Новороссия в моем сердце. Железо

Александр Барковъ
ЖЕЛЕЗО
       29 сентября 2014 г. Град закончил  дела в  дивизионе и уехал от них. В Москву. В Москве сидит уже пол– Донбасса, чего до сих пор не организовали правительство в изгнании?  Бородай и Стрелков  здесь...
29 сентября утащил Град в Москву и меня, пообещав мне выдать на дорогу 4000 рублей. Денег на обратный проезд не было.
     Рано утром Град заехал за мной на квартиру на ул.Щорса, 70. Мы  выехали из Донецка, проехали через Шахтерск, Снежное. На блокпостах  нас приветствовали радостные ополченцы. Множество подбитых БТР и танков стояли вдоль асфальтовой полосы  на обочинах. Желтые осенние листья покрывали ржавые остовы грозных когда- то машин, которые  напоминали о жестоких боях двухмесячной давности.
За рулем Жиглёнка сидел Игорь, справа от него молодой ополченец  дивизиона градов, а сзади располагался я с видеокамерой и еще один боец., Когда мы подъезжали к очередному блокпосту ополчения, Игорь вдруг стал материться на Малого, который высунул в окно машины ствол автомата:
– Ты,что?! Играешь с огнем! Нас могут из–за тебя без всякого разбора подстрелить наши!
Возле пограничного поста Успенское была большая очередь машин, на три километра.  Мы остановились в конце колонны, вышли из жигуленка.    Град был в зелёной пятнистой форме, и в сером пластиковом солдатском шлеме. Он снял  снаряжение.  Заключил в объятия  провожавших бойцов. Отдал разгрузку,  гранаты, и  как  оказалось потом, забыл в ней, все свои  мобильные телефоны – их было пять штук.
Видимо, с оружием что– то теряет человек.
Я  смотрел  скептически, потому что переходил границы неоднократно, а он, видимо, в первый раз.
  Подошли к одной иномарке, которая стояла в конце трехкилометровой очереди.
Игорь сказал, как командир:
–  Ну чо, с ополченскими пропусками вас пропустят сразу. Добросьте нас до российской границы!
 Доехали до границы с ветерком. Конечно, их никто не пропустил, потому что порядок был.   
На пограничном пункте со стороны ДНР стояли, расхаживали  и сидели на стульях ополченцы в разномастных камуфляжных формах с оружием. Таможенного контроля у ополченцев не было. Рядом размещалась на обочине  зенитная установка ЗУ-23- 2. Около пограничного поста  на поле была разброшена тут и там прогоревшая украинская техника: танки Т– 64, БТР.  Мы осмотрели одну  укр  подбитую самоходную установку с длинным стволом САУ или МСТА. 
        И после осмотра подошли к КПП и увидели, как наваждение, российских пограничников, в незапачканной зеленой форме, со строгими голубыми глазами. Появился капитан,  строго на нас посмотрел и спросил:
 – Ополченцы?
Игорь сказал:
–  «Да, ополченцы, вот, прибыли..». И чуть не добавил: в ваше распоряжение. Осекся:
– Как нам проходить границу?
 Капитан прищурился из-под козырька зелёной фуражки  и сурово проговорил:
–  Если что у вас там есть, то лучше здесь выгружайте, иначе на границе будете проходить рентгеновский контроль и если какое - то железо (подчеркнул слово «железо») будет обнаружено, то будет ужасно плохо. Короче говоря, будет ужасный скандал со всеми вытекающими последствиями...
Я вспомнил, что в кармане моей сумки  было именно «железо». Среди многочисленных осколков от «градов», мин, снарядов разных калибров, которые я собирал и бережно хранил, находилась черную граната Ф- 6 – «лимонка». Причем, корпус был полностью цел, но порох с зарядом  выгорел. Я взял её с брони сгоревшего нашего БТРа  в  Моспино.
       Пограничник ещё раз напомнил о «железе» –  я полез в сумку.
Граната была завернута в газету, я начал разворачивать, потом достал, офицер глянул, как будто его сейчас буду подрывать, и завопил:
 – «Что это?!»
Я застонал:
– Это граната,  подобрал для истории...
– «Немедленно уничтожить!»
Я стал уговаривать:
– Она не  взорвётся, граната –  выжжена.
Капитан аж затопал:
–  Никаких этих!..Гранат!
Тогда Град взял  Ф- 6, она  была в заусенцах, обожженная, колючая, размахнулся и выкинул за ограду.
Почему  капитан не залег? Град ее далеко закинул и  повернулся к нам: один из заусенцев гранаты рассек ему палец. Первая его рана на войне...
Капитан:
– Больше ничего нет?!
 –  Нет... Кроме осколков»...
Он рассмотрел  осколки снарядов, они действительно были безобидными.
И  сказал, переводя дух, перекрестившись..:
– Ну идите...
 А у Града так ничего и не посмотрел. Когда переходили границу, не пошли к  рентгеновскому аппарату. Мимо прошли молча.
 Игорь, когда уже подошли к авто, которая ждала нас, отвозила до Ростова, сказал:
– «Ну, могли и пулемет пронести... Зря я его отдал...»

Александр Барковъ, военкор.