Авалу

Мовла Гайраханов
Суровый сибирский мороз заковал все в ледяной панцирь. Высокие ели накрыло густым слоем снега, и на расчищенное колесами автомобилей полотно дороги ложились крупные снежинки. Авалу всматривался в темень ночи, пробиваемую мощными фарами КАМАЗа. До ближайшего населенного пункта нужно было еще ехать около сотни километров. Эти бескрайние просторы могли напугать кого угодно, но Авалу был опытным водителем-дальнобойщиком, который исколесил по всей стране не один десяток тысяч километров. Мотор груженого грузовика натужно гудел, КАМАЗ преодолевал очередной подъем, и сильный боковой ветер прижимал его к обочине. Любая оплошность грозила непредсказуемыми последствиями. Водитель понимал, что может надеяться только на себя и вел свой автомобиль крайне осторожно.  Было пройдено несколько тысяч километров пути, сказывалась усталость, но желание доехать до пункта назначения было достаточное сильное, и он подался этому чувству.
Авалу и раньше приходилось бывать в этих краях, зрительная память у него была хорошая, это были абсолютно пустынные и девственные места. Однако на этот раз его взгляд уловил мятущийся на ветру огонек. Темень ночи скрывала, что происходило вокруг огня, но каким-то седьмым чувством он ощутил, что произошла какая-то беда, и возможно, кто-то нуждается в помощи. А такую помощь здесь и сейчас мог оказать только он. Медленно съехав по спуску, Авалу поставил машину на обочину, надел шапку-ушанку и телогрейку, и вышел из кабины, оставив фары включенными. Завывание ветра доносило какофонию звуков, и среди них ему почудился человеческий голос. Несмотря на пронизывающий холод, он оставался стоять перед светом фар, демонстрируя свою готовность прийти на помощь. Через некоторое время из темноты вынырнул замерзший человек, в котором опытный взгляд признал своего собрата по ремеслу. Оказывается, сильный порыв ветра сбросил с дороги его КАМАЗ, который, переворачиваясь, скатился по склону. Водителю не оставалось ничего, кроме того, как согреваться, сжигая автомобильные скаты. Ему оставалось только уповать на чудо, вряд ли в такое время и в такую погоду кто-нибудь осмелился бы выехать в путь. В тот момент, когда догорала последняя шина, на подъеме появился свет фар. Вскарабкаться наверх и добежать до дороги не хватило бы времени, но КАМАЗ остановился, и было видно, что причиной остановки была догорающая шина.
Попавший в аварию водитель был из Западной Украины, которая в то время была частью большого советского государства. Авалу оказал ему посильную помощь, отвез до населенного пункта, а так как у того не хватило средств, помог с покупкой шин. Вернулся с ним обратно на тягаче, с помощью которого КАМАЗ вытянули на дорогу и повезли на ремонт. Поделившись своими деньгами на починку и обратную дорогу, пожелав удачи, Авалу поехал дальше. Чувство удовлетворения и товарищества наполняло его, все же сделал доброе дело. В дороге нередко случаются разные истории, которые своими яркими красками затмевают предыдущие. Дальнобойщики всегда помогают друг другу, и Авалу не видел ничего вон выходящего из своего поступка, когда надо было, помогали ему, когда нужно было, помог он. Вот такая простая философия рабочего человека, которая делает жизнь надежной и предсказуемой.   Однако история получила свое неожиданное продолжение. Прошли годы, пришли 90-е, и слова разбой, рэкет стали неотъемлемой частью жизни дальнобойщиков. Каждый рейс был сопряжен с риском, но жить было нужно, и Авалу вместе со своим товарищем, загрузив КАМАЗ уже  своим товаром, решил сделать рейс в Западную Украину. Добрались до нужного города без больших приключений, и перед выгрузкой товара решили пообедать в придорожном кафе. В тот момент, когда принесли еду, в заведение вошли крепкие ребята с канистрой бензина и спросили, кто водитель КАМАЗа.
Авалу, ответил, что он, и разбойники с большой дороги предложили два варианта развития событий – либо они забирают половину товара, либо поджигают грузовик со всем, что находится на нем. Водителя не удовлетворяли оба варианта. Он принципиально никогда и никому не платил на дороге, но и угроза была явно не пустой. В это время из темного угла кафе кто-то его окликнул:
- Авалу!
В этих местах не было никого из знакомых, и когда перед ним появился здоровый украинец, тот не признал его.
- Помнишь Сибирь, перевернувшийся КАМАЗ и спасенного тобой водителя?
В памяти вынырнула морозная сибирская ночь, крупные хлопья снега и сильный боковой ветер. Авалу оказался в крепких объятиях человека, который узнал его голос через двенадцать лет.
- Эти люди мои друзья и приехали ко мне, - жестко заявил он. Если кто-нибудь вздумает им создавать проблемы, пусть пеняет на себя. Видимо, мужчина был достаточно авторитетен в этих местах, незваные «гости» без лишних разговоров развернулись и уехали.
История получилась со счастливым концом, товар был сдан дороже, чем планировали, деньги получены, и ребят проводили до самой границы области. Однако перед этим было оказано такое гостеприимство, которое остается в памяти на всю жизнь.
С тех пор много воды утекло, Авалу и его товарищ покинули сей бренный мир, а история со счастливым концом осталась, как назидание, как нужно жить. Вместе с тем, хотелось отметить закономерный ряд «случайностей», которыми Всевышний Творец дает нам возможность понимать и осознавать смысл самой жизни. Появись КАМАЗ Авалу через полчаса на перевале, огонек погас бы, и он проехал бы мимо, так и не узнав, какая там разыгрывается трагедия. Появись там другой человек с другой философией жизни, смерть попавшего в аварию водителя была бы неминуемой.
И только Провидение Всевышнего Творца позволило через двенадцать лет, на другом конце страны, оказаться в том же самом кафе, в ту же самую минуту человеку, когда Авалу угрожала опасность, которому он спас жизнь, и который был способен спасти его самого. Все случайности в этой жизни – это цепочки наших предыдущих поступков, и только наш невежественный разум неспособен их воссоединить воедино, чтобы понять и осознать закономерность происходящих с нами событий.