00. в ссср инвалидов нет

Алина Насековская
00.   В   СССР ИНВАЛИДОВ  НЕТ

      В 1960 году  постановлением  ЦК  КПСС  все  предприятия  промысловой кооперации  стали  государственной  собственностью. Общество  слепых и общество глухих продолжали  действовать, а общество  инвалидов прекратило  своё  существование.  Инвалидов  в стране было  много, но они не  были  объединены в  организацию.
     С 1960  года  началось  робкое  неформальное инвалидное  движение в  борьбе  за свои права. Ухудшилось  материальное  и  душевное  состояние  инвалидов.  Оказавшись  на обочине  общества,  инвалиды  деградировали, спивались, просили  милостыню, побирались, уходили  в  преступные  группировки   или  замыкались в  домах  интернатах.  Инвалидное  движение  чуть  теплилось  во  всей  стране. 
     Среди  активных  инвалидов  был  Фефёлов Валерий Андреевич (1949 года рождения).  В молодости   он получил производственную  травму,  упав с высоты, и при падении сломал позвоночник. С тех пор передвигался только на кресло-коляске. Он  понял, что изменить положение инвалидов в СССР могут только сами инвалиды,  и в 1978 году он и несколько его друзей-инвалидов создали в СССР Инициативную Группу защиты прав инвалидов.
      Будучи       инвалидом 1 группы  с диагнозом – перелом  позвоночника  Фефёлов  В.А.  все проблемы знал  не  с чужих слов.  Парализованный инвалид на коляске в СССР не может беспрепятственно переехать улицу, заехать в какое-нибудь административное или общественное учреждение (библиотеку, кинотеатр, музей и т. д.). Да и просто, чтобы спуститься по лестнице своего дома и выйти на улицу, ему нужна посторонняя помощь.   Многие инвалиды получают пособия и пенсии в несколько раз ниже прожиточного минимума.
       Проблемы у инвалида возникают сразу, с момента, когда человек в тяжелом состоянии попадает в больницу, где медицинский персонал, включая главврачей, в большинстве случаев, и особенно в провинции, даже не знает, как обращаться с тяжелобольными.
       Рассматривая вопрос о социальном обслуживании инвалидов в СССР, необходимо отметить, что все инвалиды разделяются на 3 основные категории:
1. Инвалиды войны и Армии.
2. Инвалиды труда.
3. Инвалиды общего заболевания  (инвалиды детства;  инвалиды случая;  инвалиды, ставшие таковыми за время заключения).
Все инвалиды делятся на 3 группы, в зависимости от тяжести увечий.
I-я группа, когда человек потерял 100 % трудоспособности (парализованные, не имеющие конечностей).
II-я группа, когда утеряна примерно половина трудоспособности (серьезная травма кисти руки, травма головы ).
III-я группа самая легкая (нет пальцев на руках, частичная потеря зрения ).
       В соответствии с этим разделением инвалидов на категории и группы в результате наиболее необеспеченной категорией оказывается самая многочисленная категория — инвалиды общего заболевания и инвалиды с тяжелыми увечьями и поражениями двигательных функций. Сколько таких инвалидов в СССР — официальной статистики нет. Однажды  спросили лектора, читающего доклад на медицинскую тему, сколько в Советском Союзе парализованных инвалидов. Он ответил: три миллиона. Это был единственный ответ, другие лекторы, в том числе врачи, уклоняются от ответа на этот вопрос.
         Основным источником существования людей, потерявших трудоспособность, является пенсия. Однако пенсии по инвалидности —  как и пенсии по старости — низкие, они практически не обеспечивают инвалиду и его семье элементарного прожиточного минимума. Например, инвалидам, не имеющим полного трудового стажа, пенсия назначается в размере, пропорциональном стажу; в случае отсутствия стажа выплачиваются пенсионные пособия. Для инвалидов I группы они составляют 30 рублей в месяц, для II группы — 25 рублей в месяц. (Основной категорией этих людей являются инвалиды детства.) Вот как обстоит дело с выплатой пенсий другим категориям инвалидов:
Минимальный размер пенсии: (для I группы — 75 руб., для II — 45 руб., для III — 25 руб.)
Максимальный размер пенсии:  (для I и II групп — 120 руб., для III — 60 руб.)
         Средняя зарплата в СССР в то время равнялась 177 руб. в месяц. Разница весьма существенная, особенно по сравнению с положением инвалидов детства, пенсионные пособия которых составляют 25–30 рублей в месяц.   Как можно прожить на эти деньги? Хорошо, когда есть родственники, а если их нет, остается одно — идти в дом инвалидов. Для сравнения- стоимость некоторых продуктов питания и предметов первой необходимости: 1 кг сливочного масла стоит 3 руб. 50 коп.; 1 литр молока — 30 коп.; 1 кг мяса — 2 руб.; 1 кг колбасы — от 2 руб. до 4–5 руб. Мужская рубашка стоит 10–15 руб., примерно столько же стоят дешевые брюки и ботинки. Женское и мужское пальто стоят соответственно 250 и 150 рублей.
        Неважно обстоят  дела с обеспечением инвалидов протезами и ортопедической обувью.  Протезно-ортопедические предприятия в СССР представляют собой плохо оснащенные технически, полукустарные предприятия. Поэтому советские протезы плохо функциональны, громоздки и тяжелы. Например, вес парных протезов для ног составляет, вместе с корсетом, 9 и более килограмм. Протезирование верхних конечностей имеет, в основном, чисто косметическое значение. Длительные сроки и  много брака  при  производстве ортопедической обуви. Ассортимент моделей, особенно женской, безнадежно устаревший.
На новом самом  крупном  протезно-ортопедическом    предприятии   на  Коровинском шоссе заказы не всегда выполняются и через полгода. На дому ветеранов также обслуживают с большими задержками.
         Если говорить об общественном транспорте — а это относится к железнодорожному, трамвайному, троллейбусному, автобусному, речному транспорту, метрополитену и аэрофлоту — то инвалиды с поражением двигательных функций не могут воспользоваться их услугами. Только в центральных городах, и то не везде, платформы вокзалов сделаны на уровне пола вагонов, в остальных местах инвалид не может без посторонней помощи двух, а иногда и трех здоровых мужчин оказаться в вагоне. Подъезды к поезду чрезвычайно затруднены. Даже при проектировании новых станций инвалидные нужды были игнорированы. Инвалидов приходится переносить на носилках при всеобщем любопытстве, что лишний раз подчеркивает полную беспомощность инвалидов и травмирует их психику.
        В СССР плохо организовано производство «механических помощников», — приспособлений, помогающих инвалидам в их повседневной бытовой жизни.
         Креслоколяска —  советские инвалиды имеют право на ее получение бесплатно на 5-7 лет.  Советские коляски тяжелы (вес их достигает 37 кг), громоздки и неудобны в пользовании. Они не складываются, поэтому их нельзя взять с собой в дорогу. Они не пролезают в лифт, дверные проемы для них узки, а обязательные несколько ступенек, а то и лестница, в подъезде каждого дома для них — непреодолимая преграда.  Нет  ни  пандусов, ни  подъёмников.
Мастер Днепропетровского завода по изготовлению колясок стыдился, рассказывая  о плохом  качестве ежемесячно выпускаемых  700 колясок, которые ломались уже при транспортировке. Рационализаторские предложения  по конструкции колясок не принимались, т. к. это потребовало бы менять поточную линию всего конвейера.  «Коляски остались вне технического прогресса. На них не существует общесоюзных стандартов и технических условий.
Пользоваться выпускаемой ныне коляской практически невозможно. Она громоздка и неуклюжа, не проходит ни в одну дверь. Чтобы сесть или слезать с нее, необходим помощник, который бы держал коляску сзади, иначе она отъезжает и инвалид оказывается на полу.    Качество  колясок оставляет желать лучшего, чтобы несколько раз повернуть рычаг поворота надо  быть  чемпионом-тяжеловесом.   Известны случаи, когда инвалиды отказываются от советских колясок и передвигаются на самодельных колясках, переделанных из стула.
        Не лучшим образом обстоит дело и с обеспечением инвалидов мотоколясками. Это небольшая двухместная машина с мотоциклетным двигателем, работающим в режиме постоянного перегрева, что, естественно, сразу говорит о низкой культуре технической мысли конструкторов этой мотоколяски. Мотоколяска ненадежна и дорога в эксплуатации (например, в городских условиях она потребляет от 11 до 13 литров бензина на 100 км). Шум, вибрация, а в зимнее время холод внутри машины приводят к расстройству и без того плохую работу разных органов инвалидов. Воспаление суставов, простуды, хронические гаймориты — можно часто встретить у тех, кто пользуется мотоколяской. Как правило, в среднем через год, а то и раньше, они начинают ломаться и инвалиды задумываются над тем, как дальше жить и передвигаться, так как запасных деталей в свободной продаже нет, их нужно заказывать и ждать несколько месяцев.
Несмотря на это, за мотоколясками всегда очередь, так как их постоянно не хватает, а передвигаться больше не на чем. Бесплатно или по льготной цене мотоколяски выдаются сроком на 5 лет. Всем категориям инвалидов, за исключением инвалидов войны и труда, мотоколяски продаются за 20 % от ее стоимости 1030 рублей. 4 апреля 1983 года вышло постановление Совета министров СССР, по которому вопрос о бесплатной выдаче мотоколяски может решаться только Советом министров союзных республик.
       Почему инвалидов не видно на улицах советских городов? Почему не принимается никаких мер по созданию специальных жилищ для инвалидов с нарушением двигательных функций. Почему не уделяется внимания при градостроительстве: улицы, общественные или административные здания — кинотеатры, библиотеки, музеи, магазины и т. д. — не приспособлены для проезда в них инвалидов на колясках. На вопрос одного западного корреспондента официальному советскому лицу почему в СССР инвалидов не видно на улицах, тот, недолго думая, ответил: «Здоровые люди не привыкли к виду инвалидов…». Ответ в комментариях не нуждается. А одно авторитетное лицо с трибуны Всесоюзной конференции медиков в Евпатории выразилось по этому поводу более откровенно и определенно: «Травма шейного отдела позвоночника — это уже социальная смерть личности». Уж если медики дошли до таких «выводов», что можно ожидать от казенных советских  бюрократов.
       В   1986  году  в Лондоне  вышла  книга Валерия  Фефёлова                «В СССР ИНВАЛИДОВ НЕТ!.."  При всех  сложностях  в  жизни  инвалидов  на  улицах  инвалидов  не видно,  их  в СССР  нет.