Кубинская картошка

Геннадий Мартемьянов
В советской социалистической системе было много чего хорошего, что показывало её преимущество. Но и свершались глупости,не имевшие никакой логики и здравого смысла. Последнее было показушным и совершалось во имя какого-нибудь рапорта "наверх" об очередной победе, или чтобы показать народу как успешны наши дела.
Основным предметом экспорта с Кубы в Союз в 80-е годы был кубинский тростниковый сахар. Его везли прямо навалом в трюмах, а льяла были наполнены сахарной патокой и её откатывали за борт. Чтобы разнообразить и увеличить кубинский экспорт в недрах то-ли Торгпредства на Кубе, то-ли Минвнешторга родилась идея выращивать на Кубе картошку и завозить её в Союз.Выращивание картофеля на Кубе не было приоритетной отраслью сельского хозяйства. Но раз надо для развития торговых отношений - сделаем!
В то время - это 1984 год - я работал капитаном на судне типа "Ро-Ро", что значит сокращённое с английского "Ролл он - Ролл офф"т.е. накатываться - выкатываться.
Всё,что было на колёсах или гусеницах - это был наш груз.В одном порту вся техника закатывалась на судно, в другом - выкатывалась. А трюм был как большой ангар ,да ещё с подвесными палубами
В марте 1984 г.мы пришли в Гавану с грузом тракторов.Выгрузка подходила к концу, когда на борт прибыл представитель Союзплодоимпорта и обрадовал меня известием,что Торгпредство подготовило партию картофеля для отправки в Союз. Меня это сильно озадачило и напрягло. ведь судно совершенно не предназначено для таких перевозок.
На всякий случай проштудировал толстенный сборник технических условий морской перевозки картофеля.Судно не подходило по основному критерию: температура в трюме для перевозки картофеля должна быть не выше +4 градуса С  и влажность -68%, иначе продукт пропадёт. Правила разрабатывались учёными Союзморниипроекта и были утверждены Министром Морского флота СССР.У меня же высоченный борт и главная палуба широкая и плоская ,как футбольное поле,под лучами тропического солнца раскаляются как сковородка, босой ногой ступить нельзя, обжигает, у матросов подошвы на ботинках сгорают за несколько месяцев, а в трюме вообще как в микроволновке.
Свои соображения сообщил Торгпредству  и информировал пароходство ,что такая перевозка неприемлема и нарушает приказ Министра МФ, выгрузка заканчивается и я ухожу из Гаваны
Торгпредство разразилось угрозами, что якобы я срываю выполнение важного государственного задания и не понимаю всей важности "текущего момента".
Пароходство же дало "Добро" на отход.
Ночью мы снялись и с попутным ветром раскрутили полные обороты домой.
Во второй половине дня ,когда уже довольно далеко ушли от Гаваны, получаю радио из пароходства: вернуться под погрузку.Делать нечего- Министерство дожало пароходство,меняем курс на обратный.
Пять суток пришлось ждать на рейде, когда будет свободен причал под картошку,ещё трое суток не могли начать погрузку,не было сепарации. За сохранность груза отвечает перевозчик, поэтому я выставил отправителям требование на металлический настил палубы настелить доски.Коэффициент трения по металлу значительно ниже ,чем по дереву, поэтому,чтобы груз не "поехал" на качке, нужен деревянный настил.
Подняли аппарель,чтобы никто не въехал, и ждали пока кубинцы собирали доски по всей Кубе.
Картошку в мешках укладывали в "бурты", как бы отдельными партиями, с каналами между ними для воздушной вентиляции, крепили "карлашингами" - ремнями с самозатягивающимися замками для крепления техники .Для такого груза это горе, а не погрузка,как говорится, "торпедированы" все правила перевозки.
Выяснилось, что картошку везли на погрузку прямо с полей.А по технологии картофель должен пройти лежание в хранилище при соответствующей температуре почти недельный срок, чтобы в клубнях "заснули" биологические процессы.
Порт выгрузки назначили Ленинград.Путь неблизкий, ответственность за груз непосредственно лежит на капитане. Всю дорогу пришлось "гонять" вентиляцию трюмов в полном режиме.А это значит работали все три динамки и повышенный расход дизтоплива.Режим работы вентиляции на вдув и вытяжку менялся в зависимости от времени суток, а это морока для всей вахтенной службы.
Т.к. топлива на обратную дорогу было недостаточно,был запланирован заход на Канарские острова для бункеровки, а это ещё на 3-4 суток удлиняло рейс.
Перед приходом на Канары я брал факсимильные карты прогнозов погоды впереди по маршруту.Карты показали, что на подходе к Ла_Маншу встретимся с атлантическими циклонами и будет ветер до 8 баллов и волна в борт. Бортовая качка мне совсем не нужна,хлипкий крепёж не удержит груз от смещения.Видимо ,придётся штормовать носом на волну. Поэтому для подстраховки взял ещё 30 тн топлива сверх ранее заказанного.
 В Ленинграде с приходом на борт прибыл аж один из замов Министра МФ посмотреть в каком состоянии груз.Картина предстала удручающая. На переходе нижние мешки буртов сочились дурнопахнущей жижей,картошка гнила как положено, в трюм без противогаза лучше не заходить. В связи с гниением бурты постепенно оседали и экипажу приходилось в рейсе регулярно лезть в трюм и обтягивать крепёж.
Итог: одна треть груза пропала,Остатки выгребали бульдозетом как кисельную массу.
Но оценка перевозки от замминистра  была получена -"отлично" Другие довозили только половину груза Оказывается мы были не единственными горе-перевозчиками.
Как потом стало известно Минморфлот  не проявлял энтузиазма в таких картофельнвх перевозках, но рефрижераторного флота нехватало, а звонок Министру МФ из ЦК поставил всё на свои места, хотя и вверх ногами .Гос.заказ - любой ценой!
Кубинская картошка была пущена в розничную торговлю по 50 коп.\кг.При варке она превращалась в желе и была непривычна для нашего вкуса. Наша ядрёная белорусская или рязанская картошка стоила 8 коп.\кг.
Рейс оказался самым убыточным: фрахт - мизер,топлива сожгли немерено,времени потеряли-уйма.Экипаж трудился самоотверженно, премия- "кукиш". А я получил фитиль от начальника пароходства за перерасход инвалюты за избыточный заказ топлива за границей.
Вот такие метаморфозы плановой системы.