Без родины гл. 12

Виталий Поршнев
                ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ.

     Утром  пожилая женщина – врач  собрала врачебную комиссию и потребовала у меня объяснить, где я был вечером.  Естественно, рассказывать о происшествии возле колхозной гостиницы я не стал.  В результате из больницы меня выгнали, как нарушителя режима.

  И теперь я  вынужден раньше, чем запланировал,  ехать в  местные телефонные сети, искать работу. На душе у меня, как и на небе, пасмурно, и словно вот-вот пойдет дождь. Больница была хоть и призрачная, но определенность, а теперь? Что будет, что ждет меня, как устроится? С деньгами плохо, хватит всего на несколько дней, а все, что можно, я уже продал.
 
    Районный узел связи оказывается чистеньким, недавно отстроенным трехэтажным зданием. Поднимаясь по лестнице на второй этаж, к «начальству»,  я слышу, как секретарша в приемной болтает с подругой по телефону.  Когда я подхожу ближе, она  заинтересованно стреляет  в меня глазками, но  своего занятия не прерывает. Подмигнув ей, я спрашиваю:

– «Сам» у себя?

–  А где ж ему быть? – отвечает девушка и так задорно смеется, что я, не выдержав, смеюсь вместе с ней. 

    По-свойски помахав ей рукой,  я прохожу  в кабинет начальника.  За большим офисным столом в кресле  вижу мужчину лет пятидесяти с желтоватым,  непропорциональным лицом. Он спрашивает меня, очень медленно выговаривая слова:

– Вы по какому вопросу?

– Здравствуйте! Я хочу оформиться на работу.

– Если  вы без прописки, то  свободных мест нет.

– Думаю, для меня найдутся! – мне терять нечего, я  сажусь на стул для посетителей и выкладываю  на стол  свои  документы.

  Начальник вначале внимательно разглядывает  меня, словно хочет понять, с кем имеет дело, и только потом принимается читать мои бумаги. Обращает внимание на похвальные грамоты. Минут через пять нажимает кнопку селектора и заказывает секретарше порцию черного кофе. Помедлив, добавляет, что для двоих.

«Ага!» – думаю я,– «проняло его все–таки!»

 Неожиданно он откидывает в кресле и говорит:

– Может быть, вы сами  расскажете, как тут оказались  и почему пришли к нам? Мне необходимо  уяснить, кто вы: человек случайный,  желающий закрепится возле Москвы?  При удобном случае рванете в столицу? Или останетесь  в нашем районе? – спрашивает он.

– Да вроде особенно нечего рассказывать! – не очень охотно отвечаю я,– события на национальной почве происходят сейчас везде, вы сами  знаете! Почему-то развитая промышленность ассоциируется с русскими.  Желая вытравить «русский дух»,   «национальные революционные массы»  крушат индустриальные зоны  и оставляют без работы всех, невзирая на лица. Я счел, что мне лучше уехать в Россию.  Я не захотел  подстраиваться под обстоятельства,   терять профессию, изменять свою  духовную идентичность.  Была  раньше  мечта о карьере, деньгах. А теперь я просто ищу себя. Если Россия примет меня, русского, здесь, то мне большего и не надо! Что мне еще искать?

Я так разволновался, что стал задыхаться. Ну, не объяснишь ведь, в самом  деле! Получаются так, слова!

–    Мм… – произносит начальник, делает глоток черного «кофе» из цикория и задает вопрос, – а что вас интересует при приеме на работу? Кем будете работать? Зарплата?

–  Наверное, зарплата, которая позволила  бы  снять что-нибудь, или само жилье, и тогда все равно, какая зарплата! – быстро отвечаю я.

  Мне становится самому удивительно, как четко  я сформулировал  цель визита.

  – Понятно...– говорит начальник и  достает сигареты.

    Курит он, как и соображает,  медленно, и его не смущает, что я сижу и смотрю. Чувства  не играют в его глазах, и мне трудно предположить, что у него в голове. Так и не притронувшись к своей чашке кофе, я,  устав от паузы, принимаюсь собирать документы. Однако он говорит мне:

– Пожалуй, зайдите после обеда!

– Хорошо, я зайду после обеда! Но прошу вас учесть, что  любая неопределенность крайне нежелательна.  На данный момент я фактически живу в машине. Долго это продолжаться не может, поздняя осень, холодно.

– Люди, между прочим, ждут месяцами, если не годами. – Безразлично произносит мой собеседник.
 
    На выходе я думаю, что я  беседовал не с человеком, а с пустым  креслом. Хотя никто и не обещал, что в России меня будут встречать с оркестром!

    Однако  во второй половине дня случилось невероятное событие: меня взяли на работу.  Правда, с кое – какими оговорками. Начальник вручил мне ключ и сказал, что я временно буду жить в здании районного узла связи, на  третьем этаже. Кем я буду работать, он скажет после выходных, в понедельник.  А пока я должен  познакомиться с главным инженером, он сам меня найдет. По результатам этой встречи  и будет принято решение.
   
    Жилой отсек оказался состоящим из двух раздельных комнат, наспех сколоченных для командированных монтажников, и отделенных от специального оборудования тонкой фанерной перегородкой.  Одна комната уже занята семьей из трех человек, а моя та, что поменьше. Она выглядит так, будто в ней постоянно пьянствуют веселые компании. Казенная мебель загажена, бутылки из-под спиртного заполняют изрядную часть жизненного пространства. Сигаретный пепел поднимается с пола в воздух от малейшего движения, а окурков, как с губной помадой, так и без нее, набирается ведро.

     После  генеральной уборки, в которой  помогает Саша, я распаковываю принесенные из «Москвича» картонные коробки, а друг, сидя на ободранном диване без ножек, смотрит  по    «убитому» телевизору хоккей. Матч заканчивается, и Сашка, уменьшив звук, продолжает наш, с полчаса как прекратившийся, разговор:

–  Знаешь, Гриша, глаза мои видят, а не верят.   Даже с поправкой на то, что ты холостяк, такую комнату здесь никак не получишь! Люди, если хочешь знать, да что там люди, меня возьми в пример! Тебе повезло!

–    Погоди, Саша, еще не известно, кем работать придется! Может быть, я  откажусь!

–    Да ладно тебе, Гриша! Когда берут разнорабочим, такие условия не создают!

– Какие условия? Туалет  и  на душ  этажом ниже, а кухни  вообще нет!

– Не пойму я  тебя! Мы с детьми, вон как мучаемся! В  общую баню за десять верст ходим! Привередничаешь!

    Наш разговор прерывается: на пороге  комнаты появляется  коренастый мужик старше тридцати,  с недружелюбным  взглядом.

– Здравствуйте! Если вы  живете тут, тогда  позвольте представиться, с сегодняшнего дня я ваш сосед! – говорю я как можно вежливее.

      Мужик чешет короткими и толстыми, как сардельки, пальцами,  выпирающий живот и басом говорит:

– Я ничего не понял.

– Юрий Петрович  думает принять меня  на работу, и  временно разрешил жить в этой комнате. Окончательное решение вопроса он отложил до понедельника. Ему нужно посоветоваться с главным инженером.

– Странно! Ну,  странно! Технических специалистов у нас хватает!– неопределенно говорит мужчина, холодно блестя глазами. Из-за его спины выглядывает женщина. Она держит за руку мальчика лет пяти. Мальчик улыбается мне, и я говорю малышу:

– Дружочек, меня зовут дядя Гриша!

– Сашок! –  пискляво произносит он, ковыряя в носу.

– А ты тезка с моим другом! Его зовут дядя Саша.

На лице мужика мелькает секундное замешательство, после которого  он решает представиться:

– Андрей. Жену – Марфа.

– Очень приятно, – говорю я.

    Хотя, если честно,  это совсем не так: они продолжают стоять, бесцеремонно разглядывая меня  и  мои вещи. Спустя минуту Андрей, оглушительно чихнув, спрашивает:

– Григорий, а не твоя ли машина стоит внизу, у входа?

– Моя. Я вещи разгружал. Сейчас спущусь, переставлю.

    Но  Андрея волнует  не то, что  моя машина  мешает пешеходам.  Он хмуро говорит:

– А ведь я твой ровесник, Григорий! Но все ножками хожу. Ты откуда?

– Из земли восточной.

– Друга я твоего,  на «Жигулях» видел. Тоже оттуда?– интересуется Андрей.

– Да. – За меня говорит Саша.

– Зачем к нам припожаловали? –  Недобро хмурясь,  спрашивает Андрей.

    Я против воли начинаю «заводится», и с вызовом говорю:

– Да вот, прошел слух, здесь денег много. Да заработать их толком не могут. Ума не хватает. Решил помочь. Пару лет у вас поживу, и «Мерседес» куплю. Не все же на «Москвиче» ездить!

  Андрей понимает, что я смеюсь над ним. Запыхтев, он измеряет мою фигуру взглядом. Я ничего не имею против. Фигура у меня хорошая, атлетическая. Этот факт Андрея огорчает. Однако при своей коренастости он  привык вести себя вызывающе. Желая показать  себя хозяином положения, он  снимает с головы  меховую шапку, бросает в руки жене и говорит:

– Марфа, иди к нам, жрать приготовь!

    Женщина воспринимает такое обращение как должное, уходит сама и уводит ребенка. А Андрей без разрешения проходит и располагается  рядом с Сашкой  на диване. Друг вспыхивает лицом  и собирается сказать Андрею неприятное, но, глянув на меня, удерживается. Я же нахожусь перед дилеммой: с одной стороны, не мешало бы сразу поставить хама на место, с другой  – мне в понедельник  идти  в отдел кадров. Скандал, пусть и небольшой, может все испортить. Доброта спасет мир? Почему бы и не попробовать?

– Андрей, у нас есть идея обмыть новоселье. Ты как, не хочешь присоединиться? – чтобы  предложение не выглядело пустыми словами, я ставлю на стол бутылку коньяка.

  Вероятно, у меня проскакивает нарочитость, или соседу нужен повод, но он, передернувшись всем телом, ревет:

– Я не алкоголик, и ты, черный, меня так не «купишь»!

– Ну, во–первых, я не черный, а такой же русский, как и ты. Просто смуглый   с детства. И, во–вторых, разве я  сказал – алкоголик? Мы собирались выпить, и просим тебя помочь с закуской. Заодно и поучаствовать. Кстати, стаканов у меня тоже нет, так что тебя сама судьба послала!

  Андрей закидывает ногу на ногу и с небрежным видом  рассматривает бутылку.  Его брезгливая гримаса расстраивается, а брови взлетают от удивления. Он спрашивает:

– И сколько стоит такой коньяк?

– Не знаю. Мне его подарил старик–коллекционер, когда я ему помогал с отъездом. Сказал, что это нектар дружбы и любви. По-моему,  пришло время проверить, правда ли это.

  Андрей  потирает подбородок. Заметно, что он заинтригован. После внутренней борьбы, отразившейся на его лице, я слышу:

– Хорошо, раз жить соседями, так уж и быть. Пойду,  гляну, что у нас в холодильнике!–  он  встает и уходит.

– Гриша, я тебя таким благоразумным еще не видел! На кой ляд он нам нужен? – с возмущением  произносит Саша.

Я прикрываю дверь и сажусь на стул, потирая виски. Потом говорю устало:

–  Видишь ли, Саша, за весьма короткий срок я убедился: насилие вызывает только  насилие. Война, хочешь ты этого или нет, заставляет искать мир, мир  с самим собой и окружающими. Вот этот Андрей такой, а по каким  критериям можно судить, что я  лучше него?

  Я чувствую, что  задыхаюсь, и останавливаюсь. Кажется, при всем моем красноречии, я впервые не могу ясно выразить, что меня  волнует. Тогда как же я собираюсь жить по принципу, который не осознаю, и, возможно, никогда не пойму до конца?
          
    Дверь распахивается,  в комнату входит Андрей с подносом.  На нем мы видим стаканы, нарезанный ломтиками хлеб и кусок сала. При виде еды мне хочется,  по русскому обычаю, троекратно расцеловать Андрея.  Я почти с умилением смотрю, как он ставит поднос  на стол и садится на  прежнее место. Дружелюбия в его взгляде не появилось, похоже,  Андрей сам  изумляется, как это он пошел на поводу у такой  дурной компании. Я быстро разливаю коньяк по стаканам, и,  будучи виновником торжества, говорю тост:

– Я хочу пустить на этой земле корни. Пусть они не будут корнями зла!

Пьем не торопясь, смакуя.  Андрей, проглотив последнюю каплю,  выражает общее мнение:

– Хо – ороший коньяк!

  Правда, он закусывает его салом, что похоже на  вкусовое извращение.  Сашка, борясь с клокочущим в горле  смехом, ставит пустой стакан на стол,  говорит:

– Ну, парни, извините, а мне до своей бабы  пора. Я завтра заскочу. Прошу вас, не напивайтесь до тумана в глазах. Без меня! –  после чего пожимает нам руки и уходит.

  Я остаюсь с Андреем. Он, почесывая живот, спрашивает, как ни странно, уже  вполне  спокойно:

– А чем ты тут думаешь, кроме работы, заняться?  Может, торговлей? У восточных,  это принято. Или землю возьмешь, дом будешь строить? Квартиру на нашем предприятии и за тыщу лет не дадут!

– Да так, пока без направлений. Прожил день, и ладно. Вот, с тобой подружусь, еще с кем-нибудь. Возможно, на душе веселее станет. Тогда  планы и появятся! – говорю я,  вяло  кушая краюшку хлеба.

– А я, в общем-то, такой же, как и ты, – зевнув, говорит Андрей,– только не беженец, а беглец. Спасаюсь от радиации. Сколько моему сынку лет? Думаешь,  пять? Нет, я скажу тебе – семь. В школу надо отдавать, а он не растет совсем. Мы недалеко от Чернобыля жили… а, не буду про это, давай еще  по чуть – чуть, а?
 
– Давай! – охотно соглашаюсь я.

    Оказывается, и с такими, как  Андрей, можно найти общий язык, стоит только постараться. Чего многие как раз не хотят делать!  Я собираюсь предложить тост за всеобщее человеческое братство, когда  в комнату проникает Марфа. Она, кося глазами  на бутылку,   визгливо говорит:

– Сами пьют, а меня не зовут! Бесстыдники!

 – Нашла о чем горевать! Присоединяйся! –   приглашаю я.

  Однако Андрей реагирует совсем по-другому. Он кричит на жену так, что стаканы на подносе звенят:

– Марфа, пошла к себе!

  Марфа (видимо, сказывается длительный опыт супружества) кричит на мужа  не менее  яростно:

– Сам пошел!

    Лицо Андрея  краснеет, и становится ясно, что будет скандал. Я чувствую себя крайне неудобно. А Марфа,  вначале показав, что она не из пугливых, затем демонстрирует, что она и не из стеснительных: берет стакан, сама наливает изрядную дозу спиртного и тут же  выпивает.

– Эх, хороша горилка! – говорит она.

   Вытерев губы тыльной стороной ладони,  садится на диван возле мужа.  От принесенного с собою сала  откусывает кусок и с чавканьем жует.  Побагровевший Андрей поворачивается к жене всем корпусом, подносит к ее  носу  кулак и шипит:

– Выпила? Довольна? А теперь иди в нашу комнату, я тебе сказал!

– Ты чего командуешь? кулак? Я не батрачка! Я познакомиться желаю! Бабы говорят, восточные мужики денежные, не то, что ты, нищий дурак!

  Андрей, более не выдержав, хватает жену за волосы.  Но  стычка  между мужем и женой в  потасовку не переходит:  неожиданно в комнату входит   мужчина лет пятидесяти, похожий на цыгана с достатком. По  глазам  мужчины видно, что он пьян. Впрочем, это никак не отражается на его голосе, когда он говорит:

– Андрей, почему тут? Немедленно убирайся отсюда со своей компанией!

 Андрей сразу забывает про жену, вскакивает, и голосом, срывающимся от гнева, произносит:

– Тебе Юрий Петрович сколько раз  говорил, чтобы ты сюда  не являлся? А если я тебе рожу разобью?

         В коридоре слышится женский смех. Мужик, оглянувшись, затем  с усмешкой  говорит Андрею:

– С моими связями, кто такой  Юрий Петрович? Тьфу. А  что касается тебя, так только дернись! Завтра уволю, работяга паршивый!

       Андрей  поднимается, зачем-то  рвет у себя на груди рубашку так, что все пуговицы летят, и  в исступлении кричит:

– Кого уволят  завтра,  мы еще посмотрим, а тебя, гниль поганая, уже сегодня в гроб положат!

    Я со вздохом встаю. Определенно,   у мужиков давнишние претензии,  и они  не обойдутся без моего участия. У меня  талант «влипнуть»  в историю! Серьезная драка – это вам не несколько затрещин жене, как намечалось в программе вечера до этого.

  А Марфа тем временем картинно плюет под ноги  мужику, а затем, вставши рядом с мужем,  кричит:

– Ты опять сюда сучку привел, старый хрен? Сколько можно? У нас ребенок за стенкой!

– Марфа, убирайся! – говорят ей мужик и Андрей  одновременно.

  Однако Марфа оказывается дамой не из робкого десятка, и первой переходит в наступление:  пытается залепить  оплеуху мужику. Он грубо и сильно отталкивает ее, и тогда Андрей, правда, немного сдерживая  удар,  демонстрирует неплохой хук справа.  Мужик не остается в долгу: оттолкнув вторично подбежавшую Марфу,  он  хлестко бьёт Андрею под дых.  Андрей, охнув, ослабевает в коленях. 

  Через секунду Марфа вызывает возмущение воздуха невероятным по силе и высоте звука визгом, а мужчины стоят, сцепившись мертвой хваткой. Но мне совсем не нужно, чтобы эта драка продолжалась,  и  я  просовываю между мужиками руки. Хотя они по плечо мне, разорвать их  стоит больших усилий! Андрей горизонтально  падает на диван, а его противник через дверной проем вылетает в коридор. Я быстро захлопываю дверь  и закрываю на задвижку.  Андрей, поднимаясь,  неуверенно говорит:

– Пусти, пусти его!

– Ни за что. – Говорю я и спрашиваю, – кстати, а кто это?

Дверь  за моей спиной ходит от ударов ходуном, в коридоре слышен женский голос и неразборчивая ругань мужика.

– Наш главный инженер. В эту комнату он, как выпьет,  баб таскает. А пьет он каждые выходные, – говорит Андрей, и, судя по лицу, злорадствует, видя, как мне неприятно такое известие.

    Пока я думаю, как  лучше выкрутиться из этой ситуации,  стук  неожиданно прекращается. Я  слышу  за дверью незнакомый мужской голос:

– Что здесь происходит?

  Я понимаю, что  ситуация изменилась,  появилось новое действующее лицо. Кто бы это мог быть? Я  отпираю дверь и выглядываю.  В коридорчике стоит лейтенант милиции. Он вонзает в меня взгляд и спрашивает:

– Может быть, вы скажете, что здесь происходит?

– Культурно отдыхаем, – отвечаю я, думая  обернуть  все шуткой.

– Тогда почему государственное имущество ломаете? – интересуется милиционер.

– Ломаем? – я   пожимаю плечами, – еще ничего не сломали, лейтенант!

  Милиционер проходит в комнату,  неторопливо осматривается, упирает в меня испачканный  чернилами  палец и говорит:

– Кто есть кто, всех знаю, кроме вас!

– Россланов Григорий Алексеевич,  временно вселен сюда начальником этой организации.

– Так..., – произносит  лейтенант и погружается в  раздумье.

  Откуда он взялся? Наверное, проходил мимо, и его позвал ночной сторож. На все здание было слышно, как мы шумели.

– Лейтенант, все в порядке, все свои! Андрей, еще увидимся!–  вдруг говорит главный инженер, берет свою женщину под руку, и они уходят. Лейтенант их не задерживает. Внимание милиционера целиком сосредоточенно на мне. Он спрашивает:

– Чья машина стоит у входа? Ваша?

– Моя! – немного помедлив, неохотно отвечаю я.

– Вам придется пройти со мной. – Монотонно, как автоответчик, говорит лейтенант.

– Зачем? –  возмущаюсь я.

– Там узнаете!– тем же голосом  говорит лейтенант.

  Андрей  завязывает порванную рубашку узлом на голом пузе, словно это у него самый что ни на есть обычный способ носки рубах, и  обнимает Марфу за плечи. Едва ли не воркуя, говорит ей:

– Посидели в гостях, а теперь пойдем. У нас там ребенок  заперт! – и  супруги  тоже уходят.

  Я думаю, что это подло: они устроили между собой скандал, подрались, а потом, будто и не было ничего, разбежались.   Никак не ожидал, что окажусь крайним в подобной ситуации.

– Лейтенант, пойми, я тут вообще ни при чем!  Я с ними  познакомился час тому назад! У них счеты, а я буду козлом отпущения?

– Об этом мы поговорим в отделении! – говорит милиционер и делает мне приглашающий к выходу жест рукой.

– Да никуда я не пойду! И так устал. Составляйте протокол здесь! Они куролесят, а я по отделениям шатайся?

– Не пойдешь, вызову наряд, поведем. Но учти, тогда хуже будет!

Я чувствую такой гнев, какой  давно уже не испытывал, но, стиснув зубы, подчиняюсь..