В Хэйхэ, в сорок пятом

Паршин Владимир Гаврилович
В Хэйхэ, в сорок пятом
Публикация в газете «Амурская правда» 1990 г.

Паршин В. В Хэйхэ, в сорок пятом // Амурская правда. 1990, 24 марта, С.11

Через годы, через расстояния.
                В ХЭЙХЭ В СОРОК ПЯТОМ

     Когда мне приходилось бывать в областном центре, я всегда с особым чувством вглядывался в силуэты соседнего города Хэйхэ. В эти минуты в памяти всплывали дни августа-сентября далекого уже 1945 года. Да, мне посчастливилось принимать непосредственное участие в тех событиях, неоднократно бывать в городе Хэйхэ или, как мы его тогда называли, Сахаляне.
     Мне было тогда всего 16 лет. Я служил машинистом на пароходе «Харьков», где капитаном был Т.Г.Овчаренко. Пароход был придан военному командованию и выполнял его задания на переправе «Благовещенск- Сахалян». Здесь же работали другие амурские суда, в числе их – «Сталинград». «Ленинград». «Лейтенант Шмидт». Мы перевозили военные грузы, технику, танки, пехоту, раненых, пленных. Трудная это была работа. Некоторые из членов нашего флотского экипажа получили потом боевые и трудовые ордена и медали.
     Я часто в те дни бывал и в самом городе Хэйхэ, ходил по его улочкам. Жители Хэйхэ неизменно встречали нас приветливо, с улыбками. Помню, они приветствовали нас возгласами «Русский хо, шибко хо!» (хо - хорошо, значит) У многих из них на груди были красные банты. Торговцы фруктами, овощами, мороженным, нередко угощали нас от всей души. Они радовались, что японской оккупации пришел конец.
     С тех пор прошло много лет. Не просто складывались отношения нашей страны со своим великим соседом, но верилось, что наступят хорошие дни. И эти дни наступили. Очень я был рад, когда начался обмен туристскими группами между Благовещенском и Хэйхэ. Не скрою, и у меня появилось желание съездить в памятный для меня город.
     К сожалению, с туристическими путевками в Хэйхэ не просто. В этой связи я вот о чем подумал (этим собственно, и продиктовано мое письмо): а почему бы ныне областному совету ветеранов, областном отделению Общества советско-китайской дружбы, облвоенкомату не организовать специальную одно-двухдневную поездку в Хэйхэ для тех ветеранов-амурцев, кто в августе-сентябре был там, кто принимал участие в освобождении этого города ?
     Думается, что таких сейчас наберется немного - на один-два туристских автобуса, не больше.
     Что касается самих жителей Хэйхэ, то, убежден, они бы приняли группу этих ветеранов с особой для себя радостью и теплотой.
     Вот такое мое пожелание-предложение в канун скорого 45-летия Победы.

В.ПАРШИН,
ветеран Амурского речного пароходства.
г.Свободный