Тёплые ладони отца рассказ Галина Слинько

Галина Слинько 2
                Надо многое пережить, чтобы стать человеком.
                Сент- Экзюпери.               
Наше село( Пушкино) Новосельское находится в Акмолинской области на берегу речки Киргиташка приток реки Жабай в республике Казахстане.
Светлый зелёный поселок с ровными асфальтированными дорогами
 В моем далёком детстве асфальта ещё не было,  люди жившие в бескрайней степи жили дружно.
 В жарком месяце июне  мне исполнилось семь лет, моему отцу было 34 года, он был высоким красивым, стройным, молодым мужчиной с густой копной каштановых  слегка волнистых волос.
 Отец был довольно грамотным человеком,  перечитал массу книг, изучая интересующие его аспекты жизни.
 В доме была хорошая  большая библиотека классической литературы и периодической печати.
 До сих пор брат хранит огромную подписку журналов «Наука и религия» и «Знания сила».
Мы, дети,  очень любили своего отца, потому что, не смотря на нехватку времени, он умел уделить нам внимание, окружая своей любовью,  заботой и теплотой.
Играл с нами, читал и рассказывал много  интересных историй.
Помню толстенную красиво иллюстрированную Библию, из нашего детства. Она вся была  в  цветных картинках и действовала на нас детей как  самое сильное успокаивающее средство.
Мир, отображённый в этой книге, был  просто волшебным, её можно было рассматривать часами.
Родители и бабушка (мама отца) жили  дружно. 
В доме ни когда не было ссор, мы не слышали грубых слов, лишь любовь и понимание.
Сегодня был мой праздник.  День моего рождения!
 После скромного семейного застолья, отец  спросил меня:
- Дочка, ты ещё хочешь подняться в горы?
Я твёрдо ответила:
 -Да! Хочу.
 Отец взял меня за руку и сказал:
 - Пошли.
Горами мне  казались далёкие сопки возле  небольшого соседнего села под названием Людмиловка.
Село это прилепилось между сопками и рекой на очень высоком берегу с хорошими чернозёмными землями.
Оно состояло из одной длинной улицы, жили  в  нём, украинцы и волжские немцы – переселенцы..
  В селе была конюшня, коровник, кузница, сыроварня и небольшой сельмаг.
В Людмиловку из нашего села можно было попасть,  лишь перейдя речку, по броду, бутовым камнем он был вымощен по дну реки.
 Справа под высоким глинистым  берегом  реки бил холодный ключ. К нему вела протоптанная тропинка, по обе стороны обрамлённая ярко зелёной травой -муравой.
 На небольшом валуне  грелся на солнышке ковш, выдолбленный из куска  дерева местным умельцем. Стоял очень жаркий июньский день
 Вода в ключе была холодной и вкусной.  Мы напились воды. Отец набрал водичку в стеклянную бутылку, и поставил в карман своего пиджака. 
С интересом  смотрела я на бегущую воду, в которой плавало множество разных мальков. Вода с неутомимым  журчанием омывала подводные камни.
Закрыв лицо руками, я зажмурилась, голова  сильно закружилась, и я чуть не упала в реку.
Отец подхватил меня на руки, вот  так  обняв отца за шею,  преодолела я свою первую водную преграду. 
 На другой стороне реки,  отец усадил меня отдохнуть на небольшой тёплый от солнца камень.  А сам,  подойдя к зелёному кусту солодки растущем на берегу, выкопал  перочинным ножом несколько корешков, хорошенько промыл их в речной воде, поскрёб ножиком и протянул мне, небольшой кусочек. Непередаваемой сладостью  разлилось разжевывание корешка солодки по всему телу.
Затем отец достал из кармана две газеты сделал себе пилотку, а мне красивую шляпку с козырьком.
Возле реки росло множество цветов.
Всюду  порхали бабочки,  стрекозы, жужжали пчёлы и осы, между камней суетились  изумрудные  ящерки и пучеглазые  лягушата.
Отдохнув, мы продолжили путь, поднимаясь всё выше и выше  на самую  сопку. Когда я уставала, отец приостанавливался, делая небольшие передышки, всё чаще  держась за руку отца, поднялись мы на мою заветную гору - сопку.
Отец расстелил небольшой самотканый коврик,  усадив меня, присел рядом.
Мы смотрели на бегущие по небу облака, отец  рассказывал мне о своей жизни.
 О том, как в его детстве, будучи таким  же подростком  как я, он уже  помогал семье. Пас  овец, и ему это нравилось.
«Овцы слушали меня, мой голос они очень умные,  наевшись,  они отдыхали, а  я рисовал облака, сопки и овец, прямо рукой или палочкой  на земле или на песке. А дома переносил по памяти на холст, который выткала мне мама с сёстрами».
В доме  были папины  картины,  изображенные на них пейзажи, они были словно живые.
Можно было смотреть на них, не чувствуя течения времени.
Усталость уходила, становились ничтожными все огорчения. Необыкновенным  спокойствием и умиротворенностью веяло от них   помимо твоей воли,  ты  сам наполнялся  этими добрыми качествами.
 А сейчас  отец всё говорил, рассказывая  мне о многом…
 В какой то момент  мне показалось, будто кто - то  невидимый, тоже очень- очень  внимательно слушал его рассказ.
Порою я совсем не понимала его. Он говорил о  революциях, раскулачивании, о  страшной войне, о  невыносимой боли его сердца от  потери многих  друзей. О том, как на войне его боевой конь ценой своей жизни спас  жизнь отцу.
 О  своей службе на Курильских островах, после страшной войны, о морских походах, о далёкие сказочные вечнозелёные и  тёплые страны.
О людях живущих радостно  и просто  замечательно, но с большой  верой в Творца  этого мира.
Я твёрдо поняла и запомнила лишь то, что наша земля необычайно красива,  и притягательна. Человек,  всё портит  своим упрямым  желанием  изменить этот мир. Который дан  нам  в пользование  на очень короткое время, вместо того чтобы облагораживать землю, жить в любви и радости друг к другу и ко всему живому..
Чистый степной воздух, усталость пути совсем сморили меня.   Спокойный голос отца, убаюкивал, и  я уснула, положив   голову, на свернутый отцом пиджак.
 Проснувшись от свалившейся на меня дрёмы, увидела, что отец разговаривает с человеком в папахе, сидящим верхом на красивом  вороном коне. Поздоровавшись,  я встала рядом с отцом. Всадник вынул из сумки, висящей через плечо, сверток  протянул отцу с  пожеланием  всего хорошего,  уехал.
 Отец развернул белую тряпицу, в ней была круглая булка овечьего сыра, и несколько нарезанных ломтиков прилепившихся рядышком. 
Отец протянул мне тоненький ломтик.
-Это был  мой друг - пастух, Рамзан,  вот угостил  сыром, в честь твоего рождения. Сыр  был солёный, я вернула его отцу, чуть- чуть  откусив,  взяла бутылочку с водою выпила воды. Отец достал из кармана небольшой сухарик, протянув его  мне, и весело сказал:
-  Ты перекуси дочка. «Хлеб да вода не принесут вреда» Так из века в век  народ утверждает.
Присев на камень я серьёзно спросила:
- Скажи папа,  почему умерли мои две сестрички? Алла и Света, они мне иногда снятся, будто  я играю с ними.
Отец печально посмотрел на меня, погладил меня по плечам и ответил:
 - Мне тоже очень жаль, что они так рано покинули этот мир
Люди, не властны над смертью
 Ещё  и ещё раз  отец повторил мне, что человек смертен изначально и что смерти не стоит бояться, потому что она неизбежна для всего, что приходит на эту землю.
 Для человека живущего на земле.
 Дети - это особый дар  и награда от любящего нас Бога, который  сотворил  этот мир, и всё что в нём.
Для родителей воспитание детей - это самая лучшая и прекраснейшая работа в мире.
  У тебя есть ещё и сестра, и брат, я думаю, что ещё родится малыш.
 Всё будет хорошо! Ты никогда не будешь  чувствовать  себя одинокой в этом мире.
 Сорвав травинку, он провел ею по моему лицу.
-Щекотно?
 -Да
- Сморщив нос, я засмеялась.
- Вот  сейчас, при тебе  прервалась жизнь  этой травинки.
Сказав это, отец отпустил её,  налетевший ветерок унёс травинку  к гладким камням.
Из- за  камней выглянула рыжая мордашка суслика, который вел себя  очень  суетливо, то прячась, то снова выглядывая из за камней. Его любопытство, преодолевало всякий страх. Мы с отцом  невольно рассмеялись.
Отец взял сухую палочку и тут же на  расчищенном рукою лоскутке земли нарисовал  этого смешного суслика.
Затем отец громко присвистнул. Суслик  тут же убежал, но ещё разочек остановился. Встал на задние лапы, смешно и  покорно сложив передние лапки на рыжей грудке, и тоже звонко  свистнул в ответ.  Я помахала ему рукой на прощание.
- Папа, а почему ты рисуешь левой рукой?
-Мне так удобнее, я левша, дочка, но многое могу делать и правой рукой, даже больше чем ты левой. 
В тысячном году жил на земле поэт таджикский  по фамилии Фирдоуси он написал  хороший  стишок, я тебе сейчас прочту.
 Из нагрудного кармана,  отец  достал маленькую записную книжку.
Я  знала, что в неё  отец записывает полюбившие стихи и цитаты. Полистав  странички, он   прочел следующее:
…Добру, милосердию, любви  ты учись,
Быть радостным, великодушным стремись.
Вот благо несущий единственный путь-
Будь меньшим,  иль в мире прославленным будь.
Коль славу  оставил недобрую - знай,
Отринул тебя Вседержитель и рай.
Отец  попросил меня повторить  эти строки несколько раз.
 И ещё запомни дочка.
Время и место для счастья тебе намечено  там, где ты родился. Достойно, скромно проживи отпущенные тебе дни,  старайся по жизни быть довольной тем, что у тебя есть.
 Каждому человеку при рождении  даётся именно то место, где он лучше всего справится со всеми испытаниями, которые выпадут на его долю свыше, для исправлений и познаний.
  Галина у тебя хорошая память, ты постарайся запомнить всё то, что я тебе сегодня буду  говорить.
Отец наклонился и поцеловал меня в макушку головы.
Не забывай, что ты теперь старшая в семье, и на тебя будут равняться твои младшие сестра и брат.
Ещё немного пройдёт времени, и ты станешь девушкой. Появятся парни,  никогда не забывай о чистоте  до замужества.
 Чистоту надо хранить, это избавит тебя  и твоих родных от разочарований и печали, от стрессов и опустошенности.
. -Папа  я  всё запомнила, и стишок тоже.  Случайно  я слышала, как ты маме вчера вечером читал свои стихи.
- Ты что ж  не спала?
- Нет.
Отец легонько щёлкнул меня по носу.
  -Да,  есть у меня стихи, которые я писал в юности. После армии, меня даже агитировали поехать в Москву учиться в Вуз на литературное отделение.
– Ты не поехал!, но почему? Жил бы сейчас в Москве. 
- Понимаешь, хоть и была у нас уж очень  большая семья, но я младший сын в этой семье и мой долг состоял в том, чтобы быть рядом  с родителями до их перехода в иной мир.
- А  иной мир, лучше этого?
-Это будет зависеть от того, как ты эту жизнь проживёшь. Чаще вспоминай стишок, тот, что выучила сегодня.
Старайся  пока живешь делать добро,  всегда держи данное тобою  обещание, думаю, что тогда  тот- иной мир, непременно будет лучше этого.
- Папа скажи, а почему дядя Санько, наш сосед называет тебя,  богомольцем и  сынком кулацким? Вчера он так страшно ругался, грозил кулаком  небу. Хохотал, а лицо у него было страшное-престрашное  Дяденьки,  которые с ним были, совсем не смеялись, они просто ушли.
Отца явно смутил мой вопрос, но он  тут же улыбнулся и сказал:
-Давай мы с тобою вот так поднимем руки к небу и пожелаем дядьке Саньку П….., здоровья.
А теперь,  подними правую руку вверх и резко опусти, будто стряхиваешь прилипшую к пальчику паутинку, и постарайся больше не вспоминать, и не рассказывать о том, что слышала от соседа.
 А если  что подобное услышишь, просто попроси для такого человека,  здоровья! А Бог всё уладит. Вообще то, там где говорят взрослые, детям делать нечего.
-Папа мы с Валюшей,  в классики играли. Это они  сами  туда подошли.
- Хорошо. Забудь.
    Вот у меня тут записан такой стишок.
Про то,  какие  люди  с виду  очень разные
 У душ (поскольку Божьи твари)
 Есть духа внешние улики:
У душ есть морды, рыла, хари.
И лица есть, а реже лики. 
– Лики это такие как на иконе, которую бабушка прячет, когда по улице идёт дядя  милиционер?
-Твоя бабушка, переживает за того милиционера,  прячет икону, чтобы милиционер не грешил, высмеивая Творца.
 Запомни - это единственный грех, который не прощается человеку ни в этой, ни в будущей жизни.
Я тебе дочка  скажу очень - очень важную вещь, а ты хорошенько запомни её  на всю свою жизнь
 «Бог  поругаем не бывает!»
 Как бы человек себя не возвышал, он остаётся  всего лишь песчинкой в Божьем мироздании
  Мы будем жить, так как и жили. 
В нашей семье из покон веков верили в Создателя этого мира.
 Славили  и   молились только ему, так было заведено. 
 Можно много говорить по этому поводу.
 Мне  вот довелось слышать столько чистых, искренних  сердечных молитв,  на войне, когда служил кавалеристом.
На кораблях и подводных лодках на страшной глубине морской.
От верующих и не верующих,  от крещённых, и не крещённых.
Бог помогал и спасал. Вытаскивая  из самых невероятных, фантастических ситуаций, оставались люди живыми по искренней  молитве и вере в Создателя мира сего, и  все  как один:
 Славили имя Божье. Забывая о всех  запретах властей.
Бог - есть любовь, он всегда светел и чист и всем своим творениям желает жизни в радости.
Немножко посидели молча.
Я тебе сейчас расскажу одну притчу.
 О Любви и ненависти.
Надумала ненависть мир уничтожить.
 Превратилась она в огонь и давай всё вокруг палить!
Увидела это любовь и встала на её пути - водой.
 Сделалась тогда ненависть разрушительным ураганом.
 Но любовь не дремлет: стала перед нею несокрушимою скалой.
Дальше - больше.
Ненависть - страшным мором.
Любовь - исцелением.
Ненависть - войной. Любовь - миром.
 И  так сколько не пыталась ненависть уничтожить мир, всегда перед нею надёжной преградой становилась любовь.
 Она и сейчас стоит.
 Иначе давно бы уже не было мира...
 Ты должна твёрдо верить в то, что мир на земле существует, лишь  потому, что всегда и везде побеждает только  любовь.
 А Создатель этого чудесного мира и есть самая сильная энергия Любви.
- Через два месяца ты пойдёшь учиться в школу. У тебя начнётся новая интересная жизнь. Я желаю тебе больших успехов. Отец задумчиво замолчал.
- Папа, а кем бы ты хотел видеть  нас своих детей,  кем мы должны работать?
- Профессий много. Ваша мама работает бухгалтером, и  её уважают все  люди в округе.
 Я  работаю зоотехником. Хлопотно, а мне нравится. Хотел бы освоить ветеринарию, но это целая наука, жаль  времени совсем  не хватает.
 Бабушка, с вами занимается, пирожки стряпает. Какое красивое платье сшила тебе ко дню рождения!
-Да, это я такое  заказала, с оборочками  и с  красным пояском,  бабушка шила, а я ей помогала. 
-Вот видишь дочка, труд приносит радость. Так и должно быть.
 Работать надо там, где можешь принести больше пользы  миру и людям. Мне хочется  написать хоть одну книгу, хотел бы ещё хоть разок побывать  на экваторе. Жизнь моря очень притягательна!
 - Папа расскажи мне ещё  немножко про море.
- Хорошо, ты помнишь карту мира?
- Ту, что весит у нас на стене?
 -Да.
- Помнишь, сколько места на карте окрашено голубым цветом и всё это океаны и моря. Они занимают, где - то процентов семьдесят всей земли, а изучены   лишь на  двадцать процентов.
Отец быстрым движением руки начертил круг  на земле и наглядно показал, какую часть занимает океан, а какую суша.
 В морях и океанах живут более семидесяти видов  одних  китообразных. Самые большие из них  это синие киты и кашалоты, есть и морские свиньи, и дельфины, и большие рыбы белухи..
. Самым большим морским животным является голубой кит. Его сердце размером с легковой автомобиль.
- Ого!
-В морях, как и  здесь на земле  растут морские дубы, и морской виноград, и царь водоросли. Масса красивейших  коралловых рифов укрывают морское дно с  яркими цветами и разноцветными рыбками.
- Как  у нас в аквариуме?
-Да.   
 Рыбы в  морях и океанах великое множество. Науке известно сотни тысяч наименований рыб.
 Вообще то, я всегда мечтал заниматься биологией. Изучать под микроскопом разные   мелкие земные организмы. 
В  этом мире масса интересных занимательных профессий.
Но главная из них? 
 Хорошо подумай и ответь ты мне, дочка.
 – Это быть хорошим человеком, верно?
- Верно!
- Вот  сегодня  исполнилась твоя маленькая  мечта.
 Ты поднялась на заветную гору.
 – Да! Папа. Спасибо тебе. 
- Ну что ж без малого, мы почти семь часов с тобою гуляем.  Видишь, солнце клонится к закату. Скоро наступит вечер.
Папа можно я соберу немножко «кисличек» для бабушки.-Собери вот тебе кулёк Дочка по - научному это растение называется очиток ,а  полезно оно содержанием  селена, который помогает человеку, очищая от многих  хворей.
Небольшие красивые  мягкие шарики-колючки цвета изумруда, на вкус были приятны, с лёгкой  кислинкой, хорошо утоляли жажду, а росли они неприхотливо между камней на малюсеньких лоскутках земли.
 -Ну что ж дочка, будем потихоньку спускаться, а то дома уже волнуются.
 Не забыла, что ещё обещала маме букет цветов собрать у реки. 
-Помню - помню.
 Я любила отца, чувствовала его внимание и старалась не огорчать его.
 Гораздо позже я поняла, насколько  не простой была его жизнь.  Он действительно  сумел пройти  с достоинством все испытания выпавшие на его долю.
 На седьмом десятке лет ему сделали, очень сложную операцию, после которой он ослеп.
Приказ врачей  для нашей семьи был таким:
 «Готовьтесь к худшему».
Отец находился уже пол месяца в коме
 Мы с  сестрой Надеждой установили поочередное посещение, ездили на электричке в районный центр села  Мариновка, тогда там находился урологический центр.
В то памятное  утро, я приехала в клинику. Дежурный у двери обрадовано сообщим мне, что отец  пришел в себя.
 Войдя в палату, я невольно услышала  разговор отца с медсестрой…. Отец тихим голосом рассказывал  медсестре:
-Знаете, сестра, а  меня ведь  кроме покойников никто не посещал.
 Я  заплакала, услышав обиду в голосе отца.
 А мед. сестра,  отвечает ему:
 – Да что Вы?, Пётр Антонович! Ваши девочки, каждый день посещают Вас. Вот и сейчас, обернувшись, мед.  сестра  с улыбкой кивнула  мне головой, вместо приветствия, и  произнесла:
- Галина здесь.
Отец обрадовался и попросил меня подойти.
Он  взял  мои руки  в свои  поглаживая их, рассказал: 
 «О том, что к нему, очень ранним утром перед самым восходом солнца приходил  сам Архангел Михаил. Он стоял у меня в ногах, у кровати.
Был  очень высокий и яркий, как большой огненный столп, просто ослепительный.
  У меня ноги и до сих пор, словно огнём горят».
Отец помолчал, затем сообщил следующее:
 «Он мне сказал, чтобы я больше не брился и не стриг волосы, он показал мне, каким я буду.
 (знаешь дочка,  уж очень старым, весь седой, ну прямо как старец)
 Отец  опять замолчал, затем добавил:
- И ещё… «Он  мне сказал, что когда коса моя дорастёт до пояса,  я уйду в мир иной.  А до того момента я обязан буду,…  помогать людям. Лечить болезни горла».
 (надо сказать, что в то время отец стригся очень коротко, и брился ежедневно)
Отец опять замолчал, углубившись в  свои мысли.  Потрясённая  услышанным рассказом я сидела тихо, не осмеливаясь его тревожить. Пытаясь понять и принять только что полученное от  отца повествование.
 Медсестра была не меньше моего удивлена его рассказом.
Подойдя к ногам отца,  она потихоньку откинула  одеяло,  и прикрыла рот ладошкой.
 Взглядом попросила меня подойти посмотреть. Словно тапочки плотным слоем с ног отца  была снята твёрдая жёлтая кожа подошв.
Ступни были нежно розового цвета, такими они бывают только у новорождённого ребёнка.
Прожил  отец  на земле   90 лет.
 Живя  более двадцати лет в полной слепоте. До последнего дня  был в здравом уме и твёрдой памяти.
Думаю, что именно его доброжелательность, была  своего рода  противоядием от себялюбия.
Ведь в действительности от того, как мы относимся к людям, зависит мир, покой в нашей душе, и здоровье нашего сердца.
 По воле Божьей и доброте  своего  сердца  отец  принимал всех людей, которые  ехали и шли  к нему отовсюду.
Кто за советом, кто лечиться, кто просто пообщаться.
Прощаясь, с людьми всем  желал любви, здоровья душе и телу. Всем  уходящим  в ладони сыпал сосательные конфеты.
 Были и такие, кто не желал принять и  понять сказанное отцом, или просто не  могли услышать то, о чём он им говорил.
Тогда отец смиренно опускал голову и  тихонько молился за этого
человека. Желая ему терпения и вразумления.
 Иногда отец  рассказывал как в его далёком детстве в доме, где он жил и теперь. На  праздники  собирались домовитые хозяева, те на плечах, которых держались хозяйства  таких сёл как Покровка, Спасское, Пушкино. За беседами они, делились опытом работы.
 Ответы на все самые сложные вопросы искали и находили в вечной книге Библии.
 С большим  уважением младшие по возрасту относились к наставлениям старших.
Такие встречи несли удовлетворение всем присутствующим.
Отец печалился о том, что люди разленились, теряют связь с Создателем жизни, оправдывают  свои плохие поступки.
«Пропадёт земля эта в вечности, как и человек, без  веры и доброй памяти исчезает в никуда.
Немножко стоит почитать историю,  чтобы явно увидеть, как разваливались огромные империи,  с утратой идей веры и  нравственности»
Так отец беседовал  с  теми, кто хоть как-то мог изменить ситуацию в селе к лучшему. Все эти разговоры велись отцом из-за любви к сельчанам к  земле  взрастившей много  хороших  людей.
 Встречи РУКОВОДСТВА села и беседы с игуменом Агафодором настоятелем Атбасарского храма во имя Сергия Радонежского привели к  решению:- подать прошение об открытии прихода в селе.
Через определённое время документы были утверждены и подписаны Архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием.
 Брата Петра, сельчане выбрали старостой прихода.
 Руководство села  долго думало, но так и  не смогли найти места, где будут проходить церковные службы.
На что отец  сказал:
«Всё в  мире повторяется. Чувство веры и чести  гаснет там, где началась погоня за обогащением».
И так же как когда-то, в  его  далёком детстве,  Церковь  вернулась в дом отца. В его стенах вновь зазвучали  общие молитвы, зажглись лампады. В двух чашах с песком,  изливая  воск сгорали за  людские  грехи, свечи.
 Приход, был освящён в честь Святого мученика Василиска Команского.  Который жил в 305году) Команы – это  место  высоко в горах Закавказья, в Абхазии. Там находится  православный мужской монастырь, в том монастыре служил  Святой Иоанн Златоуст.
Рядом с монастырем часовня мученика Василиска, память которого Церковь совершает 4 июня.  Местные жители - горцы, отмечают этот день как ДЕНЬ СЕМЬИ.
В нашем селе первым служителем прихода  был иерей Сергий (Чибасов). Можно принять как простое совпадение то, что престольный праздник в честь Святого Василиска совпадал с днём рождения, батюшки Сергия  4 июня
 Отец Сергий был высокообразованным молодым человеком  с  дипломами, Курганского сельхоз института и  Тобольской духовной семинарии. Сельчанам сразу понравился красивый, синеокий батюшка  с  добрым, спокойным  взглядом. 
Для каждого находил он нужное  слово поддержки. Очень  доходчиво  поясняя, что все болезни тела, состоят в прямой связи с болезнью души.
Это мнение, разделяют и  учёные.
Источник  нашего тела - духовный.
 Здоровая душа защищает тело, но стоит ей поколебаться в связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть, тот час в ваше тело врываются разрушительные силы.
 Иисус, исцеляя людей, говорил:
«Прощаются тебе грехи твои».
Сельчане стали исповедоваться, причащаться.
  В небольшом доме родителей было тесно, но никто не был в обиде. 
Многие приняли Крещение в доме  отца.
 Кто то впервые поставил свечу и возможно  впервые задумался о лабиринтах своих  жизненных путей- дорог.
По прошествии года,  один из  пустующих домов, был  переоформлен  под православный приход. Где и сейчас проходят  церковные службы.
Мы, четверо его детей, словно по  задуманному  отцом плану, сделали всё то, о чем он  мечтал.
  Брат Пётр  закончив  сельхоз. институт работал в родном селе зоотехником. Как и отец.
С сыном родители  прожили   до конца своих дней.
  Сестра Надя  и я, освоили профессию  бухгалтера, много потрудились во благо великой страны.
Сестра Надежда с мужем  Александром Ремуальдовичем  десять лет бороздили моря - океаны.
Работая в Балтийском торговом пароходстве, они не раз пересекали тёплый Экватор.
 Рассказывали о летающих рыбах и сказочно красивых странах.
  Младшая сестра Анна стала ученым биологом, всю  свою жизнь посвятила изучению природы казахстанских степей. Объектами  исследований  были растения и микроорганизмы.
Ею написаны несколько учебных пособий, по которым занимаются студенты, опубликовано более 100 научных статей по проблемам  охраны   природы и рационального использования почвы
Муж сестры Анны, Сергей  известный ученый-биолог, занимается проблемами биотехнологии, по долгу службы много путешествует по миру.
 Часто  с отцом они беседовали о  проблемах  развития животноводства в стране и мире. Говорили о жизни в  тех странах, где отец побывал в молодые годы, о   политике. О важнейших принципах, на которых основывается жизнь человека.  Честности, порядочности, о доброте, любви.
. Отец  был  доволен  хорошими, тёплыми встречами и беседами.
Мне довелось написать и выпустить три книги рассказов.
О людях живущих на прекрасных просторах  земли.
 Вот так  Божьей милостью,  мечты отца  воплотились в жизнь .Сбываясь в делах его детей.
  Отец  любил этот мир,землю. Любил людей, детей, внуков, правнуков. Рад был  каждому кто приезжал и приходил к нему.
 Он  говорил о том, как важно нам  понять, что все мы,  находимся на одном пути. И цель у всех нас одна, освобождение и слияние с вездесущим Богом. А достичь этого блаженного состояния можно лишь только через любовь, терпение, смирение к этому неповторимому миру. 
  Если  в моей жизни что-то идёт не так. Мысленно я  поднимаюсь на свою заветную сопку. В поисках совета и понимания.
Память тут же возвращает меня к моему безоблачному детству.
К тёплым ладоням отца.
. И я всегда нахожу  то, чего мне не достаёт.
 Ответы приходят в спокойствии, верности и правдивости  от самой матушки природы, от Отца нашего небесного.