржал !
И он рассказвл об этой причине.
- Савустьян, бери  Вику и идите извиняться перед девушкой, быстро! Скомандовал командир.
Всё уладилось, но мы сделали вывод, что каждая шутка должна иметь предел.

КОМАНДИР
Полёт проходил в штатном режиме. В пункте промежуточной посадки Уральске погода была на пределе. Низкая облачность,  мокрая  ВПП , коэфициет сцепления на пределе и сильный  боковой ветер.
Командира корабля за штурвалом саменил летевший проверяющим командир отряда  Иван Доронин. Он опытный лётчик, заслуженный пилот страны.
 
Загрузка полная, в салоне 115 пассажиров.
В этих условиях рашение на посадку или уход на запасной аэродром принимает  командир.
О своём решении командир сообщил дисптчеру , приступил к снижению  и по внутренней связи предупредил бортпроводников, которые обязаны проверить безопасность в салонах.
В облаках усилилась болтанка, по обшивке забарабанили осадки.
Сильный боковой ветер слева усложнял посадку для левого пилота  (командира) при визуальной посадке.
Это хрестоматия, в этом случае второй пилот страхует командира.

Вошли в глиссаду.  Мотает, но идём хорошо. Вывалились из облаков строго на курсе, но самолёт идёт «раком». Справляемся  и касаемся полосы  точно по осевой.
Сразу выпустили тормозные парашюты и выключили двигатели. Но вот тут вступил в силу один из основных законов физики.

Когда сильный боковой ветер мгновенно заполнил купола парашютов, то как-будто кто-то дёрнул хвост самолёта в сторону  и мы стали выполнять медленный вальс на полосе. Прашюты тут-же сбросили,  но поступательное движение семидесятитонной машины  было уже невозможно.

Медленный вальс продолжался. Доронин эксперементировал тормозами стараясь удержать машину на полосе. Частично у него это получалось, но полосы всё-же нехватило  и  самолёт  задом-наперёд  всё-же  выкатился  с  полосы. Чуть-чуть, всего  на  несколько метров, но это тоже опасно.  Гнетущую тишину радиоэфира лаконично  нарушил диспетчер посадки:
- Ну что там у вас?
С высоты своей башни он конечно видел, что самолёт выкатился, но деталей не знал, а по радио каждое слово может быть лишним.
- Сейчас посмотрим.
-Василий, приказал командир, посмотри  что там.  И бортмеханик через люк передней ноги  выскочил наружу. Сделал беглый осмотр и вернувшись доложил:
Грунт  твёрдый, шасси не провалились.
Диспетчеру:
- Запускаем  двигатели, заруливаем на стоянку.

Машина сопровождения радостно сверкая мигалками повела нас на стоянку.
Прилетевшие пассажиры покидая самолёт никак не могли понять как это всё произошло.
А транзитные наперебой обсуждали как это может самолёт производить посадку                задом-наперёд.
После тщательного осмотра самолёта мы строго по расписанию продолжили полёт.

Продолжение следует.