Сценарий новогоднего бала-маскарада 2000 г

Аркадий Кузнецов 2
  Вирус 00, или За гранью фантастики на грани веков
    (По мотивам фильмов Л.Гайдая)

  Звучит музыка. Входят Дед Мороз и Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте, ребята!
Дед Мороз: Здравствуйте! Итак, наступает последний год двадцатого века...
Снегурочка: И второго тысячелетия нашей эры, между прочим.
Дед Мороз: Знаешь, Снегурочка, по такому поводу неплохо пригласить на бал-маскарад маститого учёного - специалиста по времени.
Снегурочка: Так пригласи, это будет очень интересно!
Дед Мороз: Ребята, вы понимаете, что я немного волшебник. И поэтому учёный будет необычный. Говорят, а я точно знаю, что в молодости он изобрёл машину времени!
Командир отряда: Вот это да!
Дед Мороз: Да он и вам хорошо известен! Это же - Шурик...
   Звучит музыка из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Входит Сан Саныч в очках и потёртом пиджаке.
Сан Саныч: Шурик? Как давно это было! Теперь я - профессор Сан Саныч, меня так зовут  все мои студенты. Здравствуйте, юные коллеги!
Снегурочка: А почему коллеги?
Сан Саныч: Ну как же, ведь краеведы тоже в некотором роде - хранители времени...
Дед Мороз: А как поживает ваше изобретение?
Командир отряда: Машина времени?
Сан Саныч: Да что - машина времени... До сих пор не выдали патент... Не признают изобретение. Правда,телевизионщики два года назад уговорили-таки тряхнуть стариной. Как-то рискованно заводить эту машину... Да и куда вы хотите перенестись?
Снегурочка: Давайте в далёкую московскую старину, когда лепили снежные фигуры и городки.
Командир отряда: Нет, давайте в петровские времена. Ведь тогда начали отмечать Новый год 1 января.
Дед Мороз: А может быть, лет на сто назад? Какие тогда были костюмированные вечера, какие певцы, музыканты... Да и морозы посильнее.
Сан Саныч: Вначале надо посмотреть, в каком состоянии машина... Вот она. (Выкатывает машину с помощью Деда Мороза и Снегурочки) Посмотрим, что она показывает. (Включает)Итак, вы попали в зону действия машины времени.
 (Слышится грохот, всё заволакивается туманом)
Что я наделал! Я не устранил компьютерный вирус!
Снегурочка: Что за вирус?
Сан Саныч: Вирус 00! Слышали? При наступлении года с окончанием на 00 всё устройство текущего времени выходит из строя и не различает век!
Дед Мороз: Что же теперь будет?
Сан Саныч: Значит, ребята теперь будут беспорядочно носиться по всем годам с двумя нулями на конце! По всем рубежам веков! Вот он, склероз под старость... Хоть бы не в тысячный год попали - леса да болота...
     Возникает вид Немецкой слободы - небольшин домики и дворики, проезжая дорога. Навстречу ребятам идёт государев стражник.
Стражник: Что это за гости? Видать,отбились от своих, немцев, - на наших не похожи...
Командир отряда: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой сейчас год?
Стражник:  От сотворения мира семь тысяч сто восьмой.
Командир отряда: Как бы это перевести? А кто сейчас правит в Москве?
Стражник: Как это кто? Государь Борис Феодорович.
Один из ребят: А у нас президент Борис Николаевич.
Стражник: Борис Феодорович, тебе говорят!
Командир отряда: А, это который - Годунов!
Стражник: Вестимо, Годунов.
Один из ребят: Ну и как, нравится?
Стражник: Ох, иноземец, тебе бы всё глупые вопросы задавать. А уж не соглядатай ли ты? Лучше ступай к своим, к немцам. Они как раз сейчас новолетие  встречают. Не так, как повелось в русской земле - с осени, а среди зимы, после Рождества. Се непонятно...
(Появляются жители Немецкой слободы)
Один из иностранцев: Сэр Ричард!
Другой: О, герр Дитрих!
Дитрих:  Я слышал, к вам из Англии приехал племянник!
Ричард:  И принёс вести от русского посольства к её величеству, а также стихи из комедии, которую представят в Лондоне в театре "Глобус" в ночь перед Крещением.
Командир отряда: Да это же "Двенадцатая ночь" Шекспира!
Ричард: "Или Всё, что угодно". Как, вы тоже знаете? Я запомнил оттуда песенку:
  Когда ещё был я зелен и мал,
  Лей, ливень, всю ночь напролёт!-
  Любую проделку я шуткой считал,
  А дождь себе льёт да льёт.
  Пусть мир существует бог весть как давно,
  Чтоб дождь его мог поливать, -
  Не всё ли равно? Представленье дано,
  А завтра начнётся опять! (Перевод С.Маршака)
          В центр зала выходит Дед Мороз.
Дед Мороз: Ай, люли, люли, люли, что за год - одни нули!
Сан Саныч(в углу): Развлекаете меня? Что-то не могу ни в чём разобраться. Ведь всего один раз за много лет машина работала. Тогда обошлось, а теперь - вот так всегда бывает.
Снегурочка: Сан Саныч, не сокрушайтесь! Как, наверное, сейчас интересно "Искателю"! Ведь они юные историки и, я надеюсь, хорошо себя чувствуют в любом времени. Например, во бы им увидеть первое новолетие 1 января в России триста лет назад!
        Возникает Немецкая слобода, но уже сто лет спустя.
Царский вестовой: Велено торжествовати Новый год с первого генваря месяца!
Командир отряда: А, это Пётр повелел?
Вестовой: Вестимо, государь Пётр Алексеевич. А посему устроить некоторое украшение на площадях и улицах из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей...
Один из ребят: Я знаю! И всем веселиться!
Вестовой: Чудно! Они царские указы уже знают!Да вы, видно, важные люди? Одеты зело изрядно... Тогда поспешайте на ассамблею.
Один из ребят: Куда?
Вестовой: Велено важных господ ловить и собирать на ассамблею в Лефортов дворец.
Командир отряда: Что же, пошли!
  (Слышна музыка. Во дворец проходят знатные гости. Все размещаются по букве "П". В центре - молодые певцы и танцоры. Певцы поют по нотам кант)
Пение: Царь, царь, царь, царь! Наш, наш, наш, наш!
       Виват, виват, виват, виват...
(Начинается медленный галантный танец)
Один из  ребят: Смотрите, кто-то там бежит! Шествие в масках!
Девочка: Это же всешутейший собор! Там, наверное, и сам царь!
Командир отряда: Что такое? Мы снова  переносимся!
   Возникает гостиная в городской дворянской усадьбе. За клавикордами сидит девушка в платье с фижмами и, музицируя, поёт:"Выйду ль я на реченьку"...
Командир отряда: И вновь мы куда-то ещё попали! Давайте встанем пока за дверью.
Барышня: Сейчас ряженые придут!
Девочка из отряда: Вы слышали? Ряженые! Мы можем войти (Ребята входят в гостиную)
Барышня: Вот так ряженые!
Мальчик из отряда: Приветствую вас! А какой год вы встречаете?
Барышня: Год какой? Вестимо, одна тысяча осмисотый.
Командир отряда: Это у нас сейчас царь - паяц курносый.
Барышня: Тише! Ещё услышит кто. Да, император незнамо что учудил. То платье французское не оденешь, то аглицкое. И вальс запрещают танцевать.
          (Входит слуга)
Слуга: К вам гости-с.
        (Вбегает молодой человек с гитарой)
Молодой человек: Катенька! Как давно мы не виделись с тобою! Помнишь, с тех пор, как мы "Наталью, дочь боярскую" читали? Слушай песню души моей!
         (Поёт "Стонет сизый голубочек")
Барышня: Да эту песню уже все в округе выучили. И на гулянье за Проломной заставой поют, и в Красном Селе... А вот в вальсе  вы хороший дансер?
Молодой человек: Да я готов вас пригласить на танец хоть сию минуту. Сердце моё стремится сюда, Катенька,совсем как Бонапартий из Египта стремился в Париж, как граф Суворов стремился через горы Альпийские!
Барышня: Покажите коленца!
Молодой человек(пританцовывает): Та-та-та, та-та-та...
Урядник(вбегает в дом): По распоряжение генерал-губернатора мне велено следить за приличием в домах. Я вижу: здесь танцуют танец, запрещённый государем - вальс!
Девочка из отряда: А что тут такого? Вальс - нормальный танец!
Урядник: Попрошу не перебивать! Ох ты... что это?
    (Ребята и урядник скрываются во времени)
Сан Саныч(возится с машиной, напевает): Постой, паровоз, не стучите, колёса, кондуктор, нажми на тормоза... (Деду Морозу): Хоть бы установить, где сейчас ребята. Дедушка, а, может быть, вы можете это сделать? Вам ведь тоже должно подчиняться время...
Снегурочка: Правда, Дед Мороз, попробуй!
Дед Мороз: Хоть я и Дед Мороз, я чувствую, что у меня склероз... Этот вирус, похоже, и на меня действует тоже. В глазах два нуля рябят, где же искать ребят? 1600-ый... 1700-ый... 1800-ый...1900-ый... (Ударяет посохом)
Снегурочка: Кажется, и мы перенеслись во времени! Что это?
Дед Мороз: Вроде бы Сокольники. Но какие давние! Посреди круга - концертный павильон. И там, кажется, маскарад!
Снегурочка: Мы там будем очень кстати!
    (Слышен вальс Штрауса. Мимо бежит павловский урядник, за ним - ребята)
Урядник: Стой! Куда вы меня завели? Люди какие-то странные... И танец...Господи, да это же запретный вальс! А звучит так, как на приличном бале!
Девочка из отряда: А это и есть бал! Только через сто лет.
Урядник: И вы  хотите сказать, что это будут танцевать через сто лет?
Девочка: И даже через двести!
Распорядитель: Господа, приглашайте дам! А после танцев мы вручим приз лучшей маске!
      (Начинается основная часть вальса)
Снегурочка: Дед Мороз, давай мы тоже потанцуем!
                (Танцуют)
Дед Мороз: А какие маски! Человек-дирижабль! Человек-трамвай!
Снегурочка: Ещё бы, ведь всего три месяца назад пустили первый московский трамвай!
Дед Мороз: Девушка-телеграмма... А тот, в шляпе... Да это же главный герой тогдашней России - бур!
Снегурочка: А это кто - Снегурочка?
Дед Мороз: Благодаря сказке Александра Островского и псевдорусскому стилю Снегурочка в кокошнике и накидке уже появилась на новогоднем балу!
         (Вальс Вальдтейфеля. Все танцуют)
Сан Саныч: Как только мне вернуть их в 2000 год? Какой же Новый год без Деда Мороза?
(Перед Сан Санычем возникает некий политический деятель в колпаке и с палкой)
Деятель: Я буду! Я буду Дедом Морозом! Я докажу, что я самый... самый... компьютерный дед!
Сан Саныч: Ну какой же вы Дед Мороз?
Деятель: А чем я не Дед Мороз? Могу песню спеть! "Да, я шут, я циркач, так что же?" Или стихи прочитать. Вот: "Не пойдёт стезёй обратною Волга-матушка раздольная, и стезёю благодатною Русь вперёд помчится, вольная! Однозначно!
Сан Саныч: Дед Мороз читает то, что ребятам интересно.
Деятель: Ах так, неинтересно? Вот сейчас я этой палкой вашу машину совсем сломаю!
Сан Саныч: Подождите! Вы же невесть куда попадёте!
Деятель: Ой... не надо невесть куда! Ну, я буду хотя бы человек, похожий на Деда Мороза! Устраивает? Ещё могу спеть: "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу: "Ох, доска кончается, сейчас я упаду!"
Сан Саныч: Не мешайте, я прошу! У меня тут куча работы.
Деятель: Ну вот, я мешаю! Никому я не нужен! Может, вы мне хоть подадите немного? Наших тут восемнадцать семей  на вокзале, не могут никак уехать!
Сан Саныч: Перестаньте кривляться!
Деятель: Некуда податься бедному мужчине!
Сан Саныч: А давайте я попробую вас перенести в какой-нибудь год, где вы лучше будете себя чувствовать. Например, 1800-ый. Император Павел задумал поход в Индию, чтобы помочь Бонапарту...
Деятель: Я хочу, хочу! Поход в Индию! Это то, что надо! Давай, шеф...
  (Сан Саныч поворачивает рычаг, и деятель скрывается во времени)
Сан Саныч: Ну, кажется, хорошо отделался. Вот уж точно: свято место пусто не бывает. (Продолжает возиться с машиной и напевать) Падал снег, плыл рассвет, осень моросила - столько лет, столько лет где тебя носило?
                Продолжается бал в Сокольниках.
Урядник: Вот уж это... просто чудеса...  Оказаться через сто лет в той же матушке-Москве! Такого даже этот... граф Калиостро не устраивал! Даже хочется кому-нибудь того... сделать ангажемент. Извольте танцевать со мной! (Приглашает Снегурочку 1900 года)
Старшая Снегурочка: Ой, как интересно! Вы одеты так, как будто встречаете не двадцатый, а девятнадцатый век!
                (Все танцуют польку)
Дед Мороз(младшей Снегурочке): Я вижу, служивый умаялся. НАдо бы его вернуть в свой год, а то ещё с ума сойдёт!
Урядник(закончив танцевать): О господи, какой сон!
Дед Мороз: Пусть это сном для вас и останется! (Дотрагивается до него посохом. Урядник исчезает)
Распорядитель: Господа, городская Дума присудила премию за лучшую фантазию на балу на тему наступающего века. Можете попытать счастья. Придумывайте, дамы и господа.
Человек-дирижабль: Аэросани - это то, в чём мы будем путешествовать в будущем.
Человек-трамвай: Из пушки на Луну! Как у месье Жюля Верна.
Юноша в костюме бура: Мир будет поделён между Россией и Англией!
Девушка-телеграмма: Нет, я читала у Владимира Соловьёва, что вся Европа будет покорена японцами!
Юноша:  Россия и Англия! Только две великие державы!
Англии достаются Аравия и Турция, а России - Персия, Афганистан...
Дед Мороз: Я, пожалуй, прерву такие фантазии. До чего ещё можно так дофантазироваться... Дамы и господа!
Девушка: Глядите, дедушка Мороз что-то хочет сказать!
Дед Мороз: Представьте себе ёлку. Такую же, как здесь. На ней - игрушки и фонари.  И ярко освещённый храм Христа Спасителя. И детей, изучающих, как втречали Рождество и Новый год их прапрадедушки и прапрабабушки, собирающих их игрушки и книги.
Распорядитель: Вот это фантазия! Ничего нет лучше такого постоянства! А дети всегда - дети, и это главное! Кто за то, чтобы вручить этой маске премию? (Все голосуют)
                (Начинается кадриль)
Сан Саныч (двигает рычаг): Сейчас попробую перенести кого-нибудь сюда.
Снежный человек(выходит из-за машины): Я уже тут. А где, скажи мне, Дед Мороз? Сюда со мной он не вернулся?
Сан Саныч: Кто вы?
Снежный человек: Зовут меня и Чудаком, но чаще снежным человеком. Здесь происходят чудеса!Я путешествовал со всеми!
Сан Саныч: Как Вам это удалось, чудак? Мы, кажется, знакомы! Мне о вас рассказывал один антрополог.
Снежный человек: Я видел всё из-за угла. Машина всё мне показала. Как хорошо - усвоить что-то из прошлого седых веков!
Сан Саныч: Всё это - лирика, вы лучше скажите, где сейчас ребята и Дед Мороз со Снегурочкой?
Снежный человек: Они танцуют старый вальс в Сокольниках, в концертном зале.
Сан Саныч: Значит, они встречают 1900 год. Ну что же, перевести время всего на один век вперёд не так трудно. Попробуем...
   (Вращает колесо машины. Рядом возникают ребята)
Снежный человек: А Дед Мороз? Он там остался?
Командир отряда: Дед Мороз со Снегурочкой  получают премию Московской городской  Думы.
Сан Саныч: Надо же! Мне пока - никакого общественного признания, а они...
  (Возникают Дед Мороз со Снегурочкой. В руке у Деда Мороза - банкноты)
Дед Мороз: Ну вот - стукнул посохом, повернулся и в современность вернулся! И Снегурка со мной! Кажется, все в сборе!
Сан Саныч: А что у вас за премия?
Дед Мороз: Вот она!
Командир отряда: Это банкноты 1899 года!
Сан Саныч: А я-то думал, это современная городская Дума присудила!
Дед Мороз: Ничего, это музею пригодится!
Снегурочка:Давайте теперь почувствуем, что мы вернулись в наши дни, потанцевав современный танец!
        (Все танцуют медленный современный танец)
Дед Мороз: Подождите... Я принимаю сигналы из космоса! "У нас прошёл только один день, а у вас несколько лет. Но и мы уже немного скучаем по вас и помним вас. Привет планете Земля с направления Альдебарана! Хорошей вам встречи нового  земного тысячелетия!  Икс, Игрек, Зет."
Снегурочка: Ну что же, С Новым годом!
Сан Саныч: С 2000-ым!
Дед Мороз: И вот пришли, пришли, пришли
           Венчающие всё нули.
           Последний миг тысячелетья
           Приходит в разноцветном свете,
           В феерии ночной огнях...
           Год трепетный - и чуть тревожно,
           И вдаль взглянуть едва возможно.
           Для нас одно лишь непреложно:
           Нули - в году, но не в делах!