История, которую хочется рассказывать снова и снов

Андрей Стамболи
История, которую я вам сегодня расскажу, родилась во Франции, а точнее—на юге Франции, в прекрасном краю, Провансе, на Лазурном Берегу. Началась она очень давно—а, может, и совсем недавно. Но мы начнем ее издалека, ибо начало ее теряется в дымке веков. Именно тогда торговцы пряностями с Востока везли в Европу свой ароматический товар: кардамон и мускус, ваниль и корицу, имбирь и карри —всего и не упомянешь.
И вот, прошло время… и, подобно тому, как, по легенде, европейцы выкрали секрет изготовления шелковых тканей вместе с шелковичными червями, именно здесь, в этих благодатных местах, кому-то пришло в голову начать разводить и выращивать те экзотические растения, родиной которых были острова теплых морей и отроги далеких гор—Мадагаскар, Шри-Ланка (Цейлон), отроги Гималаев, влажные леса Индонезии. Те самые страшно дорогие растения, пользовавшиеся огромным спросом в Европе.
В других местах эти капризные страшно прихотливые растения погибали и не приживались—но здесь прекрасно прижился и иланг-иланг с Мадагаскара, и другой его подвид с Коморских островов, и пачули из Индонезии, и индийский сандал, и тысячи других растений изо всех уголков мира. Так несколько веков назад южные отроги Высоких Альп, террасами спускающиеся к Средземному морю, покрылись Экзотическими Садами (Le Jardin exotique). В этих садах соседствовали растения, ареалы распространения которых разделяли порой тысячи километров.
Удивительные местные почвы и климат, помноженные на трудолюбие, дали поистине потрясающий результат! Ведь не зря Лазурный Берег называют райским уголком: именно здесь Высокие Альпы образуют подобие чаши, полностью закрытой от северных ветров и открытой только южным ветрам из Африки. Поэтому здесь очень мягкий климат: зимой температура не опускается ниже +20 градусов Цельсия, а летом не поднимается выше 30-35.
На этих-то альпийских террасах и начали разводить экзотические сады и выращивать растения, привезенные со всего мира. Города и деревушки Южного Прованса и Лазурного Берега превратились в огромный питомник по выращиванию, сбору и переработке цветочного материала —иными словами, той сырьевой базой, на основе которой родилась и развилась вся европейская парфюмерная промышленность, а центром ее стал город Грасс—«парфюмерная столица мира».
Благодаря своему климату, невероятным по красоте Экзотическим Садам, прекрасному морю и парфюмерии—Лазурный Берег стал местом паломничества самых богатых и знатных европейских родов. Они приезжали сюда отдохнуть, поправить свое здоровье, развлечься, а заодно заказать и купить себе самые дорогие и изысканные духи… Можно было, конечно, купить готовые духи и в Париже или Лондоне—но куда привлекательнее самому вдохнуть ароматы удивительных экзотических растений, насладиться их видом и заказать на память «букэ» (смесь) из вытяжек (эссенций) этих растений прямо на парфюмерной фабрике у творца—композитора-парфюмера. Эти прекрасные букеты экстрактов так и назывались—«эстре», и каждая капля духов-эстре была драгоценна для ее обладателя. В то время духи стоили страшно, просто невероятно дорого!
Грас привык к тому, что сюда постоянно наезжали со всей Европы принцы и герцоги, фавориты и маршалы. Однажды здесь был даже сам Император Наполеон—в свой первый из знаменитых «ста дней» после высадки в Каннах, когда он шел с небольшой свитой на Париж по дороге, впоследствии названной в его честь «дорогой Императора» (Le Relais Imperial). Свою первую ночь он провел в деревушке Сен-Валье-де-Тье в окрестностях Граса—и после краткого отдыха на следующее утро устремился на Париж!
С ранней весны до поздней осени над Грасом плывут ароматы удивительных цветов, напаяя воздух до такой степени, что, кажется, можно насыщаться ими и наслаждаться их изысканностью и очарованием бесконечно. С раннего утра на лавандовых полях, жасминовых плантациях, в померанцевых садах трудились тысячи и тысячи девушек и молодых женщин, собирая цветы и соцветия, плоды, лепестки, стебли, кору и корневища—«ароматический материал»—в огромные корзины. В расположенных рядом огромных заводских цехах содержимое корзин подвергалось обработке горячим паром, перегонке в огромных дистилляционных кубах или енфлеражу. Грас тогда переживал настоящий бум, он был очень многолюдным—ведь сюда в поисках заработка устремились множество людей.
Наивысший расцвет Грас пережил в начале ХХ века после победоносного окончания Первой Мировой Войны и русской революции. Ту эпоху назвали «бель эпок»—«прекрасной эпохой», длившейся всего 20 лет с 1918 по 1938 год. Память о тех самых счастливых двадцати годах переполняют Лазурный Берег—поэтому время там навечно остановилось на отметке «20-30-е годы ХХ столетия».
Казалось, это было самое беззаботное и счастливое время для Франции, когда русская аристократия, успевшая сохранить многое из своих богатств, приходила в себя от страшных потрясений у себя на родине, а значительно разбогатевшая американская буржуазия также начала интересоваться европейской светской жизнью и «открыла для себя» Французскую Ривьеру. Это отразилось в том, что «Волшебник Монте-Карло» Франсуа Бланк организовал «Общество морских купален» и выстроил огромное Казино в стиле лучших королевских дворцов на самом берегу моря. Казалось, ничто никогда не сможет омрачить эти божественно прекрасные места и прервать счастливый сон мировой аристократии…
Вторая Мировая вновь ввергла Францию в пучину бед и страданий—а вместе с нею и Грас замер в ожидании развязки. И хоть немецкая оккупация не была катастрофой, но происшедшие со всем миром после окончания войны изменения стали роковыми для Граса. Франция была освобождена американскими союзниками, привыкшими все проблемы решать лишь с помощью армейского сапога. Победителей совершенно не интересовали многовековые секреты величайших парфюмеров мира, так как все свои потребности они легко удовлетворяли на военных заводах по производству взрывчатых и отравляющих веществ.
Грас умер в один день… День, когда Европа праздновала свое освобождение от фашистской чумы, стал для Граса роковым. Наступала новая эпоха—эпоха американской культуры и американского образа жизни, засилья американского доллара и… американской моды. Грас сразу перестал быть эксклюзивным производителем драгоценных натуральных цветочных вытяжек—в новом изменившемся мире сместилась вся шкала ценностей, и главным стало количество, а не качество. Военные заводы по производству взрывчатых и отравляющих веществ в качестве побочного продукта стали производить огромными партиями … духи! Армейский Генерал властно и грубо указал на дверь Парфюмеру.
Опустели заводские цеха по переработке цветочного сырья, эксклюзивные духи на заказ почти перестали покупаться и производиться. Грас обезлюдел, заводские помещения разрушались, многие экзотические сады были в запустении и зарастали. Дорогие аппараты и агрегаты из цветных металлов, в которых когда-то перерабатывали растительное сырье, отправили в переплавку, а дома с экзотическими садами продавались за бесценок.
Так прошло еще 30 лет. Долгих тридцать лет, за которые Грас настолько обеднел, что вместо мировой столицы Парфюмерии стал обычной деревушкой Прованса. Он опустел, когда почти все его жители покинули его из-за безработицы. Это было тяжелое время.
И вот в 1976 году кому-то пришла в голову идея переоборудовать один из брошенных парфюмерных заводов в Парфюмерный Музей! Идея снова возродить ту атмосферу, которой был наполнен Грас еще совсем недавно, которую хорошо помнило пожилое поколение, довоенное детство которого пришлось на «бель эпок». Но возможно ли повернуть время вспять и с помощью материальных предметов дать почувствовать людям из других стран, носителям других культур, удивительную атмосферу парфюмерной столицы мира?
Так возник Международный Музей Парфюмерии. И сегодня его посетителям показывают производственные цеха парфюмерного завода XIX века с огромными колбами и ретортами, перегонные кубы и «флорентийские вазы» и рассказывают, как выросшие на полях цветы подвергаются в них обработке, в результате чего по каплям собираются слезы растений—пахучие экстракты, которые используют для приготовления композиций духов из натуральных ингредиентов. На втором этаже Музея находится небольшая оранжерея, где представлены сами растения, использующиеся в парфюмерии. Но, конечно, наибольшее восхищение посетителей вызывает уникальная коллекция старинных флаконов для духов.
Вероятно, успех первого Международного Музея Парфюмерии был таков, что вскоре как грибы после дождя в Грасе стали появляться и другие Музеи Парфюмерии в помещениях бывших парфюмерных заводов—и сегодня их насчитывается уже десятки! На одной только улочке Граса я насчитал однажды аж пять Парфюмерных Музеев.
Парфюмер снова вернулся в свой родной город, а Грас вернул себе звание мировой столицы Парфюмерии. Сегодня сюда стекаются толпы туристов, чтобы приобщиться к великой тайне и своими глазами увидеть «кухню» Парфюмера, пройти весь процесс обработки от цветка к эссенции и от эссенции к духам. И на выходе из Музея купить золотой флакон изготовленных по старинным рецептам на старинном оборудовании духов.
Можно даже при желании почувствовать себя старинным аристократом, в присутствии которого тут же на месте парфюмер изготовит индивидуальные духи в количестве от 15 до 50 мл. Больше таких духов не будет ни у кого на свете! В этом удивительном городе все проникнуто духом ушедшего в Прошлое обладания великими парфюмерными тайнами, великих рецептов и «запусков» великих парфюмерных проектов. Именно здесь рождались Легенды с красивыми историями Любви на фоне прекрасной Природы Лазурного Берега.
И сегодня наша история Великой Любви явилась продолжением истории Граса, вытекая из нее и переплетаясь с ней словно Дерево, выросшее над Источником Вод. Источник—это, конечно же, Грас, а Дерево—человеческая Любовь. Вне Граса не было бы и такой Истории Любви, и вне такой Любви не было бы Граса. Так начинается наша история Великой Любви, пропитанной ароматами Граса.