1 В гостях у Бабы Яги

Аркадий Кузнецов 2
      Путешествие первое
В гостях у Бабы Яги


– Слушай, Ванька, а что это у нас за предмет такой в ком-
плексе дополнительного образования: «Введение в историю»?
– Это, наверное, будут какую-нибудь инструкцию читать
о том, что такое история.
– Но для этого достаточно одного урока!
– Леш, Сергей Сергеевич пришел!
Сергей Сергеевич положил на стол какие-то бумаги и книги
и сказал:
– Сегодня у нас первое занятие по предмету третьего класса
«Введение в историю». Всякое название должно иметь свой
смысл для вас, ребята. И прежде всего мы выясним, что такое
история. Попробуй предположить, Ваня.
– Это – прошлое. Древняя история, история России...
– Да, это прошлое – и далекое, и недавнее. Но это еще и осо-
бая наука.
– Я знаю, какие бывают науки, – сказала Даша: – физика,
химия, ботаника, математика...
– ...русский язык, английский... – обрадованно продолжил
Алеша.
– Нет, Алеша, языки – это не науки, а учебные предметы, –
поправил Сергей Сергеевич. Наука всегда что-то изучает. Исто-
рия изучает прошлое человечества. А вот представьте себе:
ученый что-нибудь сам придумал про далекое прошлое. Это
будет история?
– Нет, конечно, – отозвалась Настя. – Это будут только вы-
думки, а история – только правда.
– Но эту правду нужно узнать. А как ее узнаешь, если то,
что тебя интересует, происходило много времени назад? Для
этого ученые-историки обращаются к историческим источни-
кам. Вы знаете, что означает слово «источник»?
– Это родник, из которого течет река, – ответила Даша.
– Правильно. А в переносном смысле источник – это все, из
чего что-либо проистекает. Например, книга – источник зна-
ний. А исторический источник – это все, что нам рассказывает
об истории.
– Так кто же и что нам будет о ней рассказывать? – вставил
Алеша.
– Есть целая страна. Страна исторических источников.
И мы туда сейчас отправимся.
– Как – отправимся? Мы же на занятии! – воскликнули ребята.
– А вы закройте глаза и произнесите со мною слова:
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
* * *
– Итак, ребята, мы попали в страну, где наверняка встретим
многих свидетелей прошлого. Мы оказались в той ее части, где
живут устные источники, – в области устного народного творче-
ства, или, как говорят, используя немецкое слово, фольклора.
– А почему немецкое? – проявил любознательность Ваня.
– Именно в Германии двести лет назад появились первые
исследователи народных сказок, баллад, преданий, песен.
Двух из них вы знаете – это братья Гримм.
– Так, значит, мы попали в сказку? Вот здорово! – обрадова-
лась Настя.
Ребята и Сергей Сергеевич зашагали по извилистой дорож-
ке среди степных трав. Впереди показался огромный белый
камень.
– Там что-то написано! – заметил Алеша.
Дети прочитали:
Прямо пойдешь – в сказку придешь,
Направо пойдешь – пословицу найдешь,
Налево пойдешь – песню споешь.
– Ну что, витязи на распутье? Какую дорогу выберете? –
усмехнулся Сергей Сергеевич.
– Я хочу в сказку, – сказал Ваня. – Леша, пойдем со мной!
– И я хочу в сказку! – попросилась Настя.
– Ребята, давайте сделаем лучше. Разделитесь. Пусть маль-
чики пойдут в сказку, а девочки – по другим дорогам. Потом
встретитесь и расскажете друг другу, что видели и чему научились.
– Давайте я пойду песни петь! – решила Настя.
– Хорошо, пословицы – это тоже интересно, – сказала
Даша.
* * *
Ваня и Алеша пошли по дороге, ведущей прямо. Вскоре они
вступили в густой лес.
– Путники! – раздался неведомый голос, от которого ребята
вздрогнули. – Вы вошли в Сказочный лес. Здесь живут древ-
нейшие и самые почтенные персонажи сказок – лешие, ведь-
мы, русалки, гномы, феи, сильфиды, сказочные звери! Будьте
осторожны и осмотрительны! Не забудьте посетить избушку на
курьих ножках!
– Даже страшновато... – проговорил Алеша. – Только я не
пойму одного: что мы узнаем об истории от лешего и русалки?
– Наверно, многое узнаем, – ответил Ваня. – Идем дальше,
вон там что-то виднеется.
«Что-то» оказалось избушкой на курьих ножках, окружен-
ной частоколом. Ребята остановились на поляне в нерешитель-
ности.
– Интересно все-таки узнать, как живет Баба Яга. Узнаем,
на месте ли она. Есть кто-нибудь в избушке? – крикнул Але-
ша.
– Стой, не так! – прервал его Ваня. – Ты забыл, что должен
сказать любой сказочный герой перед избушкой Бабы Яги.
– Кажется: «Сезам, откройся!»
– Да что ты! Избушка, избушка, стань ко мне передом, к
лесу задом!
Избушка развернулась к ребятам передом.
Скрипнула и растворилась почерневшая от времени дверь,
из нее высунулась сама Баба Яга.
– Кхе, кхе! Долго же ко мне никто не приходил! А сейчас
чую – русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал? От-
вечайте!
– Я – Ваня, а это – Алеша.
– Ваня? Иван-царевич, что ли? А-хм, как давно это было.
– Нет, не царевич!
– Тогда ты Иванушка-дурачок! Хоть и дурачок, да все в моей
избушке прибрал, и какой обходительный! Заходи, Иванушка,
дорогим гостем у меня будешь!
– Я и не Иван-царевич и не Иванушка-дурачок.
– А кто ты?
– Просто Ваня. Ваня Смирнов.
– Значит, я тебя не знаю. Что тебе нужно? Говори, а не то
уходи подобру-поздорову!
– Ванечка, пойдем отсюда! – попросил Алеша. – Не надо со
старушенцией связываться.
– Подожди, я сейчас вспомню... Бабушка, впусти нас в из-
бушку, баньку для нас истопи, причеши, посади за стол!
– Так бы сразу и сказали. Заходите, добры молодцы!
...Умытые и причесанные Ягой мальчики увидели перед со-
бой грубо сколоченный стол.
– Садитесь, гости, за столы дубовые. Вот яблоки наливные,
вот пироги медовые. Кисельку отведайте!
– Ой, вкуснятина! Давай попробуем! – предложил Алеша.
– Нет, что ты, Лешка! Нельзя есть то, что ест Баба Яга! Спа-
сибо, бабушка, но мы не будем есть твою еду!
– Какой ты разумный, Иванушка! Все сделал правильно и
друга выручил! Теперь я готова вам помочь, гостюшки. Хоти-
те – скажу, где смерть Кощеева. А хотите – открою, какое есть
приворотное зелье от Змея Горыныча...
– Нет, бабушка, – ответил Ваня. – Нам не надо биться ни со
Змеем, ни с Кощеем. Скажите нам только, какое отношение вы
имеете к историческим источникам?
– Это я с удовольствием! Во-первых, вы сами, ребята, повто-
рили древний языческий обычай.
– Какой обычай, бабушка?
– Обычай общения с духом умершего сородича. Я ведь от та-
ких духов веду свою родословную.
Леша не вытерпел:
– Бабушка, а почему у тебя костяная нога?
– Не путай сказки! – заметил ему Ваня, но Баба Яга совсем
не обиделась.
– А потому и костяная нога, что я как бы мертва. И избушка
моя – это как бы гроб, какие у древних славян стояли в лесу,
далеко от жилья людского.
– Фу ты! – буркнул Алеша.
– Но если уважить меня, Бабу Ягу, я помогать людям стану.
Вначале надо произнести волшебные слова-заклинания.
– Понятно! «Избушка, избушка, стань ко мне передом, к
лесу задом!» – воскликнул Ваня.
– Потом обратиться ко мне с просьбой. И, наконец, не есть
мою пищу – не должны живые есть пищу мертвых. А то, что я
сама вам предлагала, – так это я вас испытывала. И Ягой меня
зовут не просто так. Яга – это волшебник, чародей по-древнему.
У меня есть тезки в Индии – это...
– Йоги? – спросил Ваня.
– Они самые. Это одного корня имена. По небу я летаю по-
тому, что дух предка носится в воздухе. А помелом я как бы
землю очищаю.
В это время в лесу раздался пронзительный свист. Поднял-
ся сильный ветер.
Баба Яга высунулась наружу.
– Эй, Соловей, прекрати буянить! Гости у меня! – Она вновь
повернулась к мальчикам. – С этим Соловьем-Разбойником
одни недоразумения. Когда-то, тысячу лет назад, соловьями
на Руси называли степных кочевников, красивших волосы в
желтый – соловый цвет. Соловей-Разбойник был степняком,
совершавшим военные набеги на пограничные земли. А потом
он прыгнул на дерево и стал обычным разбойником с большой
дороги.
– Ничего себе обычным – такой свист! – заметил Ваня. –
А откуда произошли другие ваши знакомые – Змей Горыныч,
например?
– Змея тоже была символом степняков – врагов Руси. Много
голов у Змея – значит, несметна и сила. Ох, трудно было биться
с тысячными ордами – отсюда и могущество Горыныча. А Го-
рыныч он по имени Горына – был такой хан. Это в одиннадца-
том, кажись, веке. А вот еще Кощей оттуда же пришел. Ко-
щей – и есть кочевник. Это потом он себе дворец приобрел и
сундуки с золотом.
– А еще кто живет в твоем лесу, бабушка?
– Да много кто еще живет! Например, Лиса Патрикеевна...
– Она что, тоже историческая? – удивился Алеша.
– Еще какая историческая!
Патрикей – это был такой глава новгородцев – посадник, че-
ловек расчетливый и хитрый. Вот и стали хитрую лисоньку его
отчеством величать. Да ведь она и волка серого проведет, и са-
мого медведя обхитрит. Так и хитрые горожане в далекие вре-
мена и княжеских чиновников могли обдурить, и над бояри-
ном посмеяться.
Тут у нас много интересного в сказочном крае. Есть за лесом
тридевятое царство, где живут цари да царевичи. Ко мне толь-
ко младшие царевичи заходили всегда. Так и было в старину –
старшим детям шло все наследство, а младшие скитались по
свету и сами себе счастья искали.
– А море тут у вас есть? – допытывался Ваня.
– А как же! Посреди окиян-моря синего есть остров Буян. Там
стоит дуб зеленый, под ним бык печеный... А говорят, такой
остров – Буян или Руян – был на пути русских бусов-кораблей к
земле немецкой. Вот и в сказках дальний остров называют
Буян.
– Спасибо, вам, бабушка! – поднялся с лавки Ваня. – Я бы
еще хотел вас послушать, но нас ждет учитель. Мы должны
ему рассказать, что узнали.
– Добрый путь вам, молодцы! – сказала на прощание Баба
Яга. – Приходите когда-нибудь еще! А то мне очень скучно –
мало кто ко мне с таким умом приходит!
– Умными нам еще предстоит стать, – ответил Ваня. – Ведь
страна ваша велика, а нам еще многое надо увидеть.
Ребята быстро добрались обратно до камня – ведь теперь
в лесу перед ними расступались деревья.
– Нам вот как трудно было! – заметил Леша. – То ли дело
девчонкам – одна песни распевает, другая пословицы собирает.
* * *
А в это время Даша, идя направо, добралась до удивитель-
ного городка с домиками разных размеров. Она подошла к сто-
рожевой башенке. Какой-то человечек в кафтане стоял на смо-
тровой площадке.
– Скажите, кто вы? – спросила Даша. – Мне нужно найти
пословицы.
– А я и есть пословица! «По одежке встречают, по уму про-
вожают!» – Зачем к нам пришла, красавица?
– Я хочу выяснить, как пословицы рассказывают о далеком
прошлом.
– Вот, девочка, дома. В них живет много пословиц. Вон в том
домике мастерства работает пословица «Семь раз отмерь, один
отрежь».
– А почему семь раз?
– Семь – вообще число священное. Издавна люди заметили:
на небе семь движущихся относительно звезд светил – Солнце,
Луна и пять планет. А на лице семь отверстий.
– Два глаза, два уха, рот и две ноздри – семь, – сосчитала
Даша.
– А еще семь дней в неделе. Правда, этим занимается Хра-
нитель времени в области хронологии. Вот в старину семь раз и
смотрели, перед тем как что-либо сделать.
– А что это за человек на улице? Подходит к другому и без
умолку болтает.
– Это пословица «Язык до Киева доведет». У нее в доме есть
даже карта воображаемых странствий. Ведь похожие послови-
цы издавна существовали у разных народов. Например, грече-
ская звучит так: «Болтливый человек доведет до Стамбула».
Стамбул был когда-то столицей Турецкой империи, в которой
жило много греков, а Киев – столицей Руси.
– Значит, эта пословица появилась во времена Киевской Руси!
А можно я послушаю, о чем этот болтливый человек беседует
с каким-то старичком в шапочке и с гусиным пером в руках?
– Конечно, можно, я дозволяю.
Даша приблизилась к перекрестку, где слышался спор.
– Как не понять, что на меня зря наговаривают! – кипятил-
ся любитель поболтать. – Ведь не в укор мне сказано: «Язык до
Киева доведет»! Язык действительно может многое! Узнал до-
рогу, глядишь – и далеко пойдешь! Вот о чем моя пословица.
– Что же, все возможно, – рассудительно отвечал старичок
с пером. – Когда-то говорили: «Что написано пером, не выру-
бишь и топором», – имея в виду мое соперничество с мастером-
плотником. Топором можно было в те времена и избу срубить,
и церковь, и целый дворец деревянный, да куда удивительнее
то, что могу написать я пером на свите пергамента! И просве-
тить могу, и взволновать, и плакать заставить, и смеяться! Пи-
саное слово может все!
– А теперь считают, что то, что вы пишете, просто нельзя
уничтожить и топором!
– М-да, нас, пословиц, можно понимать по-разному.
Тут Даша заметила, что по городку то и дело ходят какие-то
странные человечки. Прямо навстречу ей шел, прихрамывая,
какой-то солдат, одетый явно в иностранный мундир.
– Скажите, что с вами? – спросила его Даша.
– Пропал! Пропал, как швед под Полтавой! – выпалил чело-
век с акцентом; – А потчему фы меня не гоните?
– А почему вас нужно гнать?
– Так федь меня за фсе гоняут! Я фсем приношу несчастье!
Я намьекаю каздому на то, его дела бюдут очьень плохи! Как
у император Карл под Полтавой!
Даша на всякий случай поспешила от него прочь. Тут ей по-
встречались еще двое: человек в красивой длиннополой одежде
с длинными рукавами и плечистый добрый молодец в простой
рубахе с засученными рукавами.
– Здравствуйте! А почему вы ходите от дома к дому?
– Мы братья. Вот он богатый, а я живу просто, – ответил
тот, что был с засученными рукавами.
– Мы предлагаем всем работу и беремся за нее оба, – сказал
его брат.
– Да только он-то вот работает не шибко хорошо, боится
платье
испачкать. Вот про него и говорят: «Работает спустя ру-
кава».
А мне нечего жалеть, я ко всему привычен. Про меня гово-
рят: «Работает засучив рукава». Всё споро делаю: кому воды
натаскаю, кому крышу починю, кому сарай построю. А брат в
это время успевает лишь отверстия кое-где вырезать или клей-
мо сделать.
– Как интересно! – воскликнула Даша и вернулась к сторо-
жевой башне.
– Почему некоторые пословицы нигде не живут, а только хо-
дят по улице? – задала она вопрос сторожу.
– Это не пословицы, а поговорки! – ответил человек в кафта-
не. – Поговорка не может иметь свой дом, потому что она не
имеет законченного смысла. Вот поговорки и прибавляются то
к одному, то к другому случаю.
– Какой интересный у вас городок! Но я не могу здесь очень
долго находиться, меня ждут ребята. До свидания!
– Добрый путь тебе, девочка! Тебя, я вижу, можно хорошо
по уму проводить!
* * *
Настя шла по ровной широкой дороге и долгое время видела
вокруг лишь луга и поля. Наконец показался указатель:

«Песенная поляна».
Навстречу выбежала группа каких-то детей в рубашках
и платьицах, расшитых солнышками, петушками и цветами,
и весело заплясала вокруг Насти с песней:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Птички летят,
Колокольчики звенят!
– А как это я буду гореть? Я же Настя, а не лампочка! – оби-
делась девочка.
– Эво! А ты в горелки играть не умеешь? – подскочил один
мальчишка.
– Не очень...
– И песенку эту не слышала?
– Нет, песенку слышала. Мне ее бабушка когда-то пела.
А кто там горит?
– Это песенка-потешка, – сказал другой мальчик. – Мы тут
все потешки. Когда-то наши родители были игровыми песня-
ми, посвященными языческим божествам. Особенно часто
древние славяне прославляли солнце. Вот и призывали его:
«Гори, гори ясно!» или «Выйди, солнышко, колоколнышко!»
А потом появились мы, потешки, которые стали петь дети во
время игры. Вот нас зовут Савка и Гришка. Савка и Гришка
сделали дуду!
Настя вспомнила:
– А я еще знаю потешку!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи!
Только вот что значит: «Дам тебе гущи»? Это как же можно
человеку сделать гуще дождь?
– A это вовсе не то означает, – стали объяснять Савка и
Гришка. – Дам гущи – это «дам покушать дождику»...
– Дождику покушать? Вот уж не потешка, а потеха!
– Когда-то божеству дождя подносили в дар какую-либо
пищу. Может быть, кашицу – вот тебе и гуща. А еще тогда счи-
тали, что животные могут людям помогать. Вот и пели, обра-
щаясь к зайцу, медведю, лисоньке. С зайцем, девочка, даже
жениха на свадьбе сравнивали.
– А я знаю, – ответила Настя, – что еще во времена Пушкина
встреча с зайцем, перебегающим дорогу, считалась дур-
ной приметой. Правда, сейчас больше считают, что плохо, ког-
да кошка дорогу переходит.
– И кошку, и кота особенно привечали, – заметил Савка.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток!
Кот хозяином в доме считался. И петух почитался – он же
солнце призывает!
– Понятно! – догадалась Настя. – Понятно, почему в сказке
лиса призывает петушка:
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Дам тебе кашки
В серебряной ложке!
Значит, петушка кормили, как божество?
– Верно! – согласились Савка и Гришка. – А хочешь, мы тебе
покажем всю нашу поляну? Тут еще очень много народных песен!
– Конечно!
И Настя отправилась с мальчиками на другой конец поля-
ны. Там затягивал песню хоровод, увитый лентами.
Виноград в саду цветет,
А ягодка, а ягодка поспевает!
– Это наши ближайшие родственники – обрядовые песни.
Перед тобой – свадебный хоровод. В старину жениха и невесту
осыпали зернами, а называли ягодами.
Виноград – сударь Ванюшка,
А ягодка, а ягодка – свет Марьюшка.
– Но в нашем краю виноград не растет, – заметила Настя.
– Так виноградом в песне крыжовник называли. А еще на
святки осыпали все кругом сушеными ягодами крыжовника и
пели: «Виноградие красно-зеленое! Овсень – таусень...»
– А это еще что за «таусень»?
– Это был такой бог изобилия у финских племен – Таунсяй.
У славян на него был похож Даждьбог.
– Опять боги! Чудно!
– И на каждый праздник в народе сохранялись обрядовые
песни: колядки – на Рождество, веснянки, песни на Ивана Ку-
палу...
– А что это за лесорубы у вас такие? Рубят деревья и тоже
поют.
Действительно, несколько крепких мужчин подсекали дере-
вья и пели:
Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву!
– Это трудовые песни, – ответил Насте Гриша. – Они у нас
самые работники. Лес рубят, избу строят, поле пашут – и поют
о том, что делают. А вот по полю идет старейшая трудовая пес-
ня на Руси. Одна группа поет:
А мы просо сеяли, сеяли!
А другая отвечает:
А мы просо вытопчем, вытопчем!
– А какие еще песни есть у вас? – поинтересовалась Настя.
– Исторические. Это когда какое-то историческое событие
попало в песню. Можешь посмотреть.
По полю маршировали солдаты в киверах с лихой песней:
Как заплакала Россиюшка от француза.
«Ай, вы, вставайте, мои деточки, утром поранее,
Вы умывайтесь, мои деточки, побелее,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинца-пороха не жалейте,
Вы своего же французика наблюдайте!»
– Я знаю! Это про войну с Наполеоном песня, – сказала
мальчикам Настя.
– Тут и про Петра Первого можно песню услышать, и про
Суворова, и про крейсер «Варяг», – сказал Гришка. – Многие
события из истории России оставили свой след в песнях.
– И еще много разных песен здесь гуляет, обо всех не расска-
жешь! – заметил Савка. – А тебе, Настя, мы на память гостин-
цев дадим. Эй, Сенька-везенька! Дай гостье яблок да пряников!
Да коврижек еще сладких!
– Спасибо вам! Я и других ребят угощу, которые пошли по
разным дорожкам в вашем краю!
* * *
Ребята сидели у камня на развилке дорог, угощались тем,
что принесла Настя, и рассказывали друг другу, что видели.
– Мы столько сегодня узнали! А еще что-нибудь есть в стра-
не исторических источников в области народного творчества? –
спросил Леша Сергея Сергеевича.
– Есть, и немало. И Лукоморье, и разные народные фантазии
тридевятого царства, и ярмарка фольклора, на которой разные
народы обмениваются сюжетами сказок и легенд. А дальше все-
го отсюда – место, где живут мифы о богах и героях.
– Мифы Древней Греции? – спросила Даша.
– Разные мифы – и Греции, и Египта, и Индии, и еще леген-
ды, баллады, былины... Может быть, мы еще когда-нибудь вер-
немся сюда, а сейчас пора прощаться на время с этой удиви-
тельной страной. Здесь, как у Пушкина:
Стоит дворец многоколонный,
Богиня Клио в зданье том.
Историк, словно кот ученый,
Страну исследует кругом:
Идет направо – песнь находит,
Налево – сказку объяснит.
Здесь чудеса, здесь мифы бродят,
Здесь древность сквозь раскоп глядит.
Здесь казначей века считает
Над златом разным и сребром.
Здесь на турнире побеждает
Лишь рыцарь с правильным гербом.
Здесь на неведомых пригорках
Найдешь конька, что в три вершка.
Ворота здесь на прочных створках
Хранят печати сквозь века.
В салоне здесь о модах тужат,
А вещи людям верно служат.
Здесь время над своей косой
Идет-бежит само собой.
И я тут был, ходил, бродил,
И вам сюда я путь открыл.
– Что вы говорите? Повторите, пожалуйста! Что за богиня?
Какие ворота? – наперебой заговорили ребята:
– Всему свое время, – улыбнулся Сергей Сергеевич. – А пока
повторяйте:
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные!
И все вновь оказались в классе.
– Надо же, как будто ничего и не было! – протянул потря-
сенный Алеша.
Сергей Сергеевич усмехнулся.
– Нет, ребята, то, что вы видели, присутствует и в нашей
обычной жизни: и сказочные приметы, и пословицы, и песни.
И по ним мы изучаем наше прошлое.
– А мы еще попадем в Страну исторических источников? –
поинтересовалась Даша.
– Конечно. Через две недели! На следующем занятии.