Пациент ка

Сергей Шмаков 1
ИНТ. КОРИДОР БОЛЬНИЦЫ ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ ДЕНЬ

ФЁДОР – русоволосый мужчина двадцати пяти лет, одетый в халат врача, идёт по коридору и с хмурым выражением лица читает историю болезни, его сопровождает САМУИЛ АБРАМОВИЧ – шестидесятилетний седовласый главврач больницы. Шествие возглавляет угрюмый санитар БУГАЙ. Пациенты, с опаской поглядывая на бугая, прижимаются к стенам. Один из пациентов хватает Фёдора за рукав, заставляя его испугаться.

ПАЦИЕНТ
Не иди с ними, останься!

Бугай смотрит на пациента и трогает резиновую дубинку, висящую на поясе. Фёдор провожает взглядом в ужасе пятящегося пациента.

ФЁДОР
(шепотом)
Самуил Абрамович, а ему обязательно присутствовать?
(кивает на Бугая)
Я имею ввиду, что прогресс на лицо, и мы сейчас встречаемся с мамой не в одиночке для буйных, а в общей столовой. Боюсь, как бы он её не спугнул.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
Я всё прекрасно понимаю, но есть правила…. Да не волнуйтесь вы, он подождёт за дверью, ваша мама его не увидит.

ФЁДОР
Как она, вы её сегодня видели?

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
(вздыхает)
Она опять отказывается пить лекарство, сейчас она успокоилась, и ждёт вас.

ФЁДОР
Ну, с этим мы научились бороться. Надеюсь, всё пройдёт гладко, и вы, наконец, скоро переведёте её в моё отделение.

ИНТ. СТОЛОВАЯ БОЛЬНИЦЫ ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ ДЕНЬ

В просторной столовой пусто, лишь несколько пациентов хаотично расположившись, обедают, гремя ложками. У входа дежурит санитар. Заходит Фёдор и Самуил Абрамович. Они направляются в дальний угол столовой, где в одиночестве и в смирительной рубашке сидит МАМА – русоволосая женщина сорока пяти лет, у неё бледное усталое лицо и огромные мешки под глазами.

ФЁДОР
Самуил Абрамович, я думаю, смирительную рубашку можно развязать.

Самуил Абрамович останавливается, останавливается и Фёдор.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
(прищурившись)
Уверены?

ФЁДОР
Да я чувствую, что это уже лишнее.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
Хорошо, но тогда вы должны постараться держать её под контролем.
(санитару у входа)
Развяжите, пожалуйста, рубашку пациентке.

Втроём они подходят к маме, сидящей за столом, на котором стоит лишь стакан воды. Санитар развязывает рукава смирительной рубашки и уходит. Фёдор и Самуил Абрамович усаживаются за стол. Мама задирает рукава, разминает затёкшие руки и благодарно смотрит на Фёдора уставшими глазами.

ФЁДОР
Здравствуй мама!

Фёдор кладёт руку на стол ладонью кверху. Мама смотрит на ладонь Фёдора, вопросительно на Самуила Абрамовича, тот одобрительно кивает, и она кладёт дрожащую руку сверху на руку Федора. Фёдор крепко сжимает её ладонь. Мама закрывает глаза и улыбается, по её щеке скатывается слеза.

МАМА
Федечка, милый, я так устала! Скажи, сколько мне ещё здесь быть?

ФЁДОР
Недолго, родная моя, посмотри вокруг, мы уже не одни в палате, а сидим среди других людей! Только тебе надо продолжать пить лекарство.

МАМА
Оно опасное, они хотят меня отравить!

ФЁДОР
Не придумывай, ну, хочешь, я опять вместе с тобой его выпью?

МАМА
Хочу!

Фёдор подмигивает Самуилу Абрамовичу, и тот достаёт два маленьких свёртка, один даёт маме, другой Фёдору. Они разворачивают бумажки и одновременно закидывают в рот таблетки. Первый запивает Фёдор, затем мама.

ФЁДОР
Вот видишь ничего страшного!

МАМА
(дрожащим голосом)
Обещай, что ты не оставишь меня, что ты будешь стараться!

ФЁДОР
Ну, что ты такое говоришь? Глупая! Я же здесь только из-за тебя работаю! Самуил Абрамович сказал, что переведёт тебя в моё отделение, если ты будешь усерднее стараться. Тогда и видеться мы сможем чаще!

У мамы подкатывает ком к горлу и слова не даются ей с первого раза.

МАМА
Я буду стараться, Федечка, изо всех сил буду!

Фёдор встаёт из-за стола, нагибается к маме и целует её в лоб. Санитар у входа дергается в их сторону, но Самуил Абрамович жестом его останавливает.

ФЁДОР
Клянусь! Я вылечу тебя!

Мама проводит дрожащей рукой по щеке Фёдора, из глаз у неё льются слёзы. Фёдор достаёт из кармана халата письмо с фотографией улыбающегося пятидесятилетнего мужчины в бескозырке и кладёт на стол перед мамой.

ФЁДОР
Вот, отец написал…. Он, опять, не может приехать.

Лицо Фёдора становится суровым.

МАМА
Я уверенна, что когда он вернётся из плавания, то обязательно навестит меня.

Фёдор злобно осматривается по сторонам, его рука нервно стучит по столу.

ФЁДОР
Я сыт по горло его обещаниями!

Самуил Абрамович встаёт из-за стола, кивает санитару, тот открывает дверь и в столовую заходит бугай.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
Фёдор, пора заканчивать, на сегодня хватит….

Фёдор успокаивается. Самуил Абрамович даёт отмашку бугаю и тот скрывается за дверью.

ФЁДОР
Да, конечно….

Фёдор допивает воду из стакана.

ФЁДОР
Прости, мам, тебе нельзя так долго волноваться…, что бы всё не испортить, ты же понимаешь.

МАМА
Я понимаю….

ФЁДОР
До завтра.

МАМА
До завтра….

Фёдор и Самуил Абрамович уходят. Мама садится за стол и смотрит вслед сыну, трогая дрожащими пальцами лоб.

ИНТ. КАБИНЕТ БОЛЬНИЦЫ ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ ДЕНЬ

Мама снимает смирительную рубашку, за столом сидит Самуил Абрамович и пишет историю болезни. На мониторе видеонаблюдения, установленном в углу, изображена двухместная палата, в которой взад-вперёд ходит пациент.

МАМА
Ну, что вы молчите, Самуил Абрамович?

Самуил Абрамович откладывает ручку в сторону и поворачивается к маме.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
Да, сегодня Фёдор превзошёл все мои ожидания, он стал себя контролировать, я распорядился перевести его из «буйных». Но, голубушка, это пока лишь очередной шажок в нужном направлении и делать какие либо выводы рано, чтобы вылечится, надо признать болезнь, вот тут, как раз, вся заковырка.

МАМА
Шажок? Из буйного психопата он вновь стал заботливым сыном, для меня это уже победа. Он впервые за столько месяцев, меня поцеловал…. Ради этих моментов я готова остаться здесь…, с ним…
(плачет)
пусть, даже если у нас ничего не получится.

Самуил Абрамович встаёт с места, подходит к маме и обнимает её за плечи.

САМУИЛ АБРАМОВИЧ
Ну же, голубушка, успокойтесь, вам нельзя волноваться, поберегите сердце. Второй раз оно может и не выдержать. И не забывайте, пожалуйста, во что меня обещал свернуть ваш муж, если я вас буду пускать к сыну.

Мама спешно вытирает слёзы ладонями.

МАМА
Да, конечно…, извините….

Мама смотрит на настенные часы.

МАМА
Мне, действительно, нельзя задерживаться.

Она хватает сумочку со стула и идёт к выходу.