Нежное касание цветка

Марина Косполова
Отзыв на спектакль Молодёжного Театра – студии «МАЙ»
«Августовские любовники»
2017 год. Тюмень.
Режиссёр Мария Гущина

Молодёжный коллектив поставил изящный, тонкий спектакль по лирическим миниатюрам известных российских поэтов. Не композицию, а цельное, выстроенное, как роскошный и гордый парусник, действо. Увертюра прибавила спектаклю значительности и погрузила зрителей в нужную – лирическую – тональность.
Камерный спектакль говорил с сердцами слушателей на особом языке – шёпоте души. Это такой дефицитный язык в наше время оглушительного бума массовой культуры. Наслаждение для понимающих. Переводчиков было два: Музыка и Любовь. Молодые люди, несмотря на скепсис и цинизм всего окружающего мира, сумели рассказать о чувствах, вдохновлявших поэтов, искренне и очень талантливо. Хотелось смотреть и слушать ещё и ещё, публика не желала расходиться…
…Но к этому спектаклю можно возвращаться и в воспоминаниях. Всего лишь одно действие – короткое, как черёмуховая весна, - легко продлевается зрительскими грёзами…
Мария Гущина прежде всего ставит перед собой и коллективом очень сложную режиссёрскую задачу: разобрать стих на слова, на мысли-всплески и вновь собрать в стихотворение, но уже звучащее по-иному, в другом освещении, а не просто в другой психологически – временной тональности. При этом сохраняется контекст благодаря не только искренности актёров, но и прежде всего их душевной восприимчивости. Сыгранный ансамбль талантливой молодёжи, звуча отдельными инструментами, развивал поэтическую мелодику до целостного – театрального уже – сти-хо-тво-ре-ния! Это невероятно: форма, новая, неожиданная, словно рождалась на наших глазах.
Мне нравится, когда ветер подыгрывает листьям, птицы – воде, солнце – траве… Здесь получился особенный эффект: условием игры была обозначена естественность, и потому сам литературный материал, как ни странно и парадоксально это прозвучит, - стал «подыгрывать» актёрам, совпадать эмоционально и внутренне с актёрской индивидуальностью. Это сработало.
Мария Гущина предлагает зрителю отойти от стереотипного представления о классической поэзии. С помощью музыки и строгого пространства сцены она освобождает публику от штампов восприятия, с одной стороны, и от привычного для двадцать первого века «чувства на нуле», с другой. В результате проявляется гармоничное соединение поэтического слова, невербального пластического языка и тонкого грустного привкуса музыкальности, обрамляющей весь спектакль. Он долго звучал во мне…
Можно поспорить лишь с одной – правда, весьма заметной, сделанной специально для самого яркого, зрелищного, эффекта, - деталью. Полемизировать по существу, по содержанию (не литературному, а в данном случае историческому), - возможно, стоило. Но тогда это будет придирка консерватора, а мелодия, поэтика, чувства могут уйти из задуманной композиции.
…Алое платье, конечно, эффектно. Длинный шлейф по-королевски тянется за элегантной, пластичной красавицей. Здесь, в спектакле, - это образ Любви, соединение нескольких литературных силуэтов в один. Оттого даже декольте можно сопроводить достойным подтекстом. Если же вернуться к образу основной, «красной» поэтической линии Блока, то это, скорее всего, его вечная «Прекрасная Дама» и таинственная «Незнакомка», но они воспринимались и автором и поклонниками поэзии Блока в тёмно-минорной тональности, от ночезвёздного вакуумного муара до театрального фиолетового. Что же касается героини знаменитого стихотворения, написанного белым стихом, то обращено оно было изначально к той, которой уготована была страшная судьба – гибель в огне войны, и эта история слишком известна. Тогда, когда автора «рыцарских» строк чуть тронул образ девы, смущённой и восторженной, ей приходилось носить не столь откровенный и слишком взрослый для неё наряд, а скромное строгое закрытое гимназическое платье…
…Но в Театре есть законы самостоятельного прочтения, режиссёрского видения и до определённых пределов права на творчество, интерпретацию, создание вариаций и свободу выражения замыслов. И если образ, предложенный режиссёром, не вызывает глубинного, - чувственного, - диссонанса, - то он должен считаться подлинным и, более того, достоин стать украшением спектакля. Так и получилось и в этом, и в других эпизодах. Победу талантливого коллектива Марии Гущиной за право преобразовывать Поэзию в Театр можно считать абсолютной. Хочется пожелать этому изысканному спектаклю долгой и счастливой жизни на разных театральных площадках – он мобилен и вполне может иметь концертный формат.

20 мая 2017 года.