Картопля, черемисы и протопоп Аввакум

Андрей Козлов Кослоп
Мой друг в фб на меня обиделся за то, что я на него наехал круто. А я хучь и не христианин, но по-христиански его люблю-уважаю, даже по-советски, не просто как ближнего (хрен знает, чё это такое ближний) , а как друга-приятеля. А нет уз святее товарищества, как учил козак  Бульба. Судя по фамилии Тараць Бульба был бялорус, ибо по мове картошечка переводится как "картОпля" .  И, таким образом, Моголь, наш Николай Васильевич, был заслонный монгол-бульбак, бялокацап, бяловежский москаль. Пчму наехал? Птму  что русь-русские это Держава, великая наша, которую сплотила навеки. Причем Русь это не только древняя Русь с Ладогой, Новгородом, Киевом,   Владимиром, Суздалем, Ярославлем, Тверью, Вяткой, Москвой, Нижним Новгородом, Москвой, Петербургом, Москвой. То есть, даже саму Русь Древнюю, центральную, восточно-европейскую, сплотила навеки тоже "русь". И эта "русь"  - это не братья-славяне, это дружина великого князя, то есть государя. И это не историческая версия-гипотеза, а это констатация известного факта, что слово "русь-рось" в древних летописных текстах означало  княжескую дружину Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые были скорее всего, славяне, но не новгородские или какие еще восточно-европейские (типа: словене, кривичи, вятичи, поляне, северяне, древляне и так далее) , а славяне из Пруссии, типа полабов, полян-поляков или бялорусов, которые в те стародавние времена были просто русы без "бяло". Теоретически могло быть в них нечто колбягско-жмудьское, ибо считается, что Пруссия в древности было государством, населенным пруссами, родственными жмуди, литве, латышам.  Но согласно "Прусско-русскому словарю" В. Топорова, верховным волхвом этих древних пруссов-язычников был "криво-кривайтис" (в интернет словаря нет, идите в облбиблиотеку) , а литовцы-латыши по сию пору называют русских "криеви".  То есть, русские-росы вообще в древности не были этносом, и потом и русские тоже не были этносом, что видно из самой формы слова, которое есть прилагательное.  Они были государственным сообществом. Поскольку среди подданных России есть народы , которые "нерусские", говорят в быту на нерусских языках и имеют "нерусскую" религию, свои местные обычаи, то подданных России приходится называть россиянами, хотя строго говоря "русский" и "россиянин" почти  одно и тоже, так что чеченец, украинец, еврей или удмурт нередко может сказать "я  -русский". Потому что он подданный (в наше время "гражданин") России, которая тоже самое, что и Русь.
Наехал я в сущности за некоторый национализм, которому симптоматичным образом сопутствовало коверкание русского языка. Оное коверкание допустимо для художника слова, ибо  художник слова  имеет право использовать весь диапазон языка, включая диалектизмы, сленг, феню, украинизмы, варваризмы, разговорную лексику и неологизмы, им самим выдуманные, как делал великий русский поэт Хлебников Велимир Батькович и другие. Но великий, средний и вообще никому не нужный русский поэт не может быть националистом, то есть, сознательным или бесознательным подрывником Державы. Поэзия дело веселое, но подрыв Державы - дело прискорбное, грустное, нехорошее и мерзопакостное. Мобуть, человек-людына просто так блаблакает.  Мы мирные, свободные люди и можем мобутькать как нам заблагорассудится. Но наш бронепоезд стоит там где надо стоит, поэтому неуважуха  к национальны и религиозным, равно как и безрелигиозным чувствам нашей принципиально многонациональной сообщности людей (так в нашей Конституции наскрижалено, и Ефедорова надо наказывать как подрывника за его антиконституционные рассусоливания , Конституция да непоругаема бысть).  Конечно, восточнославянские (или североно-восточно славянские), "русские" в узком смысле чувства тоже уважаемы да непоругаемы. Тут, кстати, и проблема:  а можем ли мы говорить о "русских" в узком смысле, как об этносе, который остается за минусом российских евреев, чеченцев, татар, башкир, якутов, грузин, полугрузин, удмуртов, марийцев, эрзя-мокша, чувашей,  американцев, французов, поляков, молдаван, гагаузов, болгар и т.д.? Иные из русских-нероссиян, действительно юридически  русские лишь в узком смысле. но полагаю, что большинство как русских-русских, так и русских-нероссиян считают себя русским в одном державно-историко-государственном значении. То есть, Государство - это сдвиг узкого, этнического самоощушения  большого социального сообщества  на второй план. Например патриарх Никон и протопоп Аввакум были мордвинами, но были же одновременно и  русскими религиозными деятелями, то есть русскими-россиянами, об их мордовском происхождении знают лишь некоторые историки вроде Сергея Соловьева-отца. Предки Карамзина были татары, а предка Кандинского - кондинские манси. Но даже любители этнографии точно не знают, где эти кондинские предки Кондинского располагались.  Вернемся к "русским" в узком, этнографическом смысле. То есть, вернемся к генезису, к той части  народов сплотившихся вокруг Рюриковичей, которая была восточными славянами (кривичами, вятичами, полянами, северянами).  Они-то откуда взялись? Из высшей расы, прилетевшей с Луны, Солнца, Сказочной Гиперборреи,  из таинственного и богатого чистого расой логова средь Бяловежской пущи, с острова Буяна. Славянский - это язык. Всегда именно язык, а раса дело второе, так как люди имеют антрополдогическую расу обязательно (ибо хотя люди - это боги, но у них остается животное прошлое и животное настоящее, тело с черепом, костями, носами, глазами, волосами).  Славяне произошли от древних индоевропейцев, иногда уточняется, что они были балто-славянами, то есть близки и балтам и славянам, то есть, смотря на геокарту мы можем смело предполагать, что предки славян были праславяне же, то есть, славяне же, но древние .  Балты тут появляются вполне легально, так как в балтийских языках сохранились архаические элементы лучше, чем в славянских. Но  данные по к гаплагруппам показывают, что в балтах  финно-угорских игрек хромосом очень-очень много, больше чем даже в северных русских, чуть-чуть меньше,  чем у финнов.  То есть, в рассовом отношении балты - бывшие финноуугры.  Аохаические элементы их языка лучше сохранились, потому что они дольше сохранялись в деревенском, замкнутом, изолированном относительно состоянии.  Но архаичность литовского - это , строго говоря, гипотеза.  Факт, что современный литовский архаичней современого русского. Но архаичней ли он древнеруского или старославянского это ещё вопрос.   Факт в том, что древний праязык, который наверное, и в древнем состоянии не представлял четкого единства разошелся. Примоские прибалты получили свой язык, а равнинно-континентальные славяне свой язык.  Мы видим, что и славяне и прибалты, сообщались с финноуграми.  Про русских (древнерусских) можно сказать, что они представляли синтез финноугров - и славян (плюс в меньшей степени балтов и тюрков) ь Это факт , на который историки всегда обращали внимание.  Если кто не хочет обращать, он дикий, необразованный интернетный алкоголик. Но кому-то может показаться, что славянская часть высшая, раз язык у нас  теперича русский, сиречь , славянский. Но откуда естиь-пошли славяне? Это - индоевропейцы. Откуда индоевропейцы. Они возникли на территории Причерноморья и чуть севернее.  Но как это происхождение произошло?  Сами собой засахарились из чернозёма? Или они туда спустились из летающей тарелки, прилетевшей с Сириуса?  Логика многих историков и историков языка , между тем, не далека от наших шуточных гипотез.  Индоевропейцы возникли в бассейнах рек Дунай, Лнестр, Днепр, Дон, включая дельты при впадении их в Черное и Азовское моря.  Происхождение представляло собой синтез, трасформацию, бифуркацию разных языков-народов на этой огромной равнине встретившихся. С юга-востока  в этой территории были народы типа адыгов,   га юго-востоке  - семитские племена, кто-то вроде басков, с севера - финноугры. Финноугры - были самым крупным участником синтеза. Но финноугры не были - прапраиндоевропецйами , потому что индоевропейский язык оказался по своему строению принципиально новым. Он стал флективным языком.  И это новый язык распространился сначала на своей родной равнине, ибо это было для этногнеза воистину райское место. Самый большие реки не только давали пресную воду, ни и были естественными транспортными мангистралями. Черное море до 8-6 тыс. до нашей эры представляло собой крупное пресное озеро, то есть и го побережья было  сплошным садом. Кроме того, эта территория была не очень заселенной по двум причинам: население был выдавлено оттуда в период оледенения, во-вторых, жить там могли только "северные" люди, научившиеся зимовать и кормиться в условиях снежной суровой зимы (учителями такой адаптации были, конечно, северяне финну-угры) . Но ая катастрофа, известная в легендах как "всемирный потоп", реально это был прорыв Басфорского перешейка водами Средиземного (Эгейского) моря. Это привело к тотальной экологической катастрофе, так что черное море на пару-три столетий было безжизненным, гнилым лиманом, всё. Население ломанулось на соседние территории, это и объясняет широкое распространение индоевропейцев ещё до эпохи географических открытий Магеллана -Колумба  и т.д. В доколумбову эпоху индоевропейцы жили   в Западной и Восточной Европах, Малой Азии (нынешней Турции), Египте, И Персии (Иране), на территории современных Средней Азии, Афганистана, Пакистана. Индии, Бангладеш. 
То есть, финноугры трижды участвовали в русском этногенезе. Они были главным ингредиентом при образовании индоевропейского языка-народа, они были вторым ингредиентом при формировании славян (ровна как и балтийских нардов и даже возможно скандинавских) ,  и наконец, в момент образования государства Рюриков финноугры были вторым по численности и влиянию   соучастником возникшего государства.  Термины "первый" и "второй" в синтезе очень условны. Также мы говорим, что мать важнее отца, иногда что отец главнее матери, но это условность, в синтезе необходимы обе половины.  Славянское "первородство" определяется тем, что славянский (русский) язык стал а) государственным литературным  языком, б) самым и повсеместно в государстве распространенным языком.  Но и тут мы отмечаем одну особенность. Русский литературный язык своей эффективности, политической влиятельности и богатству обязан не только площади и количеству пользователей. Количество пользователей польского, татарского, древнесербского (он же древнеболгарский)  были вполне сопоставимы с пользователями языка вене-криеви.  Русский язык "велик и могуч" благодаря тому, что он представлял в своем генезисе синтез древнерусского языка в виде московского койне и церковнославянского языка (он же старослав, древнеболгарский, древнесербский). Но кто и почему совершил этот синтез, ведь иные литературные славянские языки (польский, сербский, чешский, болгарский)  формировались на основе народных диалектов.  На вопрос кто, отвечаем, что в массе это были приходские священники, так как в древней Руси вплоть до конца 17 века иного вида интеллигенции попросту почти и не было.  Приходские священники, то есть,  основная  масса  священников по объективным и уставным нормам были "из мужиков". А мужики были мордва, меря, коми, мурома, меря и прочая чудь. Эти священники подобно Никону, Аввакуму, Стефанию Пермскому в быту говорили в своем школьном возрасте общались на мордовском или коми-зырянском языках. Их русским языком был язык церкви, то есть, старослав, и русский язык этой  части древнерусской  интеллигенции был  переполнен старославянизмами и особенностями старославянского языка.  Так что можно, сказать, что финноугры четвертый повлияли на российский этногегез, создавая литературный язык.  То есть, великий и могучий литературный русский язык создавали не одни славяне и эфиопы, но и мордвины с зырянами.
А может, и d пятый раз повлияют, так как очевидно, что процесс этногенетического плана как бы и до сих пор актуальным образом продолжаются.  Финноугорские народы сохраняются, как внутри России, так и вне. Вовне это финны, венгры, эстонцы, саамы. Внутри - коми, марийцы, карелы, удмурты, мордва, ханты-манси, лопари (российская версия саамов), ещё есть вепсы и некоторые другие очень мелкие финноугорские народности.  В РФ существует 6  финно-угорских автономных образований. Все эти люди  одновременно русские-россияне, все традиционно православные (как Аввакум или Стефаний) и все они коренные.  Русское название марийцев "черемисы" есть диалектная форма слова "коренцы": ч чередует  к, с чередует ц, н чередуется с м. Разнится между рядовым черемисом и  рядовым руcским-славянином в том, что черемис помнит своё древнее родство, а русиван, не помнящий своего древнено гордства, своё родство помнит упрощено. Сегодня вот именно это и нужно: знать и понимать свое родство шире, точнее, правильнее, а не точечно, не в русле новодельных мифологий, и разного рода украинизированных укорочений этого генезиса и сведение его к фантастическим и совсем не народным сказкам. И проблемы на Украине только в этом: представление об истории народа, включая его этногенез, нагло и мерзопакостно за... ли.  Хотя в Советском гимне всё очень верно пелось про  роль Великой Руси.  Но гнилой запад похоже лучше нас самих понимал , что СССР это есть Россия-Русь. Сейчас нам приходится осознавать эту истину ценой развала страны на 18-19 государств. Обратив внимания на феномен финноугорских народов (особенно внутри самой России), мы начнем понимать интеграционную природу русского государства, что бесспорно уже многие поняли. Но поняли пока вообще, в принципе. Историческое, глубинное понимание составит крепость такого понимания, осознания. Если подавляющее число русских-русских   поймут, что они не россияне без нерусских, а именно держава, граждане великого "святого" государства, тогда Русь станет воистину интегрией святой Русью , которая не только сплотит население традиционных русских земель, не только страны БРИКС-ШОС, но и весь мир.