Тора источник равноправия

Андрей Дубин
Тора является источником современных принципов равенства. В свое время она, по сути, была революционной книгой, раскрывающей уникальные политические идеи. В древние времена очевидной была идея, согласно которой люди не рождаются равными. Человек получал свой статус при рождении и становился, соответственно, монархом, аристократом, ремесленником или рабом. В сословном обществе каждый человек знал свое место. Аристотель, живший в теоретически демократических Афинах, сказал, что правосудие работает по принципу «равным — равное, неравным — неравное».

Мы с удивлением наблюдаем за тем, как рассказы из Торы, а тем более ее законы, систематически перерабатывают древние нормы и обычаи, описывая социум, лишенный законов иерархии и сословий, наделяя силой гражданское общество.

Рассмотрим в качестве примера законы Торы, касающиеся материальных вопросов. На практике, в других культурах древности земля принадлежала государству или жрецам, а простолюдины были рабами. Согласно Торе, вся земля принадлежит Всевышнему, который передал ее народу Израиля. Любой еврей является владельцем земельного участка (Ваикра/Левит 25), следовательно, у него есть источник дохода — и это первый в истории человечества пример частного землевладения.

Рассмотрим вопрос о долговых обязательствах: в других культурах монарх мог отменить любые долги во время первого года своего царствования — главным образом для поддержания своего политического веса и завоевания народной любви. Вместе с тем, это сказывалось на благосостоянии ростовщиков, которые могли сместить царя с престола. Такая отмена долгов — греческая практика, известная в современном мире как амнистия и филантропия. Древнегреческий историк Плутарх писал, что когда спартанский царь Агис решил объявить об отмене долгов, его противники восприняли этот шаг примерно как поступок Робин Гуда: «Предлагая беднякам собственность богатых людей, раздавая земли и отменяя долги, он [купил] серьезную защиту для себя, но не для граждан Спарты».

Агис действовал по примеру всех правителей того времени. В Торе же схема отмены долгов была следующей: они аннулировались каждые семь лет, и этот закон был не политическим инструментом царя, но законным правом каждого гражданина (Дварим/Второзаконие 15).

Налогообложение по Торе тоже стало своего рода революционным. В иных государствах налоги (десятина) взимались на содержание царского двора и храмов. Но в Торе был приведен новый вид налога, который зажиточные земледельцы платили для того, чтобы поддержать неимущих, и он стал первым в истории человечества сбором, предназначенным для обеспечения социальных нужд (Дварим/Второзаконие 14).

Тем не менее основное отличие законов Торы от общепринятых в те времена норм касалось политической жизни. Вспомним парламентскую систему Великобритании — разделение на Палату лордов и Палату общин. Это было сделано для разделения законодательной власти: две палаты могли принимать решения, устраивающие все слои общества. Самым важным достижением стало то, что англичане поняли: лучший способ достичь разумного баланса — разделять в соответствии с существующей классовой системой. Идея правительства, власть в котором делилась между представителями разных сословий, не нова. В истории подобных примеров немало: правители государств определяли несколько противоборствующих классов и наделяли властными полномочиями каждый из них. Только после принятия Конституции США мы узнали о возможности альтернативной политической системы, в которой не было разделения на сословия, а все граждане государства обладали равными правами.

И только один документ стал предшественником этой революционной политической системы — и это была Тора. Любой гражданин мог быть избран на роль судьи (Дварим/Второзаконие 16). По сути, в Торе не описан сам процесс избрания судей. Сказано лишь одно: вы (т.е. весь народ) должны выбрать судей среди самих себя. Особое значение такая система выборов играла в том случае, если кто-то решал, что царь действует не по закону. Старейшины и судьи, упоминания о которых мы встречаем в Торе (и позднее в Мишне), были самым настоящим народным парламентом, избранным самим народом. Фактически, все они происходили из народа и зарабатывали на жизнь тяжелым физическим трудом или ремеслом. Что касается самого царя, то в Торе сказано, что у народа должен быть правитель — но только в том случае, если народ сам этого хочет (Дварим/Второзаконие 17:14; ср. с Первой книгой пророка Шмуэля 8). До тех пор, пока Давид не был избран царем, на этот пост мог претендовать любой (Дварим/Второзаконие 17). И впоследствии наследование трона практиковалось только в том случае, если какой-либо царь был угоден Б-гу и народу. В Галахе закон действует таким образом и по сей день: будущий царь, потомок Давида, получит право занять престол только в том случае, если сможет сплотить вокруг себя народ (Маймонид, Законы о Царях 11:4-5). Более того, в Торе не указан конкретный орган, ответственный за избрание царя. Как и в случае с судьями, эта задача возлагается на весь народ Израиля. Общество само должно решить, кто достоин встать во главе народа. Всевышний также должен одобрить кандидатуру царя, сообщив об этом через пророка. Тем не менее, по сути, выбор должен сделать народ (как мы видим из истории пророка Шмуэля, помазавшего на царство Шауля).

Мы также наблюдаем эгалитарную революцию рассматривая, как Тора описывает коммуникативные процессы. Мы понимаем, насколько компьютерная грамотность важна для создания равных стартовых возможностей для всех членов общества. Прекрасно, что мы живем в обществе, поощряющем нашу тягу к знаниям. И мы понимаем, почему диктаторские и авторитарные режимы во всем мире препятствуют распространению такого рода грамотности в народе: неграмотным народом управлять проще.

Тора была известна миру задолго до появления Интернета, но у нее было явное преимущество, заключающееся в том, что в свое время она также дала миру нечто новое — алфавит. В других культурах системы письма (как, например, египетские иероглифы) были весьма сложными, требовались годы, чтобы изучить их. Но тот, кто преуспевал в учебе, гарантировал себе обеспеченную жизнь, поскольку его умение в те времена было большой редкостью. В древнеегипетской поэме описана история отца, который убеждает сына пойти в школу писцов, успешное окончание которой послужит пропуском в высшие слои населения. «Ты полюбишь эту учебу больше, чем родную мать», — обещает отец.

Тора же написана алфавитным письмом, выучить которое мог каждый. Она представляет собой первый в Древнем мире пример текста, который предлагался к свободному переписыванию и распространению в народе (Шмот/Исход 24 и Дварим/Второзаконие 31). Тора стремилась к распространению своих текстов среди народа потому, что таким образом евреи получали возможность построить грамотное и сильное общество. Несомненно, на нашу обязанность учить детей заповедям и Торе (Дварим/Второзаконие 6:7) повлиял тот факт, что Тора написана простым для изучения алфавитом. Тора вообще стала первым историческим документом, записанным с помощью алфавита и открытым для распространения в народе.

Тора раскрыла миру поистине революционный на тот момент взгляд на человека и особенно на женщину. В древних художественных произведениях Ближнего Востока женщина упоминается только в том случае, если речь идет об удовлетворении желаний мужчин. Но именно в Торе впервые появляются такие персонажи, как Сара, Ривка, Мириам и Йохевед. Более того, особо отмечены их личные качества: трудолюбие, проницательность, смелость и сильный характер. Впервые в истории восточной литературы женщина вдруг становится человеком.

А что насчет рабства? В Торе действительно существует понятие эвед иври, которое ошибочно переводится как «еврейский раб». В библейских текстах слово «эвед» используется для описания службы высокопоставленного министра царю, и даже службы Моше Рабейну перед Всесильным. Эти взаимоотношения, называемые Торой «эвед иври», — способ помощи должникам отработать свои долги в благоприятных условиях, которые позволили бы им поправить свое положение без того, чтобы запятнать репутацию.

Первосвященниками могли становиться только потомки Аарона. Однако из Торы мы узнаем, насколько статус первосвященника отличается от подобного в других культурах. На Ближнем Востоке ко всем представителям духовенства относились как к элите. В Торе же первосвященники и коэны не были экономически или политически доминирующим классом. У них не было ни привилегий, ни каких-либо поблажек перед общим законом.

По Торе, священники служили народу, а не наоборот. В других культурах священники были богатыми землевладельцами, контролировавшими государственное имущество (см. Берейшит/Бытие 48). Но по Торе коэнам запрещалось владеть землей и получать доход от плодов этой земли. В Торе детально описаны все законы Священного Храма, в церемониях на территории которого простые люди играли самую важную роль. В иных религиях священники считались непогрешимыми, но Тора принимала во внимание человеческую природу и тот факт, что первосвященники тоже могут ошибаться. По сути, Тора приводит только рассказы о том, как Аарон руководил сооружением золотого тельца (Шмот/Исход 23) и о том, как его сыновья Надав и Авиху вошли в ковчег, нарушив тем самым запрет (Ваикра/Левит 10). В этих историях Аарон отнюдь не овеян героическим ореолом.
Следовательно, ни для кого не является сюрпризом то, что, по сути своей, Тора не разделяет людей на классы, а является беспримерным источником идей равноправия.

Йешуа Берман