Бронзино. Портрет Козимо Первого Медичи в латах

Алина Алексеева-Маркезин
               Аньоло Бронзино.Портрет Козимо Первого Медичи в латах
1545. Темпера по дереву. 71x57 см.Галерея Уффици, Флоренция.

  Козимо I Медичи сыграл очень важную роль в жизни Аньоло Бронзино. В 1533 году Бронзино стал придворным художником Медичи. Козимо собрал при своём дворе тесный круг интеллектуалов и творческих людей выдающегося таланта, покровительствуя им. В этой среде Бронзино было легко и интересно работать, к тому же здесь было у кого пучиться. Так 1546 (47) году живописец знакомится с творчеством Микеланджело и с удовольствием перенимает его опыт.

  Роль Козимо I в истории Флоренции и Италии сложно переоценить. При его поддержке и содействии процветал целый культурный пласт, маньеризм, который породил множество выдающихся произведений искусства. Ничего подобного и в таком масштабе более во Флоренции не будет.

   Мужественность портрета обусловлена личностью этого человека и здесь Бронзино был предельно правдив - Козимо проводил твёрдую политику, строил новые крепости и порты, укреплял армию и расширял территорию своих владений. В 1569 году он получил герцогскую корону из рук самого Папы.

     На портрете мы видим сильного, волевого, уверенного в себе и в своей непогрешимости человека. Именно таким должен быть придворный портрет, написанный придворным художником.  Неудивительно, что портрет своего господина и покровителя в доспехах художник создал полным благородства и восхищения. Здесь представителю знаменитейшего рода всего 26 лет, но его взгляд не по возрасту мудр, внимателен, полный воли. Железные доспехи сковывают могучую фигуру - широкие плечи, гордая осанка, скрытая сила.

   Красивые руки, с длинными, не по-мужски изящными, пальцами выдают в нём представителя аристократического рода.

   Стиль мастера традиционен для его портретов — минимальная роль фона, сосредоточенность на портретируемом, строгость экспозиции, величавость, холодность и лаконичность. Автор привычно демонстрирует нам предельную внимательность к мелочам, проявляющуюся в мимике героя, в его взгляде, детализации доспехов и даже солнечном блеске на отражаемой поверхности прочной стали.

 Перед нами замечательный и точный портрет человека, целиком соответствующего духу своего времени. Это личность эпохи Возрождения, правитель, который находил время и силы на науку, искусство, ратные подвиги, во благо развития своего герцогства.