Страдания

Какабадзе Манана
 В основе типологии необрядовых песен может лежать форма исполнения. существуют песни, исполняемые только голосом, их можно разделить на протяжные (грустные) и “частые”, носящие, как правило, весёлый, шутливый характер. Именно из них, видимо, вырастает частушка — гораздо более поздний жанр русского фольклора.
    Протяжные одноголосные песни (страдания) — о семейных несчастьях: в женских рассказывается об обидах, побоях, несправедливостях со стороны мужа и (особенно! ) его родни, этим они похожи на свадебные; несчастливы в подобных песнях и мужья.


                ***
«Скажи мне, милка ненаглядная, отчего ты не нарядная?».
«А я забаву провожала, и далеко отправляла –
            на тебе теперь форма парадная.
Да провожала все концы, сосчитала все кусты…
Что ж глаза твои, милый, для меня – пусты?».
 
                ***      
 
Я кидалась, я бросалась к милому на кровать:
«Спишь ли ты, мой милый, иль стал хворать?
           Ты сумел, любимый, в миг всё оборвать» …
«А я к тебе, моя родная, за семь верст ходил,
 Я ж тебя, моя отрада, как умел – любил» ….
 
                ***               
 
К чему было сердце вынуть, полюбить – и покинуть?
Для чего мою жизнь как ведро опрокинуть,
           для землицы сырой меня – отодвинуть…
К речке с горочки спущусь, на мосточке примощусь…
У берёзки повздыхаю, и одна домой вернусь.

                ***