О скрытом смысле звезд в астрологии

Валерий Венда
В.Ф. Венда, профессор,
дважды официально признанный выдающийся психолог (Академия Наук СССР, 1984, США, 1996).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венда_ВалерийФедорович

Предлагаю вниманию читателей изложение доклада об астрологии, с которым я когда-то выступил в Академии Наук СССР.
В те недалекие времена занятие астрологией, особенно, с целью наживы, считалось антиобщественной деятельностью. Ученые академии наук считали для себя зазорным произносить слово астрология, не то, что заниматься ею всерьез. Я как ведущий  ученый в наисерьезнейшей инженерной психологии не стеснялся применять свои методы и в анализе выигрышных стратегий в спортлото и в астрологии.  Я видел интерес к этой «оккультной науке» со стороны многих людей.

Меня всерьез интересовало, почему к астрологии веками проявлялся живой интерес? Почему астрология продолжала существовать, не смотря на периодические жестокие гонения?

Долгие размышления привели меня к мысли, что ответы на все горячие вопросы астрологии надо искать не в небесах и звездных мирах, а здесь, на Земле. Я пришел к выводу, что астрология – это одна из самых серьезных, но еще непонятых наук.

Передовые умы человечества всегда активно боролись против влияния разного рода оккультной мистики. Много сил отняла у Д. И. Менделеева борьба с распространившимся во всем мире, и в том числе в России конца XIX века, спири-
тизмом. В записке Физическому обществу Д. И. Мен делеев писал: «Пришло время обратить внимание на распространение занятий так называемыми спиритическими, или медиумическими, явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тел и вызова человеческих фигур при посредстве медиумов грозят распространением мистицизма, могущего отор¬вать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие...»

Возглавив в 1875 г. специальную комиссию, Д. И. Менделеев провел серию экспертиз медиумических способностей знаменитой в то время английской спиритистки Клайер. По отзывам очевидцев, она была особенно сильна в столоверчении.

Для того, чтобы исключить воздействие на положение стола со стороны медиума руками или ногами, члены комиссии разработали специальную конструкцию пирамидального стола. Это был стол с косыми, расходящимися ножками. Такой стол особенно не понравился Клайер, и она отказалась от него после провального сеанса с этим столом.

«Следовательно, — констатировал Д. И. Менделеев, — если бы существовала некоторая медиумическая сила, действующая иным образом, чем мускулы рук и ног медиума, то этот стол с косыми ножками мог бы качаться и подниматься. Но духи в этом случае предпочитали молчать!»

В настоящее время очень популярны увлечения астрологией и гороскопами, разного рода гаданиями. Вот на это я и предлагал обратить серьезное внимание исследователей-психологов.

Изучение психологии человека особенно затруднено тем, что между истинным смыслом того или иного поступка и его объяснением самим человеком очень часто нет соответствия.

Мы не берем случаи, когда преступник намеренно вводит следствие в заблуждение ложными показаниями. Мы имеем в виду обычные категории людей, изучаемые психологами.

Сюда относятся такие, которые хотели бы рассказать, как они видят, думают, мастерски выполняют лекальные работы, решают шахматные и математические задачи или творят шедевры живописи, сочиняют стихи, симфонии, но объяснить этого процесса не могут.

В этом случае трудность и исследователя и исследуемого проистекает из того, что значительная доля психологических процессов творчества не осознается.
Автору удалось открыть и исследовать «подсознательное творческое мышление». Так получилось, что у автора случайно был искусственно выработан н сам оказался для себя испытуемым на всю жизнь и потому смог понять механизм деятельности многих творческих личностей. Конечно, я не сравниваю себя с Наполеоном и Пушкиным, но некоторые психологические особенности их подсознательного мышления стали более понятны.
Обычные люди, участвующие в психологических экспериментов в качестве испытуемых, с готовностьювыполняют заданные им инструкции. Такие люди подчас очень бойко умеют рассказывать о всех выполняемых ими операциях. Например, взаимодействуя с компьютером, многие и сами уподобляются машине, каждый шаг которой можно описать достаточно строго и однозначно. Они готовы охотно и подробно говорить о своей деятельности, только ничего особенно интересного сообщить о себе не могут — все это описано в инструкциях, алгорит¬мах, программах. Такая деятельность вполне доступна для психологического изучения, но не очень интересна.
Она является как бы слепком стратегий мышления, решения задач программистами компьютеров, станков, которые закладывают, материализуют в конструкции и способах функционирования машин свои знания и опыт и навязывают потом исполнителям свою волю.
Наверное, я единственный, кому довелось дважды выступать с докладами на открытии съездов американского Общества человеческих факторов. Первый мой доклад, это было в Сан Франциско в 1977 году, был посвящен проблемам индивидуальной адаптации компьютера и другой информационной техники к пользователям. Отсюда я перешел к перспективам создания мощных коллективных решающих систем типа «гибридного интеллекта». Одна из идей доклада состояла в том, чтобы показать, как в ходе эволюции и научно-технического прогресса поведение человека все более зависит от технического окружения, от орудий труда, то есть от того, что навязывают нам наши предшественники, разработчики всего того, чем мы потом пользуемся, например, компьютерными играми.
Чтобы постепенно ввести в курс участников конгресса, сначала я показал фотографию Земли из космоса и сказал, что с большого расстояния Земля кажется необитаемой.

Потом продемонстрировал свой слайд, на котором я запечатлелпонравившуюся мне большую рощу мимозы на Мадагаскаре, и сказал, что с меньшей высоты кое-где просматриваются следы жизни на Земле. Затем появился слайд, снятый мной в национальном танзанийском парке Нгоро-Нгоро из специального туристского джипа-клетки, в котором я ездил, наблюдая вольготную жизнь львиного семейства с главой, сладко и широко зевающим прямо в объектив фотоаппарата.

Далее я сделал заявление, что не везде обитатели Земли чувствуют себя столь независимо и свободно. Этот тезис был подтвержден снятым мной слайдом со смазанным изображением седовласого мужчины, не по собственной воле ставшего спринтером, пытающимся быстрым рывком спастись от потока автомобилей, ринувшегося на него при только что включившемся зеленом сигнале светофора на нью-йоркской улице.

В заключение вводной части своего парадного доклада я показал слайд с изображением спроектированным мной пультом управления электростанцией Мосэнерго.

На информационном щите этого пульта размещены многие сотни разных символов: ламп, индикаторов, приборов. И все они навязывают оператору какие-то знания, советы, инструкции.

Человеческая деятельность со знаками, символами — самая, пожалуй, интересная из доступных психологическому анализу. Например, оператор, управляющий атомной или тепловой электростанцией, видит на информационном щите стрелки приборов, мигающие лампы и вспыхивающие табло с предостерегающими надписями.

Глядя на всю эту символику, мысленно оперируя ею, сопоставляя показания разных приборов, принимая решения и нажимая на кнопки, оператор, как покажется непосвященному, управляет стрелками приборов и лампочками на пульте. На самом же деле посредством символов он контролирует состояние огромного технологического комплекса, например, управляемого им атомного энергоблока, находящегося вне поля его зрения. Такое опосредованное информационное взаимодействие человека с объективным миром изучает инженерная психология, которой я отдал почти всю свою жизнь. Изучение этих наиболее сложных проблем позволило решать многие, казалось очень далекие задачи, например, понять скрытый смысл деятельности древних астрологов и истинное значение звезд для них. 

Мои инженерно- психологические исследования показали, что эффективность, надежность, вообще мастерство оператора и психологические факторы сложности его труда в значительной степени зависят от того, насколько быстро и точно он может расшифровать те или иные комбинации символов на мониторе компьютера, лампочек, вспыхивающих на щите перед ним, как созвездия на ночном небе.

Проведя такое сравнение и вспомнив древнее ремесло звездочета, подумалось: а что, если подвергнуть инженерно-психологическому анализу занятия астрологов?

Вдруг окажется, что и для них звезды были важны не сами по себе, не как собственно контролируемые объекты, влияющие на Землю и ее обитателей, а означали всего лишь символы, сигнализирующие, как лампочки на щите оператора, о моментах, когда следует ожидать наступление того или иного земного события?

Такое предположение стало моей рабочей гипотезой. А проверку ее я вел с инженерно-психологической основательностью: изучая историю возникновения деятельности астрологов, объекты их исследования, особо остановился на критическом анализе их труда с точки зрения астрономии.

Потом я принялся за анализ информационных процессов в деятельности астролога, и тогда мне стала ясна ее истинная психологическая структура, возможно, существенно отличная от того, что написали и по сей день рассказывают астрологи.

Науки-матери и науки-дочери
Такова уж логика жизни — дети всегда должны опережать в знаниях своих родителей.

Однако часто молодые целиком отвергают наследие предшественников, нанося им обиду, а себе порой значительный ущерб из-за потери ценных знаний. Духовное наследие, особенно если оно накапливалось веками, даже если оно зашумлено методологическими ошибками и туманной фразеологией, достойно пристального внимания.

Если люди веками по крупицам собирали знания, берегли книги по астрологии, невзирая на войны, голод, холод, угрожающие приказы самодуров-правителей, добиравшихся до книг, чтоб поярче пылали костры на площадях, — значит, в знаниях этих была реальная потребность, они помогали жить и выживать и были важнее и желаннее того тепла, которое
 
можно было получить от книги, бросив ее в печь в студеную зимнюю ночь.

Вопрос о том, как доходят до нас книги из далекой древности, неотступно занимал когда-то мое детское воображение. Книга может случайно уцелеть 5, 10, 50 и даже 100 лет, но если труды мудрого Аристотеля переживают тысячелетия, значит, они очень нужны и дороги людям разных поколений и народов, сплачивая, синхронизируя их в непреходящее, вневременное единение — человечество.

Нет сомнений, знания, произведения искусства, хранящиеся, вызывающие восхищение веками, тысячелетиями, — это и есть центры, вокруг которых вели разговоры и синхронизировались, добиваясь взаимопонимания все те, кто формировал, развивал определенное сообщество, и те, которые принадлежат к этому сообществу теперь.

Среди наук, служивших многие века центром интеллектуальной синхронизации и оказавших огромное психологическое влияние, весьма заметное место занимала астрология.
Долгожительство всегда вызывает уважение и внимание — видим ли мы перед собой мудрого старца или сочинение тысячелетней давности.

Известно, что попытки быстро и легко объяснить причины человеческого долгожительства лишь вводили в заблуждение. Поэтому сейчас перешли к систематическому комплексному научному изучению этой проблемы.
Долгожительство наук, пришедших из далекого прошлого, пока не вызывает столь же пристального внимания. Во всяком случае, судьбу астрологии, ее сущность и научный смысл обсуждают пока только астрономы. Другие ученые по большей части борются с ней.

А жаль! Эдак мы можем похоронить долгожительницу, так и не поняв ее глубинной скрытой сути, не расслышав ее исповеди и завещания. Здесь важное слово должна сказать научная психология. Надо понять, что привлекает людей в гороскопах. Ведь общеизвестно, что гороскопы очень туманны и расплывчаты. Но это не отталкивает от них людей. Люди склонны узнавать себя и свою судьбу в туманных фразах. Это убедительно показали эксперименты американского психолога Фореста, проведенные в 1949 г. на студентах, охотно узнававших себя в очень общих и расплывчатых портретах.

Меня заинтриговал вопрос, почему люди продолжают тянуться к гороскопам, причем нередко молодые и весьма образованные?
 

Дело здесь в том, что люди при организации своей жизни нуждаются хоть в каком-нибудь плане и прогнозе. Минимально достоверный прогноз со многими ошибками лучше, чем полное отсутствие такового.

«Прогноз» в переводе с греческого означает «знание наперед». «Истинный пророк — разум: лишь он предсказывает будущее»,  писал Овидий в I в. до н. э., протестуя против слепой веры в предсказания оракулов.

Выражение «нет пророков в своем отечестве» имеет простой и ясный смысл. Начнем с семьи. Жена скорее будет смотреть нудную телепередачу, чем читать произведения мужа, даже если весь остальной мир проявляет к его творчеству огромный интерес. Почему бы это? Дело в том, что признание заслуг, ума и авторитета мужа непременно скажется на отношениях в семье, жена может оказаться в положении поклонника таланта собственного мужа. Тогда прощай ее главенствующее положение, и даже равенство в обсуждении семейных проблем, исчезнут справедливое распределение обязанностей по дому и дружба. Кто же из жен согласится на такое?

Вот и избегают супруги признавать выдающиеся заслуги одного из них, чтобы не оказаться на ступень ниже в семейной иерархии, чтобы не признать супруга непререкаемым авторитетом. Даже мама моя, которая перед соседями и знакомыми всегда гордилась моей ученостью, зачитывала мне из газет всякие психологические рекомендации как истину в последней инстанции. Если я ставил эти советы под сомнение, мама часто вскликивала: «Как же можно не верить, ведь это же из кандидатской диссертации взято!»

Если при этом я пытался напомнить ей, что я доктор психологических наук, в ответ неизменно следовало: «Знаешь, сынок, мы все тут психологи не хуже тебя». Если я пытался настаивать на своей правоте вопреки газетному мнению, мама сердилась и говорила: «А не пора ли тебе, сынок ехать на свой Южный берег?»

Брат мой специально приезжал в Ленинград на мою защиту докторской диссертации. После долгого заседания в госуниверситете он признался, что ничего не понял из моего доклада и последующей дискуссии. Тем не менее, он, как и мама, психологом меня никогда не признавал, чтобы, не дай бог, не уступить даже на минуту лидерство своему младшему брату.

Перечить ему порой было опасно, особенно, после принятия им алкоголя. Тут уж он становился диктатором. Не раз в таком состоянии он произносил категорическое: «Если ты не понимаешь правильности моего мнения, ты мне не брат».

Однажды он произнес это, держа в руках малокалиберную винтовку. Это было на лесном пикнике в крымском лесу, куда Виктор вывез на машине всю семью. Сначала постреляли вместе по бутылкам.

Потом он крепко выпил, и мы по обыкновению, заспорили. Когда мама услышала злые слова Виктора и увидела в его руках винтовку, хоть он никогда не направлял ее на меня, мама бросилась между нами и закрыла меня собой.

Только тут Виктор осознал, что в его руках было оружие. Не раздумывая, он зашвырнул казенный спортивный инвентарь далеко в кусты. Потом, уже к вечеру, перед отъездом мы с ним долго шарили в чаще, отыскивая винтовку.

Отказ уважать мнение другого часто видим и в государстве. Разве мог Сталин признать Вернадского гениальным пророком и публично обязаться следовать его предсказаниям? Не мог и не стал.

Потому-то нет и никогда не будет пророков ни в своем отечестве, ни в своей семье.

Никакой ум не может уберечь человека от ошибок. Средний ум помогает избежать повторения ошибок. Хороший ум позволяет переработать ошибки и неудачи в успехи.

У американцев есть хорошая традиция сначала оценивать достоинства и достижения советчика, а уже потом спрашивать совет и думать, следовать ли ему. Это их поговорка, если ты такой умный, где твои деньги?

Очень важно не последовать совету человека, который ни умом, ни образованием, ни опытом не заслуживает вашего внимания. Если слышите совет дурака, уж лучше поступите наоборот.


Существует немало популярных среди людей механизмов прогнозирования, которые нельзя включать в разум. Некоторые из таких механизмов, в том числе эмоциональное отношение избранных — власть предержащих — и народных масс к различным предстоящим событиям, астрологи, шаманы, оракулы и гадалки могли так тонко уловить, выявить, изучить, учесть, что, эксплуатируя гибридный разум народа, выдавали его предсказания за свои собственные пророчества.

Исповеди, во время которых люди говорили о всех своих сокровенных мыслях, о явных и тайных событиях, специально построенные проповеди и анализ общей реакции на них — все это давало церкви огромную информационную основу для прогнозирования и колоссального повышения эффективности своего воздействия на людей, поскольку оно часто точно совпадало с предстоящим естественным ходом событий.

В глазах людей это выглядело как божественное управление этими событиями и всем миром.

Разного рода оракулы, ясновидцы и провидцы часто умеют тонко подмечать, собирать информацию и, добавив к ней изрядный запас риска и безответственности, иногда поразительно точно угадывать грядущие события.

Заметим попутно, что безответственность может быть важным положительным фактором прогнозирования, излишняя ответственность, жесткий контроль сознания делают прогноз подчас вообще невозможным, ибо прогноз при неполной информации без риска немыслим. Более того, избыточная информация тоже порой делает прогноз невозможным.

Известный фантаст и футуролог А. Кларк в книге «Черты будущего» писал: «Шестеренки воображения могут увязнуть в избыточном бремени знаний. Когда выдающийся, но пожилой ученый заявляет, что какая-либо идея неосуществима, он, вероятнее всего, ошибается».
 
Вашингтонская провидица Дж. Диксон возымела огромное воздействие на американских политических и общественных деятелей после того, как верно предсказала гибель президента Дж. Кеннеди и победу республиканского кандидата на пост президента в 1968 г.

Некая Бухела (она же М. Консантье) предсказала в 1953 г. победу Аденауэра на выборах, в 1965 г. — кризис доллара и фунта стерлингов, в 1966 г. — создание правительства «большой коалиции» в ФРГ. Конечно, в десятки раз длиннее список ее ошибочных заявлений.

Прорицатели были не только в Древнем Риме, их еще больше стало в наше время. В лондонском Сити нередко обращаются к знаменитой «диаграмме монаха» — выдержке из произведения неизвестного автора под названием «Кризисы прошлые и будущие». «Диаграмма», составленная еще в ХIХ-м веке, отражает колебания британской экономики до 2007 г.

Автор открыл фундаментальные законы взаимной адаптации и трансформации, которые объясняют
процессы формирования структур систем и их трансформации. Желающие могут прочитать книгу Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. М. Машиностроение, 1990. Посмотрите также статью Венда В.Ф.
О законах взаимной адаптации и трансформации систем.
Вопросы философии, 2017, №2, с. 94-105.

Официальный предсказатель компании «Дженерал электрик» Д. Коул еще в 1953 г. указал дату высадки человека на Луну — 1970 г. Даже учитывая, что прорицателей, которым почти ничего не удается предвидеть, десятки тысяч, да и наиболее удачливые из них имеют ничтожный процент «попаданий» — это явление не может сбрасываться со счетов.

Способы прогнозирования как имеющие чрезвычайно большое теоретическое и практическое значение должны подвергаться тщательному научному анализу.

Прогноз, или, как называл его физиолог академик Анохин, опережающее отражение действительности, — необходимое условие адаптации любого живого организма к динамичной окружающей среде, его внутренней синхронизации, устойчивости. Если условия существенно изменились, а организм не готов к новым условиям, не приспособлен к ним, возникает реакция дезадаптации.

У людей она носит характер известного всем явления стресса со всеми вытекающими из него неприятными последствиями. Наша эпоха особенно динамична, поэтому участились и стрессы.
Люди пытаются снизить стрессовое влияние условий, либо заранее приготовив себя к ним, либо повлияв на них наиболее выгодным образом.

Ведь если человек изменит свои некоторые притязания, выберет профессию, более соответствующую свойствам характера, своей наследственной психофизиологической конституции, то и работать ему будет легче, и общество от него получит больше пользы, и в семье он перестанет быть раздражительным, и с детьми станет помягче, добрее.

Следовательно, индивидуальный прогноз, выбор профессии — проблемы очень важные. Только решать их нужно не средневековым или слегка модернизированным гороскопом, а с помощью психологов, педагогов, врачей. В психологии уже много лет существует такая область, как психодиагностика. Она призвана помогать людям как можно раньше выявлять свои способности, наклонности и овладевать наиболее подходящей профессией.

Поначалу некоторые западные психологи предполагали, что это очень легко — предложить людям разные тесты и по ответам на них быстро рассортировать людей на талантливых — для чистой, творческой работы, бесталанных — для обслуживания творцов и выполнения всякой рутины. Тесты заменили на какое-то время гороскопы — увлечение тестами на Западе было повальное.
Вскоре, однако, в тестах разочаровались: ведь дети из интеллектуальных семей и дорогих частных школ были лучше натасканы на ответы на вопросы, составляющие основу тестов. Следовательно, в тестах они далеко превосходили менее подготовленных ровесников.

Но потом, попадая в творческий коллектив, где уже бесполезно вспоминать цитаты из книг и папины советы, а надо думать самостоятельно, чемпионы по интеллектуальным тестам конфузились и не могли изобрести ничего существенного.

Критики тестов предположили, что все дело только в наследственности. А раз так, то достаточно изучить наследуемые психофизиологические признаки и уже в раннем возрасте можно предсказать, если не судьбу человека, то уж его профессию вполне точно. Такие теоретики могут, пожалуй, размечтаться о том, чтобы на бирке, которую вешают на ножку новорожденного, была написана его будущая специальность.

Научная психология решает проблему влияния социальных и биологических факторов в развитии человека. На этой основе развиваются новые принципы психодиагностики, методы взаимной адаптации человека с трудовыми процессами, условиями, средствами, орудиями.



Монолог суровой дочери

От имени всей современной науки астрономия научилась очень изящно и аргументированно критиковать свою прародительницу — астрологию. Вот что сказал французский профессор Ж.-К. Пекера. Во-первых, солнечная система, известная нам после открытий Урана (1781), Нептуна (1846), Плутона (1930)), а также многих малых планет-астероидов, значительно сложнее представлений о ней древних астрологов. В то же время многие астрологи без всякого смущения и поныне пользуются устоявшимися в древности упрощенными знаниями.

Во-вторых, астрологи разных стран и времен в своих «анализах» по-разному трактуют влияние разных знаков зодиака и даже неодинаково называют одни и те же созвездия. Сейчас приняты ассиро-вавилонские названия, а у астрологов Древнего Египта, Китая, Индии, доколумбовой Америки были приняты другие названия, вызывающие принципиально иные ассоциации.

В-третьих, астрология издревле представляла все звезды расположенными на единой сфере, и современные астрологи тоже вообще игнорируют третье измерение — глубину неба. В результате разноудаленные звезды относятся ими к одному созвездию: например, расстояние от Земли до звезд Ригель и Бетельгейзе в созвездии Орион различается на 50 световых лет.

В-четвертых, астрологов не смущает и тот факт, что они оперируют ничтожной долей не только объективно существующих, но даже хорошо известных науке небесных тел.
В-пятых, многие люди, рождающиеся за северным полярным кругом, например в Мурманске, в те месяцы, когда основные планеты не поднимаются там над горизонтом, вообще лишены гороскопа, а значит, следуя позиции астрологии, — характеров, судеб и прочего.

В-шестых, если уж влияние планет носит в основном гравитационный характер и, следовательно, обратно пропорционально квадрату расстояния, то соседние дома должны влиять на новорожденного значительно сильнее любой планеты.

Профессор Пекер, подвергнув вполне аргументированной критике астрологию, подводит логический итог: «От той астрологии, которая на протяжении тысячелетий базировалась на слабых знаниях, не остается ничего».

Итак, астрономы, рассчитав возможные гравитационные влияния разноудаленных от Земли звезд, объединяемых в созвездия, вынесли свой приговор астрологии.
Однако снята ли проблема гороскопов в результате анализа и критики с позиций астрономии?

Казалось бы, доводы астрономов убийственны для астрологов — если они из-за стремления к наживе любой ценой и не бросят своего бессмысленного занятия, то по крайней мере все мало-мальски образованные люди должны были бы немедленно перестать интересоваться астрологией, зачитывать до дыр гороскопы, а тем более тратить немалые деньги, внимая туманным словам звездочетов, гадалок и прорицателей.

Однако интерес к астрологии и всяким гаданиям ничуть не ослабевает после появления очередного разгромного опуса оппонента-астронома.
Происходит это по ряду причин.

Во-первых, предвидение и на его основе заблаговременная подготовка к грядущим переменам — первейшее условие выживания всего сущего на Земле. Потребность в предсказаниях заложена в каждом человеке изначально — она имеет филогенетическую, эволюционную основу, а потому сильна и неистребима в каждом человеке. Астрономы, критикуя астрологов, отбирают у людей пусть иллюзорное, но все же средство предсказания, ничего не обещая взамен.

Во-вторых, астрология существует очень давно, так или иначе она пережила тысячелетия.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона говорится, что натуральная астрология имела некоторые факты за себя, которые позволяют ей до сих пор держаться в массе не только необразованного народа, но и самого интеллигентного современного общества.

В ответ на критику астрологии со стороны астрономов каждый верующий в нее тут же восклицает: будь бы астрология совсем пуста и бессильна, она не прожила бы и десятилетий, ведь среди занятий, научных и прочих, тоже должен действовать неумолимый дарвиновский закон естественного отбора!

Вполне логично предположить, что астрология объективно что-то дает людям, что облегчает им борьбу за существование. Тогда возникает вопрос: если смысл астрологии состоит в содействии людям в прогнозировании условий жизни, то на чем основана такая способность астрологии?

В-третьих, довод астрономов о том, что астрологи оперируют грубой, приближенной моделью звездного неба, работает в пользу астрологов: если уж допустить, что астрология выжила из-за того, что в какой-то мере помогает прогнозированию, притом с помощью устаревшей, грубой модели Вселенной, то ее прогностическая ценность еще более возрастет, если астрологи примут на вооружение последние достижения астрономии.

Наиболее мудрые и маститые астрологи не суетятся — они
 
понимают, что точность и полнота карты Вселенной для астрологии несущественны. Такие вполне обходятся старыми картами и фолиантами с пожелтевшими ог времени страницами.

А астрологи из молодых и оборотистых переходят на применение таблиц Бюро долготы, навигационных справочников и персональных компьютеров. Видя новую мощную технику и использование новейших достижений научной астрономии, клиенты становятся доверчивей и — что куда важнее для магов — щедрее.

Ясно, что даже сверхточные компьютерные модели Вселенной для астрологии — дело второстепенное. Если ее предсказания порой и сбываются, то вовсе не потому, что в них более или менее точно учтено влияние ближних и дальних звезд.

Тем самым хочу высказать предположение, что астрономическая критика астрологии не затрагивает ее существа. Звезды, видимо, для тех мнимых или реальных успехов астрологии, которые помогли ей пережить многие века, важны, но играют вспомогательную роль, а учет расстояний до звезд и вовсе излишен.

Чтобы разобраться в том, могли ли быть хоть какие-нибудь весомые успехи астрологии в предсказаниях, какую роль в достижении этих успехов сыграло наблюдение за звездами — надо обратиться к истории астрологии и построить ее хотя бы самый общий психологический портрет.

ИЗ ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ

Прямо скажу, что гороскопы и всеобщая взаимосвязь событий — это арии из разных опер.
В большинстве энциклопедий, справочников и словарей, вышедших за последние сто лет, астрология определяется как мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущее отдельных личностей и всего человечества из наблюдений над положением светил на небе.

Авторы проводят интересную мысль о том, что астрология встречалась в истории почти всех народов, достигших некоторой степени научного знания о небе, как необходимая стадия между астролатрией (поклонением звездам) и астрономией.

Древние греки и римляне не проводили грани между астрологией и научной астрономией.
«Вся судьба человека, — говорил Гомер, — определена в момент его рождения, а отсюда легко прийти к мысли, что все его будущее может быть прочтено на звездах, посредством изучения расположения их в момент рождения данного лица».

«Все, — вторил ему Авл Геллий, — что человек делает, то делает не по своему произволу, а руководимый звездами». Гиппократ думал, что различные звезды и созвездия, например Плеяды, Арктур и Сириус, имеют гибельное влияние на здоровье человека. Он верил в существование критических дней, зависящих от галактических восходов и заходов светил. Он поддерживал древнее мнение, приписывающее Сириусу, являющемуся поздней осенью, распространение чумы.

Галлен считал, что главное воздействие на здоровье людей оказывает Луна. Ведь влияние Луны можно было заметить на приливах и отливах, на циклах менструации, на лунатиках, на ночных морозах и росе, появляющихся в светлые лунные ночи.

Древним трудно было понять, где кончается влияние небесных причин и начинается действие чисто земных факторов.

По преданию, у халдеев астрология была введена Зороастром, причем занятие это стало настолько распространенным, что Геминус, Секст Эмпирик и другие римские писатели нередко применяли слова «халдей» н «астролог» как синонимы.

Огромного расцвета достигла астрология в Древнем Египте. Уже во времена Геродота египтяне имели систему Гермеса, состоявшую из 36 гороскопов (или деканов). В книгах устанавливались связи между каждым гороскопом и определенной частью человеческого тела, также разделенного на 36 частей. Указывалось, какие действия нельзя предпринимать в каждый день года. Нечто очень похожее самостоятельно было принято в японской астрологии.

Влияние астрологии было особенно сильно в Египте, Индии, Иране. Но в Китае оно было настолько сильно и противоречиво, что в V—III вв. до новой эры по приказу императоров были сожжены все астрологические книги, кроме официально одобренных правителем.

По свидетельству Геродота, в Грецию астрология пришла от халдеев после похода Ксеркса на Элладу. Жрец Ваала Берозос пользовался такой популярностью
в Афинах, что ему был воздвигнут памятник, на котором он был изображен с золотым языком как выдающийся прорицатель.

Однако постепенно вместе с развитием научного, логического мышления возникла и крепла критика астрологии. В качестве критического довода Цицерон указывал на то, что люди, рожденные в один и тот же момент, имеют весьма различные характеры. Из этого он заключал, что положение звезд в момент рождения не определяет судьбу человека.

В пятитомной поэме «Астрономика», посвященной древнеримскому императору Августу, и в сатирах Ювенала описывается история подъемов и падений астрологии в Риме. Императоры Веспасиан, Диоклетиан и другие изгоняли астрологов (в основном халдеев) из государства.

Другие же, например Нерон, Септимий Север, Каракалла, Александр Север, относились к астрологии с великим почтением. В IV в. н. э. сицилиец Фирмик Матерн издал «Восемь книг астрономии», в которых впервые изложил учение о 12 долях, заложив основу поздней астрологии.

Философская школа неоплатоников признавала астрологию. Ее видный представитель математик и философ Прокл Диадох переработал известное древнее астрологическое сочинение «Четверокнижие». А ученик Диадоха Марин составил его биографию с подробным гороскопом.

К сожалению, астрологи очень часто подтасовывали гороскопы и факты из жизни, чтобы привести их в полное соответствие. Так, автор «Восьми книг астрономии» Матерн изложил жизнеописания и гороскопы Эдипа, Демосфена, Гомера, Платона, Архимеда уже после их смерти.

В Европе в XIII—XVI веках почти все правители государств имели своих придворных астрологов.

Самым знаменитым из них был личный астролог жены французского короля Карла IX Екатерины Медичи Нострадамус (1503—1566). Его сочинения были настолько популярны, что угрожали авторитету и влиянию римской католической церкви, вследствие чего в 1781 г. они были запрещены по указанию папы.

Наряду с талантливыми шарлатанами типа Нострадамуса астрологией занимались многие авторитетные ученые. Очень сложным и противоречивым было отношение Кеплера к астрологии. Хотя он и зарабатывал на жизнь составлением гороскопов, есть свидетельства о
 
том, как мнемоничность, т. е. наглядность, образность и легкая запоминаемость, была весьма немаловажна.

Но мнемоничность обязательно включает в себя ассоциации с чем-то понятным, принятым, привычным.
Исследованиям мнемоничности и построению мнемосхем посвящен ряд книг автора, в том числе Венда В.Ф., «Средства отображения информации. Эргономические исследования и художественное конструирование». – Монография. М.: Энергия, 1969,
Венда В.Ф., «Инженерная психология и синтез систем отображения информации». –М.: Машиностроение, 1975, 2-е изд. 1982.


Значит, какие-то данные гороскопов постепенно становились общепринятыми. Возможно, началось все с того, что врачи, самодеятельные психологи, синоптики, пытливые наблюдатели обнаружили некоторые регулярно повторяющиеся события.

Например, свойства характеров людей, родившихся в разные периоды года, имели некоторые более или менее выраженные и устойчивые различия. В частности, в Европе постепенно сложилось представление о двенадцати типах характеров, каждый из которых попытались обозначить каким-то символом.

Так, появились люди с колеблющимся настроением, получившие кличку «весы». Другие были названы «скорпионами» за то, что склонны к переоценке любой опасности и сразу принимают защитную стойку.

Появились также очень схожие «близнецы», «львы» рыкающие, скромные, с мягким нравом «девы», меткие «стрельцы» и прочие «овены».
Каждое слово-символ из-за своей метафоричности обозначаемого характера имело, конечно, много конкурентов, но смысл мог быть более или менее сходным. То есть сам факт каких-то различий характеров в зависимости от сезонов, в которые рождался ребенок, был постепенно признан.

Было это заслугой вполне земных наблюдателей: они смотрели не на небо, а на окружающих людей. Обращение взоров к небу началось позже, когда стали искать истоки происхождения индивидуальных типов характеров.

Вполне возможно, что выраженность таких типов была намного выше, четче, определенней, чем наблюдаемая сейчас. Наши современники больше общаются, вместе учатся в школе, занимаются многими общими делами. Да и все современное воспитание, обучение, воздействие искусства и массовой информации направлены на нивелирование индивидуальных различий между людьми.
 

В одном из своих сочинений Кеплер предостерегал теологов, медиков, философов, чтобы они при легкомысленном отбрасывании звездословного суеверия не выбросили ребенка вместе с водой и тем самым не навредили бы своей профессии.

В другом месте Кеплер, напротив, говорит: «Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем безумии думают, что ею должен заниматься математик»; и еще: «Астрология есть, конечно, глупая дочка, но боже мой, что бы стало с ее многоразумной матерью — астрономией, если бы она не имела этой дочки, ибо вообще заработки истинного ученого так невелики, что мать, наверное, страдала бы от голода, если бы дочь ее не зарабатывала что-нибудь».

Астрономы создавали таблицы движения планет, имея в виду прежде всего потребности построения гороскопов. Нет нужды доказывать дальше, что астрология, во многом объективно содействуя развитию науки, привлекла сторонников среди многих поколений людей и тем самым заработала право на внимание хотя бы психологов.

Слово «гороскоп» в общем смысле означает расположение всех светил в момент рождения человека. В специальном значении гороскоп — это особым образом рассчитываемая астрономическая координата, или точка эклиптики, в момент рождения человека. Исходя из координат этой точки производились очень сложные ряды вычислений, в которых клиент, чьи характер и судьбу предсказывает астролог, разобраться уже никак не мог.

Это должно было создать у человека впечатление неотвратимости, всесилия предсказания. Однако одного впечатления мало.
Если бы в астрологических анализах не было бы ни грана правды, астрология не продержалась бы и короткого периода, не говоря о ее тысячелетнем долгожительстве.

Следовательно, есть основание допустить, что в гороскопах была какая-то доля истины. Откуда она могла быть привнесена?

Может быть, дело в истинности исходной посылки астрологии о том, что Космос управляет всеми процессами на Земле и потому наблюдение звезд — путь к предвидению земных процессов?
Если говорить объективно и учитывать реальный
 
исторический процесс, то астрология — самая древняя из наук, которая использовала системный подход.

Здесь нет оговорки, именно наука, поскольку мнимой, или лженаукой, она стала после того, как породила, выпестовала и выкормила в прямом смысле астрономию.

А системный подход проявляется в том, что астрологи рассматривали Землю как элемент большой системы — Вселенной и считали, что связи, взаимодействия со всеми остальными элементами Вселенной. Для них это были только видимые простым глазом светила предопределяют все процессы на Земле.
Заметьте, что при зарождении астрологии не было не только радио-, но даже оптических телескопов.

Тем не менее, в точном соответствии с системной методологией, они выделяли разные уровни процессов и их детерминации: был Макрокосм — влияние Вселенной на глобальные геопроцессы, в первую очередь на метеорологические процессы на Земле.

Был Микрокосм — влияние Вселенной на судьбы отдельных людей.
Астрология вынесла из астролатрии древние идеи о том, что все на Земле управляется Космосом. Древние считали, что, изучая Космос, т. е. зная все процессы во Вселенной, можно предсказывать будущее Земли и ее обитателей.

Действительно, если брать Вселенную в целом и во всех ее деталях, то вполне можно утверждать, что во Вселенной случайных событий не бывает. Все происходящее взаимосвязано и потому строго детерминировано.  Но только эта детерминация настолько сложна, многомерна, практически бесконечно-мерна, так что мы не можем практически обозреть и использовать для прогнозов «вселенскую» детерминацию.

Основатель первой эволюционной теории и учения о всеобщей взаимосвязи между объектами и явлениями гениальный французский ученый Лаплас, анализируя философские основания теории вероятностей, писал: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы и их относительное положение; если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения тел вселенной, смог бы с полной достоверностью определять будущее, так же как и прошедшее. Ум человеческий в совершенстве, которое он сумел придать астрономии, дает нам представление о слабом наброске такого разума.
Применяя тот же метод к некоторым другим объектам знания, нашему разуму удалось подвести наблюдаемые явления под общие законы и предвидеть явления, которые будут вызваны данными условиями.
Все усилия духа в поисках истины постоянно стремятся приблизить его к разуму, о котором мы только что упоминали, но от которого он всегда останется бесконечно далек».
 

Из Лапласова учения о всеобщей взаимосвязанности событий следует, что если учесть все взаимосвязи какого-то объекта, то можно описать этот объект, не беря его сам по себе, а посредством его взаимосвязей. Например, человека очень сложно изучать как такового — рассматривание под микроскопом нервных клеток, 
волокон, даже головного мозга почти ничего не сообщает нам о психологических свойствах человека, о его мышлении, целях, мотивах и т. д.

Зато, анализируя взаимодействие человека с окружающей средой, другими людьми, решение им практических и теоретических задач (иначе говоря, непосредственное и опосредованное взаимодействие с объектами), мы можем очень многое узнать о психологии человека.
Процессы на Земле в известной степени зависят от взаимодействия Земли с другими космическими объектами, со Вселенной в целом.

Как и во Вселенной, земные процессы носят периодический, циклический характер. Как и во Вселенной, на Земле должно быть много разных циклов — от мгновенных, «взрывных», имеющих исчезающе малый период, до самого долгого, предельного, — периода расширения-сжатия Вселенной.
Известно, что космические лучи вызывают генетические мутации живых организмов.

Можно было бы предположить, что в определенных участках земной орбиты наша планета и ее обитатели подвергаются соответствующим, характерным для этих участков облучениям. Отсюда должно бы следовать, что сходные мутации породят сходство характеров людей, зачатых и родившихся в одно время. Однако это не так, поскольку исходный генетический материал родителей разный.
Кроме того, мутации имеют инерцию, т. е. развиваются с некоторым сдвигом во времени, и обладают свойством накапливаться в течение жизни будущих родителей.

Так что характер космического -облучения в конкретный момент может не иметь существенного значения.
В целом теоретическое положение о познаваемости и прогнозируемости процессов на Земле посредством анализа их космических связей не может быть реализовано, поскольку такие связи Земли необозримы. С точки зрения современного состояния науки такой подход является ненаучным — наших знаний недостаточно для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данное.предположение.
Земля — главный космос землян

Есть вполне реальный выход из этого трудного положения. Он состоит в том, что для любого земного явления, объекта или жителя главный Космос.— это Земля, ее объекты, явления и жители, взаимодействующие между собой несравненно более сильно, чем с «внешним» Космосом.

Вслед за Ньютоном мы уверенно делим гравитационное взаимодействие на квадрат расстояния, вследствие чего влияние далекой гигантской звезды на человека оказывается слабее притяжения соседнего дома.

Следовательно, закономерности процессов на Земле. в том числе их цикличность, целесообразно изучать в их земной данности, т. е. наблюдая их реальные проявления в земных условиях, дополняя их учетом доступных нашему исследованию космических связей с Солнцем, Луной, другими близкими космическими объектами.

Есть еще и такая теоретическая возможность: будущее можно узнавать, глядя назад. Чем прямее и проще ход событий, тем точнее в прошлом отражается будущее. Следовательно, в той или иной степени будущее можно вспоминать.

Вероятно, если не единственное, то уж, конечно, самое главное назначение памяти людей и животных — хранить опыт, полезный для прогнозирования и заблаговременной адаптации к грядущим ожидаемым условиям.
Направление времени как бы утрачивает свое значение. На идеально прямой дороге можно управлять автомобилем, глядя в зеркало заднего вида: «прошлое» и «будущее» одинаковы.

А если впереди дорога делает зигзаг, а мы не смотрим вперед? Тогда катастрофа неминуема.

Чем сложнее ход событий — тем больше нам надо знать о закономерностях, объективно управляющих событиями. Иначе машина может упасть в кювет или врезаться во встречную.

Широко известны современные представления физиков о том, что время реверсивно. Теоретически это значит, что если набраться терпения, можно дождаться, когда время побежит вспять и события могут начать повторяться. Вопрос в том, как правильно определить цикл: узнать период времени, через который ситуация, имевшая место в прошлом, повторится в будущем. Строго говоря, цикл повторения многих процессов может оказаться равным периоду расширения-сжатия Вселенной.

А этот период, по разным оценкам, составляет сотни и тысячи миллиардов лет. Вряд ли кому-нибудь из нас покажется полезным предсказание, которое точно сбудется через такой срок: события 2020 г. н. э. в точности повторятся в 2020 г. н. э. с. ц. р. В. (новой эры следующего цикла расширения Вселенной).

Следовательно, детерминацией земных процессов общекосмическими мы на практике никак воспользоваться не можем. Во-первых, мы мало знаем о Вселенной, о влиянии космических объектов на Землю и ее обитателей, во-вторых, придется слишком долго ждать точного повторения прошлого.

Таким образом, декларировавшаяся астрологами космологическая концепция «вселенской» детерминации земных явлений и процессов на самом деле нереализуема. Как показывает анализ истории астрологии, эта внешне респектабельная концепция намеренно или нечаянно служила лишь ширмой при изучении закономерностей реальных земных процессов.

Что же скрыто за ширмой, где всерьез трудились астрологи? Этот вопрос интриговал меня. Постепенно возникло предположение, что наблюдаемые небесные тела служили астрологам не более, чем стрелками часов и наглядной, мнемонической, опорой при выявлении циклических и других видов закономерностей протекания земных процессов.

«Бесстрастие» звезд и «чуткость» их земных служителей

В своей практической деятельности при разгадывании характеров и судеб людей коммерческие (или как их называли раньше, юдициарные) астрологи пользовались теми же многочисленными вполне земными общими приметами, дополняемыми внимательным изучением происходящих событий, что и разные гадалки.

И если звезды обращались по своим орбитам одинаково вне зависимости от смены социально-экономических формаций и, следовательно, не могли сказать самое главное о человеческих судьбах, непосредственно зависящих от социального строя, то астрологи и гадалки чутко реагировали на все события и вносили поправки в свои предсказания вплоть «до наоборот» по сравнению с тем, что говорили своим клиентам их предшественники.

И в их предсказаниях всегда сознательно оставлялась клиенту большая свобода выбора конкретного смысла — видимость правдоподобия туманных намеков составляла предмет особого профессионального мастерства всех ремесленников цеха астрологических, картежных, кофейных и прочих прорицателей.

Так мне стало ясно, что крупицы истины могли проникнуть в гороскопы и другие астрологические анализы не из Космоса, а в основном через намеренный или непроизвольный учет закономерностей процессов, протекающих на Земле.

Астрология, возможно, оправдала бы себя, если бы все процессы на Земле, например, метеорологические, происходили строго циклически, повторяясь через соответствующие промежутки времени: сутки, месяц, год и т. д.
К счастью астрологии, ее не смущают такие периоды, как 100 и даже 960 лет, — на циферблате звездного неба есть «стрелки», которые делают оборот в точности за столь долгое время.

Если аккуратно записывать все происходящее на Земле при определенных положениях этих «стрелок», можно выявить цикличность любой продолжительности.

Однако, разных интересных процессов на Земле так много, что без серьезной научной основы глаза астрологов разбегались во все стороны, и те события, которые могли бы на самом деле повториться, чаще всего оставались незамеченными, а астрологические фолианты заполнялись всякими частными деталями из жизни деспотических правителей, быстро и отнюдь не двусмысленно решавших судьбы самих прорицателей.

Слишком суровые приговоры за ошибки в прогнозах отталкивающе действовали на астрологов, и они
 
все больше и больше склонялись к туманной фразеологии.

Это было очень неприятно, но еще не смертельно. Губительна для астрологии хроническая аритмия земных процессов.
При строго регулярном, циклическом протекании процессов направление времени было бы не столь существенно, и астрологи, отсчитав обороты звезд и созвездий, иногда могли бы по прошествии определенного цикла более или менее удачно вспоминать будущее.

К полному и окончательному несчастью астрологии, жизнь на Земле на уровне отдельных видов, как показал великий Чарльз Дарвин, и на уровне ноосферы, как показал мудрейший Владимир Иванович Вернадский, эволюционирует, изменяется необратимо.

Следовательно, процессы на Земле отклоняются от строгих синусоид, и время на Земле течет в одну сторону. Значит, будущее существенно отличается от прошлого.

Иначе говоря, отмеряя по звездам строго равные промежутки времени, астролог обнаруживает окрест себя все новые и новые ситуации, во многом не похожие друг на друга.

Таким образом, зная прошлое, он не может «вспомнить будущее» с достаточным правдоподобием.

Значит ли это, что на Земле вообще нельзя предсказывать будущее? Нет. Будущее Земли, человечества, даже отдельного индивида предсказать можно, но надо отдавать себе отчет в том, что, только измеряя интервалы времени по звездам ли, по часам (часы, например, в виде точных астрономических таблиц, пожалуй, удобнее), будущее удовлетворительно предсказать невозможно.

Необходимо учитывать законы развития индивидов, видов, человеческого общества, ноосферы, Земли в целом.

Астрология — основоположница типологии и стандартизации

Одно из выдающихся достижений в истории астрологии — это унификация названий созвездий.
Поначалу каждый астролог или астрологическая школа пользовались собственными названиями, по-своему группировали звезды в созвездия.
Сколько же координационных и согласительных конференций потребовалось, чтобы договориться астрологам о форме и названиях созвездий! И здесь такой упоминавшийся нами уже фактор, как мнемоничность, то есть наглядность, образность и легкая запоминаемость, был весьма немаловажен. Но мнемоничность обязательно включает в себя ассоциации с чем-то понятным, принятым, привычным.

Значит, какие-то данные гороскопов постепенно становились общепринятыми. А сохранившиеся до сих пор расхождения в названиях Большой Медведицы – это лишнее подтверждение того, как сложна была работа по унификации и международной стандартизации названий созвездий.

Основные черты характера людей, разделенных гороскопами по группам, могли сыграть очень важную роль.
Такие индивидуальные различия между людьми были когда-то более резкими и значительными. Ведь распространявшееся образование и социализация направлены на уменьшение различий между людьми.

В целом сходства характеров, стилей поведения, интересов, вкусов, способностей, наклонностей в наше время несравненно выше, чем у далеких предков. Следовательно, нас различать по сезонам, в которые мы зародились и появились на свет, намного труднее, чем наших праотцов.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИЛИ ВНУШЕНИЕ?

Внушение под видом чуда

Гороскопы чаще внушают что-то человеку, чем действительно прогнозируют. О внушении и самовнушении следует сказать несколько слов особо.

Поистине чудодейственное влияние, которое может быть оказано на состояние организма человека посредством внушения и самовнушения, было открыто еще в XVI в. Широко известный в те времена врач Парацельс лечил людей путем прикладывания магнита, отчего внушение и гипноз надолго стали называться магнетизмом.

Парацельс снимал у многих истеричных по натуре пациентов корчи и боли, поднимал на ноги паралитиков, возвращал речь утратившим некогда этот дар.

Во второй половине XVIII в. объявился новый мастер «магнетизма» Франц Антон Месмер. Он перестал использовать магнит, сначала заменив его прикосновением к больному рукой, затем тростью. А когда число пациентов достигло огромных размеров, Месмер объявил магнетическим изготовленный по его заказу бак с многочисленными ручками, за которые надо было держаться во время целительного сеанса.

В конце концов во Франции им были самолично «намагничены» многие аллеи, деревья, лужайки, и впрямь производившие на иных больных целебное действие.

Авторитетная комиссия Французской академии, которой незадолго до начала Великой французской революции пришлось заниматься разбором месмеровского открытия магнетического флюида, вынесла 11 августа 1784 г. особый вердикт. В нем говорилось, что члены комиссии признали, что флюид животного магнетизма не познается ни одним из наших чувств и не произвел никакого действия ни на них самих, ни на больных, которых они при помощи его испытали.

При этом они установили, что касания и поглаживания лишь в редких случаях вызывали благотворное изменение в организме и имели своим постоянным следствием опасные потрясения в области воображения.

Одновременно с этим было доказано, что воображение самостоятельно, без магнетизма может вызывать судороги, а магнетизм без воображения не в состоянии вызвать их.

Члены комиссии единогласно постановили, что ничто не доказывает существования животного магнетического флюида и что, таким образом, этот неподдающийся познанию флюид бесполезен.

В числе авторитетных членов комиссии были такие великие ученые, как Франклин и погибший вскоре на гильотине Лавуазье.

Первые научные шаги в изучении гипноза сделал английский ученый и врач Джеймс Брэд, оставивший после себя обширные наблюдения, полученные в ходе многочисленных экспериментов. Он доказал, что восприимчивость разных людей к гипнозу весьма различна.

Брэд заметил, что глубина гипнотического сна меняется в ходе сеанса. Вначале она незначительна, затем сон становится все более и более крепким, о чем Брэд судил по изменениям дыхания, кровообращения, чувствительности разных рецепторов и т. д. Причем у загипнотизированного может наблюдаться одновременно почти полная нечувствительность к боли и повышенное восприятие света и звука. В дальнейшем он может утратить чувствительность к свету и начать остро реагировать на боль.

В 1866 г. во Франции была издана книга А. А. Льебо «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело», где развивались естественнонаучные взгляды Брэда на гипноз. Он говорил, что гипнотизируемый как бы отрывается от окружающей среды, течение его мыслей приостанавливается, и он целиком подпадает под власть человека, искусственными приемами вызвавшего у него сон.

В наше время существует обширная научная и популярная литература о гипнозе.
Близким к гипнотическому воздействию является внушение. Внушение, в том числе массовое, — это древний способ искусственной, ускоренной  синхронизации людей на определенном прогнозе.
И эмоциональная и интеллектуальная синхронизация людей как важный фактор стабильности и жизнеспособности сообщества объективно необходима. Это доказывается, в частности, тем, что такие традиционные носители средств синхронизации, как шаманы, были у многих народов. Причем их функции и способы их выполнения были (а во многих местах и поныне) поразительно сходны между собой.
Наиболее важна синхронизация для наиболее ответственных прогнозов — тех, что связаны с войнами, болезнями, голодом.
Еще древние египетские жрецы умели по указанию своих грозных повелителей — фараонов делать так, чтобы пожелание господина было воспринято народом как неотвратимое божественное знамение, которое становилось как бы общей волей людей.

Это сплачивало и вдохновляло воинов на массовый героизм ради чуждых им, мелочных тщеславных устремлений царей.

Из поколения в поколение передавали жрецы секреты своего  искусства, в том числе применения индивидуального и массового гипноза.

Вот как звучали некоторые их инструкции: «Принеси опрятную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на расположенной с утренней стороны стене на клин из куска лаврового дерева. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси его так: «Что видел ты?»

Ответит мальчик: «Да! Я видел богов в окружении лампы». Тогда будет он говорить им все, о чем они будут спрашивать!»
Произносившиеся устами невинных детей божественные указания — прогнозы становились единым законом, управлявшим помыслами и действиями всех людей, воспринимавших эти «предсказания» непосредственно или слышавших о них от очевидцев.

На мысль о глубокой, объективно обусловленной необходимости шаманских синхронизирующих обрядов наталкивает, в частности, тот факт, что суть образов остается одинаковой на протяжении больших исторических периодов и у многих удаленных друг от друга
 
народов, например, от древней Скандинавии до Чукотки.

Это сходство было убедительно доказано в работах известного этнографа В. Г. Богораза-Тана. Он, в частности, оставил интересные описания шаманских ритуалов у чукчей конца прошлого века.

Особое внимание чукотский шаман уделял подготовке своего бубна. Нередко в течение трех дней и ночей без еды и сна шаман готовил бубен к предстоящему обряду: много раз смачивал и перетягивал и без того очень туго натянутую на деревянный обод мембрану из моржового желудка.

Вновь и вновь пробуя, ударял по перепонке колотушкой из китового уса, чутко прислушиваясь к звуку, терпеливо подбирая нужный тон.

Во время обряда камлания громкие звуки ударов в бубен, сопровождавшие завывания шамана, играли особую роль в формировании у всех присутствующих единого особого состояния, близкого к коллективному гипнозу.

Бубен был обязательным ритуальным инструментом у шаманов лопарей, населявших прежде северные районы Финляндии, Норвегии, Швеции. Применяли шаманы от Норвегии до Чукотки сходные приемы экзальтации.

Издавна известно, что резкое ухудшение условий жизни и физического состояния организма активизирует подкорковые зоны головного мозга, вызывает видения, галлюцинации, обостряет чувствительность сенсорных систем человека.

Шаманы чукчей накануне обряда камлания, направленного на прорицание судеб или вызывание добрых духов к постели больного, по нескольку дней оставались без еды и питья.

Известно большое внимание, уделяемое соблюдению жестоких постов во многих религиях, особенно накануне крупных религиозных праздников и обрядов.

В таком состоянии контроль чувств со стороны сознания резко ослаблен, одновременно активизируются низшие, глубинные отделы мозга.

Путешественники, изучавшие быт коренного населения Южной Африки — зулусов в конце прошлого века, много писали о магах-прорицателях. Маги должны были предсказывать успех любого начинания,  строительства жилья, свадьбы, массовой охоты, войны. С целью получения дара прорицания маг надолго уходил один в леса, подвергал себя всяческим лишениям, голодал, жестоко бичевал себя. Достигнув состояния
 
своеобразного экстаза, с помраченным разумом, прорицатель начинал «общаться» с духами зверей, его обступали видения.

Многовековой опыт прорицательства отразился в зулусской поговорке: «Постоянно упитываемое тело не может видеть тайных вещей».

Если отвлечься от всякой шелухи таинств и чудес, вершившихся шаманами, то эту народную мудрость следует толковать как важное психологическое наблюдение: хорошие условия жизни снижают, притупляют проницательность людей, их склонность и способность к прогнозу. Напротив, ухудшение условий жизни обостряет эти способности.

Известно, что очень высокого уровня развития эта идея достигла в йоговских учениях о специальных системах физических и психических упражнений для проникновения в незримые тайны духа и тела.

Следует подчеркнуть особенность состояния сосредоточения, способы достижения которого описываются в древнеиндийских книгах — Ведах. Это состояние направлено на максимальное снижение внешней чувствительности человека, отвлечение внимания от окружающего мира.

Действительно, более дальний прогноз возможен лишь в случае, если отвлечься от быстро протекающих мелких изменений среды, окружающей человека.

Методы управления состоянием людей, синхронизации людей на выполнении определенных действий создавались издавна. Среди наиболее распространенных методов были разнообразные специализированные обряды и талисманы. Специальные ритуалы и священные предметы связывались со свадьбами, охотой, подготовкой к сражениям с врагами.

Каждый знает по собственному опыту, что небольшой предмет, ассоциирующийся с определенными событиями, всякий раз может вызывать совершенно определенные образы и эмоциональное состояние. Разные предметы вполне можно использовать для самовнушения.

Определенным предметам, явлениям и обстоятельствам древние люди приписывали магическое действие.
Нередко использовались астрологические анализы и гороскопы для внушения людям различных, якобы фатальных, неизбежных предначертаний. Чем меньше участвовал истинный человеческий разум в критической оценке бормотаний
Астрологов, тем легче поддавались люди их внушению, тем легче жилось звездочетам, тем более почетные и доходные места они занимали.

Выявленные типы человеческих характеров астрологи приписали всемогущему действию звезд. Причем, обнаружив различия типов характеров людей, астрологи могли исподволь намеренно усиливать эти различия.

Например, какой-нибудь властелин мог издать указ, в соответствии с которым люди, родившиеся в определенный период года или год и поэтому отличающиеся такими-то способностями (далее вполне мог идти перечень способностей) и причудами поведения, должны делать то-то (например, быть воинами или коммерсантами) и не должны даже пытаться делать иное (например, не должны стремиться занимать руководящие посты или обрабатывать землю).

Указ мог завершаться скромной фразой: непокорных ждет побитие камнями или смерть каким-нибудь впечатляющим образом, вплоть до яркого костра на центральной площади.

Вот, так-то. И закон выполняли. Постепенно различия между характерами «сезонников» были признаны жизненно важным фактом.

Земные имена созвездий

Факт требовал убедительного объяснения. Наверняка перебрали массу вариантов. Нашей фантазии, конечно же, не хватит на то, чтобы вообразить, какие награды обещались за точное объяснение, какие варианты выносились на обсуждение властелинов, советов старейшин, академий, всенародных сходок.

Убедить никакими земными доводами не удавалось. Вполне естественно сформировалось общее представление о том, что характеры ниспосылаются землянам «свыше». И тогда взоры были обращены вверх. Там, в небе, когда наступала ночь, были звезды, много звезд, беспорядочно рассыпанных по небосклону.

Беспорядочно —так казалось только поначалу. Когда к объяснению происхождения характеров присоединились профессиональные астрономы, а среди них были и такие искусные, квалифицированные и могущественные, как Птолемей, к знаниям о характерах, периодах года, их порождающих,
прибавилось еще и искусство объединять звезды в созвездия.

Названия созвездий были к этому времени уже готовы — это были слова-символы двенадцати типов характеров. Начался конкурс созвездий-символов. Отбирались те, которые можно было бы не только легко ассоциировать со свойствами характеров землян, но и вполне успешно представить в виде образа, как-то вписывающегося в звездные комбинации, оказывающиеся в зените в соответствующие периоды года.

И здесь мы переходим к доказательству того, что люди сначала на Земле обнаружили и описали типы характеров, определили периоды, когда рождаются носители тех или иных типов, назвали эти характеры запоминающимися словами-символами и уж только после этого стали «конструировать» созвездия — знаки зодиака из материала звездного неба.

Если показать человеку, не сведущему в астрономии и астрологии, карту звездного неба, на которой не обозначены условные созвездия, и предложить нарисовать и назвать по-своему усмотрению созвездия, то практически никто не укажет вам ни Деву, ни Скорпиона, ни Весы. Ведь даже такое яркое и хорошо видимое созвездие, как Большая Медведица, люди в разных местах и теперь еще называют по-разному, кое-где, например, Телегой.

В истории человечества астрология то занимала почетное место, то отрицалась полностью. Видимо, отношение людей к науке о циклических закономерностях также подчиняется своей циклической закономерности, как любая другая живая система.

Возможно, в периоды относительно стабильной жизни общества больше и четче сказывается влияние на людей регулярных метеорологических и других физических процессов, которые поддаются предсказанию. На этапах же революционной ломки, общественных кризисов прогнозирование на основе глобальных долговременных закономерностей затруднено, возникает больше ошибок, и люди утрачивают веру в гороскопы, гадания да и в научное прогнозирование.

Властители то обращались к астрологам за помощью в прогнозировании, то изгоняли их из государств либо за ошибки, либо из опасения, что собственная власть умалялась тем, что события точно предрекались и протекали без их верховного влияния.
 

Кладезь знаний или болото дезинформации?

Можно полагать, что в астрологических фолиантах содержатся бесценные научные данные. Астрологи параллельно записывали наблюдаемые события на Земле (погоду, события, развитие людей) и положение небесных светил. Иначе говоря, они делали то же самое, что делают современные экспериментаторы, например, изучая динамические свойства теплового или атомного энергоблока: регистрируют параметры процессов, точно соотнося моменты регистрации с текущим временем.

Фолианты астрологов еще ждут своих заинтересованных, терпеливых и истинно научных потребителей.
Из многих бесспорных достижений астрологии следует прежде всего упомянуть ее влияние на формирование основ астрономии. Астрология в прямом смысле была родительницей и кормилицей астрономии.
Именно астрологи создали карты звездного неба.
Они же выявили созвездия и подобрали звучные, запоминающиеся названия для них.

Без астрологов мы вообще, возможно, не видели бы никаких созвездий: строгая астрономия могла бы вполне обойтись матричной или какой-нибудь другой сухой координатной номенклатурой объектов наблюдения.

Язык человеческий очень много потерял бы, если бы из него были изъяты астрологические выражения типа «я родился под счастливой звездой».
Астрологи собирали и описывали многие исторические факты, точно датировали их.

Астрология ввела счет времени и календарь. Были времена, когда люди не вели счет часам, дням и
месяцам. Границы между сезонами, временами года определялись весьма расплывчато. И лишь те люди, которые наблюдали движение звезд, могли точно привязать ко времени то или иное земное событие: цветение деревьев, таяние снегов, засуху, голод, мор, рождение человека.

Астрология первой из наук попыталась выявить циклические закономерности процессов жизни на Земле.
Она же заметила различия в психофизиологических свойствах людей, развивающихся одновременно, но в разных местах Земли; в одном месте Земли, но в разные сезоны.

Вместе с тем астрология научила людей воздевать глаза к небу, к «божественным» звездам, внушив их фатальное всесилие». Астрологи упорно искали мнимые связи земных событий со звездами, чем отвлекали внимание людей от истинных взаимосвязей и материальной, земной детерминации условий жизни, человеческих характеров и судеб.
Совпадения во времени астрологи принимали за причинно-следственные связи.
Механизм учета астрологами земных условий при создании гороскопа очень прост. Если знать время рождения человека (или его зачатия) и затем посмотреть, с какими психофизиологическими характеристиками, а следовательно, и индивидуальными характерами, рождались люди в это время ранее (год, 12 лет назад и т. д. — в зависимости от того, какой цикл повторяемости выявлен), то можно с определенной вероятностью предсказать характеристики новорожденного. Но не все, а лишь некоторые адаптивные, зависящие от особенностей приспособления плода и новорожденного к метеорологическим условиям, составу пищи, например витаминов, и т. п.
Позже психофизиологи выявили многие устойчивые взаимосвязи между особенностями конституции человека и его психологическими особенностями.

Задолго до этих ученых, эмпирически выявляя эти взаимосвязи, астрологи по дате рождения и по внешнему облику человека могли немало сказать о его характере, что приводило в изумление человека, заставляло его верить и другим, уже часто спекулятивным заявлениям астролога.
В основе предсказания характера человека по его гороскопу (т. е. по временному циклу) вполне могли лежать факторы, связанные с динамикой процесса взаимной адаптации ребенка и внешней среды в пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) периоды.

Нисколько не умаляя значимости таких материальных факторов, как наследственность и степень обеспеченности плода через мать витаминами и другими веществами в зависимости от реальных условий и сезонов, на которые приходится
 
беременность, нужно особо подчеркнуть, что характер человека может быть тесно связан с особенностями процесса развития ребенка. Иначе говоря, характер человека — это в значительной степени индивидуальный стиль приспособления к среде, взаимной адаптации с другими людьми.
У одного человека ведущая стратегия наступательная — меньше изменяться самому, больше, активней влиять на других людей и среду, стараясь как можно меньше изменяться самому, добиваясь желательных для себя изменений других людей и среды. Такие люди либо добиваются большой власти, либо, что происходит намного чаще, терпят крах. У другого человека основная стратегия — стремиться подстроиться под окружающую среду, под других людей, нежели активно влиять на окружающих.

Для случая взаимной адаптации человека с другими людьми вторая стратегия ближе к такому свойству характера, как конформизм, первая — к нонконформизму. Конформисты соглашаются с мнением окружающих, подделываются под него, они более податливы и аморфны и потому почти никогда не бывают лидерами.
Очень широко различаются характеры людей, родившихся под одним знаком зодиака. Однако нет оснований огульно отвергать все результаты многовековых наблюдений, на основе которых составлялись и корректировались гороскопы. Вспомним Кеплера и его предостережение, критикуя астрологию, не выплеснуть с водой ребенка.

Слава или плаха —
древняя модель профессионального стресса

Звездное небо служило астрологам и точными часами, и графической информационной схемой событий, повторяющихся на Земле при появлении одних и тех же созвездий. Кроме, возможно, более полного использования знаний о таких периодических, регулярных событиях, астрологи занимались еще внимательным наблюдением, анализом, сопоставлением текущих окружающих событий. Иначе говоря, происходил долгий многошаговый процесс выявления и уточнения циклических закономерностей.
Степень мотивированности деятельности астрологов нередко была самой что ни на есть максимальной: повелители за ошибки в предсказаниях важных событий нещадно рубили своим звездочетам головы. Зато в случае удачных, точных и счастливых прогнозов звездочет мог снискать высочайший почет. Где уж тут астрологу было оставаться невнимательным, халатным, небрежным при исполнении своих нелегких обязанностей!

Не в пример многим современным своим собратьям-астрологам, да и иным ученым, древние звездочеты работали с огромным напряжением. Возможно, они первыми, задолго до нынешних операторов атомных электростанций, испытали профессиональный стресс. Поэтому мы не можем сбрасывать со счетов огромный материал, добытый многовековыми наблюдениями, удачными ассоциациями между небесным календарем и земными делами, позволявшими, в частности, пусть очень приближенно, предсказывать характеры людей в зависимости от времени рождения.
Гороскопы лишь ассоциировались с данными астрономов о том, какое созвездие находится в зените земного небосвода. Эти данные нужны были только, чтобы иметь стабильные отметки времени. Ну а астрологи в небо смотрели лишь эпизодически — для проверки земного календаря по звездному. На самом деле астрологи куда больше внимания уделяли наблюдению за делами земными; тщательно фиксировали все события, сопутствующие развитию вельмож и их чад, в том числе и в пренатальный период развития.
Сопоставляя погодные, климатические, экономические, общественно-политические и прочие вполне материальные условия, пришедшиеся на период развития ребенка как до рождения, так и после, астрологи, со¬поставляли их с проявлениями характера, невольно фиксируя определенную детерминацию характера человека и его физических кондиций внешними условиями развития.
Конечно, астрологи не могли упустить из виду такую важную характеристику условий, как их стабильность или динамичность. Степень и характер динамики условий, например, погоды, питания матери, религиозных обрядов, постов — все это сказывалось на развитии плода и па дальнейших проявлениях характера человека.
Сопоставление различных событий со звездным календарем позволяло астрологам исподволь, неосознанно очень точно учитывать различные периодические процессы как биологического характера, так и физические, в том числе не поддававшиеся тогда (а некоторые, может быть, и сейчас) прямым измерениям, например атмосферное давление, параметры гравитационного, электрического, радиационного и других полей.
Известный советский эволюционист 20-х гг. С. ( Четвериков никогда не открыл бы влияния циклов сол-

 
нечной активности на циклы биологических процессоз на Земле, названные им волнами жизни, если бы смотрел только на Солнце. Там он видел бы лишь изменение формы, числа, размеров пятен на поверхности светила. Это видели многие и до него. Заслуга С. С. Четверикова состояла в том, что по солнечным часам он сверял жизненные процессы на Земле и установил в них периодичность, совпадающую с солнечной. Ученый открыл не случайное совпадение во времени, а причинно-следственные связи.
Астрологи, наблюдая совпадения, часто, не колеблясь, приписывали им несуществующие причинно-следственные связи. Наблюдение за звездами имело значение для астрологов не только для измерения и фиксации временных интервалов. Дело еще и в том, что звезд-яое небо играло для них роль зрительной ассоциативной опоры. Такую же роль играет мнемосхема для современного нам оператора тепловой или атомной станции. Мнемосхема в виде лампочек, символов, линий на¬поминает управляемый объект. Обнаружив обширный новый класс абстрактных, совершенно отвлеченных от объекта управления систем отображения информации, мы предложили называть наглядные информационные модели типа мнемосхем ассоциативными. Ведь они помогают легко устанавливать и в нужные моменты воссоздавать в памяти человека, глядящего на такую картинку, ассоциации с подобными явлениями и событиями, которые происходили ранее или происходят в данный момент в реальной жизни. Увидев лампы, загоревшиеся на мнемосхеме и объединенные схемой как-бы в созвездия, оператор воссоздает в уме сложную картину событий, происходящих в котлах, реакторах, парогенераторах, турбинах, электрогенераторах. Вспомните цирковых мнемотехников: по интонациям голоса, порядку слов в вопросе партнерши мнемотехник легко узнает, что шепнул зритель его партнерше «по секрету».
Астролог, увидев комбинацию определенных созвездий, воссоздавал в памяти сопутствовавшие этой же комбинации звезд события на Земле. Причем ассоциации, возникающие в связи со сложной зрительно воспринимаемой структурой сигналов, как показали нашимногочисленные эксперименты с операторами, несравненно более содержательны, многообразны, многосвязны, стабильны, надежны, эффективны, в общем,  более системны, чем ассоциации, возникающие в памяти без мнемонической зрительной опоры. Мнемосхемы потому и получили свое название, что служат схематиче¬ской опорой для человеческой памяти. Воссоздавая в памяти по звездной мнемосхеме минувшие и вновь ожидаемые земные события, представители исчезающей профессии истинных астрологов были чуть-чуть сродни операторам — самой массовой профессии будущего.