Театральные страсти от Старика

Матфевна
 Старик 51 русский, давно живёт в Америке. Лучше его я не смогу выразить мысли о современном театре, но я с ним солидарна на 100%:

     Уверен, многие из нас заядлые театралы. Другие же - просто любители. Третьи - от случая к случаю, но попадая в столицы считают своим долгом... или считали. Четвертые несказанно рады гастролям столичных театров и нашумевших спектаклей. А кто-то рад послушать заезжего артиста (кажется, где-то в кино видел) под лузг семечек. А еще есть люди, которые приезжают в Нью-Йорк, чтобы на свой день рождения пойти в оперу - подарок такой...
Разные мы. Но все так или иначе связаны с театром.

А еще, мне помнится, во времена генерального секретаря гороха был "Театр у микрофона" или телеспектакли (почему-то я их любил больше чем кино) и это вещание шло на всю страну.

Помнится, родители в молодости одевались красиво и ехали два часа на электричке в столицу, еще не вражеской, республики,   в Театр! Знаменитые постановки, русская и украинская классика, любимые актеры... Приезжали веселые, счастливые, какие-то просветленные и в семье долго были мир и согласие.

Мы все любили и любим театр.

Даже если не подозреваем об этом.

Но мы никогда не задумываемся как театр функционирует, как финансируется, откуда деньги (или только от стоимости наших билетов?). Нам это не интересно. Мы зрители. Мы хотим зрелищ, особенно, если хлеб уже есть.
     Сегодня услышал в новостях, что Delta Airlines и Bank of America финансировать организацию   Public Theater за постановку спектакля "Юлий Цезарь".

Постановка модная современная, Цезарь похож на Трампа, жена на Меланью, а вместо сенаторов под предводительством , Цезаря убивают разъяренные феминистки - обычная современная белиберда по классике, поданная с большим апломбом и неизменным "я так вижу".

Компании инвесторы объяснили свои действия сходством Цезаря с действующим президентом и тем, что политическое убийство не отвечает ценностям Delta . Просто и сердито, а главное в своем праве: хочу - финансирую, не хочу - не финансирую.
Опять же, можно всячески поддерживать театральное творчество постмодерн и восторгаться художественным замыслом режиссера, но заставить платить деньги нельзя.
Но это в стране, где театр отделен от государства...
     У нас же повелось издревле так, что театр является частью многорукой государственной машины. Не будем вспоминать о временах царских (а когда они были не царскими), но особенно тогда, когда основным народным искусством являлось кино, театр финансировался государством и им же контролировался. А что, все честно: не хочешь ставить соцреализм и выхолощенную классику - иди работай пролетариатом. Кто кого финансово ужинает, тот того же и творчески танцует, а то и физически.

Стоит ли вспоминать, что это была преинтереснейшая интеллектуальная игра: кто кого перехитрит и как эзопов язык , возведенный в третью степень, удастся протолкнуть под видом сказочной абракадабры.
Мы, как зрители, с восторгом наблюдали за этой игрой.

Но речь не об этом.

Настал долгожданная свобода!
Ставь все, что хочешь. Изощряйся как можешь. Перекручивай Гамлета, Цезаря, Чайку, голубых ментов и зеленых человечков, делай что хочешь, но вот незадача: театральные скандалы не просто увеличились в разы, они просто взрывают и разрывают российскую театральную общественность.
А почему?
Ответ напрашивается из другой области: люди гибнут (убивают, поливают кислотой и пр.) за металл.
Творческий народ и так кипящий, ранимый, неудержимый и готовый на самую нежную ненависть, но когда это было без желтого металла - все обходилось с меньшей кровью.

Но теперь... Теперь главная   борьба идет с... опять же, жестокой цензурой государства. Вспоминаются обличительные речи Константина Райкина, Кончаловского и др. Сейчас вот театральная гильдия выступает за Серебренникова и против финансового разбирательства с ним.

Ребята, а вы знаете сколько эти режиссеры и их театры получили от государства? Райкин - 211 млн., Серебренников - около 200. "Ленком" - 280-300. Ежегодно.  да разве всех нужно перечислять? Все большие и знаменитые театры живут за счет финансирования. Да, они дают какой-то нужный и важный продукт, но извините, когда нам показывают откровенную чушь и голые ментовские задницы, то любой инвестор (в том числе и государство) может спросить: а за что я плачу?

А в это время нежная творческая душа орет: не сметь мне указывать, это цензура, я так вижу, сатрапы!

Хорошо - скажет любой несведущий зритель, - тогда порвите свои финансовые шуры-муры с государством, заинтересуйте и привлеките меня, продайте мне билеты и с того живите на полную катушку.

Э нееет - скажет профессионал и талант (да-да, даже мой кумир, и это без иронии), - я хочу много денег, шикарное здание под театр, льготы и пр., а то некультурное быдло, которое мне принесло деньги, пусть заткнется... и вообще, без меня капец всей культуре.

Извините, - скажет тот же зритель, - я в этом полный ноль, но когда я пашу свое поле или кладу свои кирпичи, то спрашиваю у покупателя, что вырастить или какой рисунок оставить на стене, но простите, это же грязь, земля и низменное строительство, а тут полет души и мысли... как говорится, то бензин - а то дети.
Кстати, многие молодые и уже знаменитые режиссеры так и делают, они ставят спектакли сами или ищут частных инвесторов и по-моему, их еще никто не проверял и не душил их творческую мысль.
Или я ошибаюсь?
     Самое интересное, что я тоже так думаю, что без этих людей (скажем так: многих из них) культура страны, нации, человечества действительно пойдет на убыль. Это те люди, которые сохраняют в нас и в воздухе, которым мы дышим, что-то очень важное и нужное.
Но.
Мне действительно не понятно, как эти образованные и высококультурные  люди не понимают простую истину: кто платит - тот и заказывает музыку или если не нравится музыка - не платит (как это сделали Delta Airlines и Bank of America ).
А если не хочешь, чтобы твою музыку заказывали - не бери деньги.
театральные страсти