Новороссия в моем сердце. На огневой позиции

Александр Барковъ
  Позывной "Бетон". Павел

Умный продвинутый 30 летний парень.
Зам ком взвода самоходных орудий "Нон".
 
В цокольном этаже разрушенного бетонного здания мерно работал дизель. НА улице жара, солнцепек, а внутри -прохладно. Паша, поставил на обеденный стол, сделанный из тубусов снарядов, кружку крепкого чая, закурил и начал рассказывать:
– По брусчатке несемся на "коробках" - женщины на тротуаре перекрещиваются.
Кто– то нас ненавидит, когда «обратка» прилетает.
В центре Донецка жизнь - тихая. Тамошние жители на нас смотрят с непонятным мне чувством, когда мы грязные с большими вещмешками , "пованиваем", возвращаемся на квартиры с позиций.
А близко к ленточке (А.Б.– передовая) жители к нам хорошо относятся.
Я был раньше пулеметчиком Утеса. А сейчас ноны!
– Как ты оказался на войне?
После школы прошел армию. На гражданке работал токарем 5 категории на заводе шахтного оборудования по производству лебедок и комбайнов.
– Я любил свою работу токаря, получал в месяц 5000 гривен. Сейчас все заводы стоят. Если война прекратится токарем снова работать пойду, в шахте работать не хочу.

Донецк– Ясиноватая июль– сентябрь 2014

7 мая накануне референдума в Красноармейск вошел батальон Коломойского, въехали БТР– ы. Около горсовета мирно гуляли жители и я там находился. По толпе бойцы отряда Коломойского открыли стрельбу, разогнали людей. В результате два убитых и два тяжело раненных мирных жителя. Я на площади находился, и наблюдал. И тогда подумал пойти в ополчение. Но не было единомышленников. А самому одному боязно было. Потом нашлись три парня. Один в 2014 г. уехал в Россию, другой вернулся к детям в свой город.
Терриконы.
17 июля 2014г. мы втроем приехали в Донецк, один парень из наших связался с командиром, пришли в батальон, попали в роту к Фантому. Рота несла службу охраны на возвышенностях, терриконах, блок постах. Месяц мы с ребятами дежурили на терриконах. Были глазами и докладывали об обстановке по телефонам. Далее пришли заявки на боевые. Выезжали в зеленку на Ясиноватую на четверо суток. Я был стрелком с АК, имел две гранаты.
Ясиноватая.
В середине августа перебрались в Ясиноватую окончательно. Я попал к Славянам, во взвод Сони. Ребята имели боевой опыт, многие были в Славянске с апреля 2014.
Я стал пулеметчиком, вторым номером пулемета Утес.
24 августа 2014 был бой. Вывезли нас на позицию около района Зорька, мы поставили пулемет Утес в елочках. Около нас парни с РПГ(ручной противотанковый гранатомет). Ополченцы с позывными Башкир, Чиж, Тайсон. Только прибыли, как начался артобстрел. Как только обстрел наших позиций закончился, выехала дура темная, большая на нас – укр танк Т– 64.
Вспышка выстрела, протяжный звук вылетающего снаряда, рев турбин, свист пуль. Пацаны рядом с нами были опытные. Не отступили. Доложили обстановку в арт разведку. По укр танку стал «работать» наш град. Градина упала в 25 метрах от танка.
Утес наш стал стрелять по танчику. Пытались попасть ниже башни, и разбить смотровые окна. Долбили долго. Ствол накалился. Поменяли ствол на новый.
По танку выпустили полторы тысячи патронов. Танк стал отходить назад и скрылся в зеленке.
Нона– С
Батя из кожи лез, добивался, чтобы нам дали мат часть разбитую технику – орудие.
Есть у нас старший, позывной Сони, он воевал и в Славянске, и в Ясиноватая. Сейчас командир батареи. Мы у него учились навыкам артиллерийского дела.
А в ноябре 2014 г. нам передали сильно посеченное осколками орудие «Нону –К», полное название 2 БД16. Получили ее искалеченную. Благодаря командиру Сони довели до рабочего состояния. Чистили, разобрали. Заменили уплотнители резиновые на войлочные, шпонки гаек поменяли, смазали, произвели шпринцовку. Делали это в «поле» подручными средствами, болгарками. Резиновые уплотнители вышли из строя. Мы их заменили. Вместо войлока, где надо вырезали из стелек и ставили уплотнители собственной конструкции.

В декабре 2014 г. Нона пока не была готова к стрельбе. Мы ждали, когда привезут запчасти. Ноны 2 С9 и 2 Б16 делались методом холодного листового проката.
В январе 2015 года мы стояли на Пантелеймоновке, рядом с Ясиноватая.
В марте начались учения на полигоне,
На Пантелеймоновке прошли первые боевые стрельбы из нашего восстановленного орудия.
Нона показала себя хорошо. Требовала, как женщина, внимания и ухода, чистки, смазки. Мы орудию даже имя дали – Сонька.
Летом на Пантелемоновке за поражение танка «с дулом» Т– 64 наш расчет орудия был представлен к боевым наградам, к георгиевским крестам.
Мы выехали рано утром в 3.30. Светало. Выезжали долго на огневую позицию. Нам передали, куда наводиться. Встали, приготовились, дали пристрелочный «1 – 1». Кинули снаряд. Сделали выстрелов пятнадцать. Подбили укр танк Т– 64. 

Александр Барковъ, военкор