9. Жизнь, как череда стрессов

Полина Ребенина
Как известно, в организме в ответ на чрезвычайные жизненные обстоятельства или экстраординарные события, возникает серия стереотипных приспособительных реакций, направленных на обеспечение его защиты. Совокупность этих защитных реакций известный физиолог Ганс Селье определил как адаптационный (приспособительный) синдром, или стресс. Повышение или понижение температуры окружающей среды, голод или жажда, кровопотеря или физическое усилие, инфекция или травма, эмоциональное напряжение или обездвиживание - все это вызывает ряд изменений в организме, которые объединяются в понятие "стрессорная реакция" (15).

Организм в этих случаях как бы не интересуется деталями, то есть тем, что составляет особенность каждого из перечисленных факторов- стрессоров, а реагирует в целом на повреждающий фактор. Стрессорная реакция особенно выгодна для организма тем, что она стереотипна: организм имеет возможность сразу приступить к защите, использовав для этого одну закрепленную реакцию в ответ на все многообразие чрезвычайных раздражителей, или стрессоров.

Реакция адаптации, или стресса, пожалуй, самый бдительный страж организма, ибо она всегда автоматически включается и без участия сознания, а лишь под влиянием безусловных рефлексов - боли или изменения состава внутренней среды (например, при кровотечении, при снижении уровня сахара в крови вследствие голодания и т. д.).

Можно сказать, что жизнь человека является чередой больших и малых стрессов. Ганс Селье считал, что стресс определяет скорость износа человеческого организма в процессе жизни и соответствует интенсивности жизни. По мнению Селье старение сильно связано с механизмами адаптации. Таким образом, стресс является механизмом адаптации к окружающей среде, но лишь до тех пор, пока нет износа внутреннего человеческого ресурса.

Центральные адаптационные механизмы, помогая организму выдерживать натиск факторов внешней среды, сами претерпевают изменения под влиянием стрессорных факторов. Кроме того нарушение регуляции происходит в силу внутренних причин, даже в самой благоприятной обстановке, лишь под влиянием фактора времени или в процессе старения.

Нарушение механизма адаптации является одной из причин того, что человек в старости может существовать в более узком диапазоне изменений внутренней и внешней среды. В пожилом возрасте нередко незначительные причины - волнения, физическое перенапряжение, расстройство пищеварения, даже легкая простуда- могут вызвать внезапную, как бы почти беспричинную смерть- смерть от старости, как чаще всего говорят.

В результате повторяющихся стрессорных реакций разрегулированная адаптационная система все дольше, чем необходимо приходит в равновесие, и в конечном итоге теряет способность возвращать уровень стрессорных гормонов до нормального  уровня. Это явление определяется, как гиперадаптоз. Прямым следствием гиперадаптоза является, например, такая часто встречающаяся болезнь пожилых людей, как гипертония. Гипертония же в свою очередь часто является причиной таких серьезных, нередко смертельных, заболеваний, как инфаркт и инсульт.

В пожилом возрасте гипоталамический регулятор не только утрачивает способность "чутко" прислушиваться к изменениям внешней и внутренней среды, но отчасти начинает жить как бы своей обособленной жизнью, постепенно сам создавая нарушения в адаптационной системе. Пожалуй, в известном смысле лучше вообще не зависеть от главного регулятора, чем иметь регулятор, плохо работающий. В этом случае защитные изменения возникают без всякой надобности, в силу действия внутренних закономерностей (8).

Так, само старение заставляет человека жить и вне стрессорной ситуации как бы в постоянном хроническом стрессе. Буря обменных процессов, возникающих в процессе старения, вначале правда не столь интенсивна, но ведь эта буря не стихает, постепенно разрушая фундамент здоровья- постоянство внутренней среды.

Однако стресс неоднороден, и не всякий стресс является безусловным негативным фактором в человеческой жизни. Можно сказать, что есть стресс- негативный и позитивный. Тот классический стресс, который в свое время описал Г.Селье, на примере "встречи кошки с собакой", является без всякого сомнения негативным стрессом, который можно сравнить с тем стрессом который испытывает боец во время боя -стрессом военного времени. Но есть и другой стресс, например, стресс первого свидания. И этот возбудительная реакция вызывает учащение сердцебиения, сужение кровеносных сосудов, повышение кровяного давления, но она окрашена положительными эмоциями любви и нежности. И поэтому, если первый стресс без сомнения влияет отрицательно на здоровье и долголетие, то второй, напротив, повышает жизненный тонус, и тем удлиняет нашу жизнь.

Есть стресс "пожара" и стресс "переезда в новую квартиру". Оба связаны с большими хлопотами, но если этот первый окрашен сугубо отрицательными эмоциями отчаяния и тревоги, то второй наполнен чувствами надежды и радости. Умеренный по своей силе и выраженности позитивный стресс нужен и даже необходим для долголетия. Без положительного стресса наша жизнь стала бы скучной и однообразной. Занятие любимым делом, хобби, путешествия- все эти занятия тоже подразумевают преодоление внешних препятствий, и сопровождаются соответствующими реакциями организма, но они делают жизнь желанной и содержательной. А как известно, положительные эмоции обеспечивают высокий уровень нейромедиаторов в гипоталамусе и соответственно нормализуют работу этого центрального регулятора.