Девочка Катя Найденыш

Валерий Никифоров-Суор Уола
Сегодня Кате исполняется четыре года. Большая уже. Баба Вера всегда так говорит. Баба Вера чисто-начисто моет полы, и горшки за детьми убирает. Тоже чисто-пречисто. Говорят, Катю привезли сюда из какого-то “Дома малютки”. А что она об этом может знать? Даже не помнит толком. Лишь одно в памяти, как Баба Вера со слезами в глазах говорила: “Птенчик мой, мама тебя заберет отсюда”.
Пошел двенадцатый год, как Вероника Егоровна работает в этом детском доме. Моет полы, и еще кое-что делает по мелочи. Как вышла на пенсию, сразу сюда устроилась. А теперь ни за что не уйдет от этих детей. Очень радуется, когда все дети называют ее “Баба Вера”. Даже русские детишки. Была у нее единственная  дочь, но ее уже давно не стало от кровопотери, когда сама рожала. Вот и старается бедняжка отдать этим детям всю любовь, что осела в ее сердце. Разве она поднимет голос хоть на одного ребенка, разве поругает. Если даже где и провинятся, только скажет: “Птенчик мой, так нельзя делать” – и по головке их погладит. Как получит свою маленькую зарплату, тут же закупит с оптового магазина конфет, печенья, принесет их в кармане и тайком детям раздаст.
Сегодня Баба Вера принесла девочке Кате круглые, очень вкусные конфеты в металлической коробке – “лампасейки”: 
– Катюша, у тебя сегодня день рождения. Птенчик, пойми это и не забывай. Хоть бы нашлась одна добрая душа, которая захочет стать тебе матерью... – и поцеловала девочку  в лоб. И, как всегда у нее бывает, потекли слезы из глаз...
А Катя обходит всех детей и раздает им конфетки:
 – Сегодня у меня день рождения. Так Баба Вера говорит, вы тоже угощайтесь, вы тоже радуйтесь. Говорят, я сегодня родилась.
В это время зашла заведующий Жанна Иосифовна, увидела, что девчушка что-то раздает детям и отняла у нее конфеты в жестяной коробке.
 – Что это? Говори, где взяла? – начала она наседать на ребенка, дети все начали плакать.
– Это мое, у меня сегодня день рождения, это мое...
Услышав громкий ор и плач, прибежала уборщица Вероника Егоровна. Сразу увидела, как начальница, напустив на себя самый суровый вид, чванливо возвышалась над детьми.
– У Кати день рождения. Это я ей дала. 
– Ха, нет у них дней рождения...
 – Как же это? Они тоже чьи-то дети...
– Так чьи же? Где эти люди?
– Хоть бы детей постыдилась, они же все слышат.
– Если бы они о детях заботились, то не отказывались бы от них. Меня будешь в этом винить? Ты?! Какая-то уборщица! Иди, делай свою работу!
Бедные детишки. Только пуще стали плакать, только громче орать.
И надо же, словно выгадав момент, в это самое время явилась комиссия по защите прав ребенка. Скрывая свой явный испуг, деланно улыбаясь, Жанна Иосифовна засеменила к вошедшим.
– Что это такое? Почему дети плачут? – спросил большой начальник, приехавший из Москвы.
– Эти дети украли конфеты, я и учила, что воровать нехорошо.
Тут подбежала пятилетняя русская девочка Ира:
– Мы ни укйали, это Катюшины лидушки. Она нас игустила. Она сёйёня родилась, это её падайак. Тётя Жанна похая...
Дети все, перебивая друг друга, каждый как умел, начали что-то с трудом лопотать о том, какая тетя Жанна плохая, что они ничего не украли.
– Тихо, дети. Мы всё проверим. А вы, Жанна... как вас там... пройдёмте-ка с нами.
Зашли в кабинет:
– Итак, что случилось? – строго посмотрев, спросил проверяющий.
– Да, эти дети...
– Это – ДЕТИ! Дети, которых беречь надо, как своих! Камеры у вас есть?
– ...
– Я спрашиваю!
– Да.
– Где можно посмотреть записи?
– В комнате охранников.
– Пойдёмте, посмотрим.
Прошли в комнату охраны.
Камера показывает, как дети сидят и играют. Заходит пожилая уборщица и что-то дает маленькой девочке, целует ее в лобик и уходит, утирая слезы. Девочка обходит детей, что-то им раздает, дети радуются. Входит заведующий, подходит к девочке и что-то у нее отнимает, девочка плачет, дети тоже поднимают шум. Приходит уборщица, о чем-то говорит с заведующим. Уборщица уходит...
– Это что за женщина?
– Наша техработница.
– Позовите.
Баба Вера зашла в кабинет.
– Вероника Егоровна, что за скандал был сегодня с детьми?
– Это не скандал, просто сегодня день рождения Катюшки. И я принесла ей коробку “Монпансье”, из-за этого...
– Жанна Иосифовна, Вы не отмечаете дни рождения детей?!!
– Их так много...
– М-да... Вы не соответствуете должности, придётся срочно решить ваш вопрос!
Так и разрешился этот большой конфликт. Предложили Бабе Вере стать заведующим, но она отказалась, возраст, говорит, слишком большой. Выбрали работающую педиатром Ирину Сергеевну. Она сама многодетная мать, да и детям она нравится.
***
Матвей сегодня встал рано. Часов в пять. Надо пораньше обойти мусорные ящики. Опоздаешь – все потеряешь. Эти черти ничего ему не оставят, все начисто сметут. Идти далековато, но дошел до нужного места. Начал рыться в первом ящике и запихивать в мешок все то, что покажется ему пригодным. Из второго ящика вытащил довольно-таки большой сверток. “Что это может быть?” – подумал он, разворачивая тряпье, оказалось, что это окровавленное одеяло. Матвея бросило в озноб: “Неужели расчлененка?..”  И вдруг из одеяла раздался детский плач. Беда-то какая! Ребеночка, в мусор, кто?!.. Зима же на улице!
Матвей завернул ребенка обратно в тряпье, крепко прижал к себе, чтобы отогреть. Голова пощла кругом. С ребенком в руке, стоя среди многоэтажек, начал орать как полоумный:
– Люди! Люди!.. Дитя бросили. Люди!.. Дитя!.. – и сердце его тоже бешено заколотилось. Тут и там начали зажигаться окна. Вышли люди и завели Матвея с ребенком в дом. Приехала милиция. Все у него как будто во сне. И все время бормочет:
– Дитя бросили... За что? Дитя – в мусорный бак. За что? Дитя...
Матвея долго тогда помучили. “Как? Когда?” Вопросы, допросы...
Все как есть рассказал, что ему скрывать, занятие у него такое – пораньше до мусорных баков добраться. Найденыш оказался девочкой, парень-следователь рассказал. “Счастье её, что ты вовремя девочку нашел” – благодарили Матвея работники милиции. Какая-то молодая девушка родила у себя дома и нарочно выкинула ребенка на мороз, чтобы избавиться от него – выяснилось впоследствии. Говорят, нашли ту нелюдь. Но Матвею незачем эти подробности, главное – он спас чью-то жизнь. Как вспомнит об этом, сердце поднывает.
Как-то вызвали его однажды в милицию и с благодарственным письмом вручили пять тысяч рублей премии. Сказали без обиняков: “дай имя найденному тобой ребенку”. Матушку Матвея звали Екатерина. Вот так и назвал он девочку – Екатериной. Стала она по документам Найденовой Екатериной Матвеевной. И была отправлена в “Дом малютки”.
Как только новорожденная здесь появилась, она сразу удивила всех работниц. Никогда не плачет, не капризничает. Долго-долго смотрит на лицо человека, словно изучает. Ест все, что дают. И все время будто чего-то ждет.
Матвей посчитал деньги, которые он копил, сдавая бутылки, и оказалась немалая сумма. Тысяча семьсот рублей. Он копит на подарок в день рождения той девочке, им найденной. Двенадцатое декабря – этот день он помнит. И даже пить он стал намного меньше, тянется он всей душой к ребенку. Накупил детских вещей, завернул в упаковку и пошел со своим подарком к дому малютки.
– Я к Найдёновой....
– Вы кто будете?
– Это... как сказать-то? Ну... Нашедший отец, типа...
– Хорошо, ждите пока.
Одна из сестер принесла на руках девочку:
– Это вы к Найдёновой? – и поставила ребенка перед Матвеем. Девчонка внимательно изучает лицо посетителя.
– Катюша, у тебя сегодня день рождения! Вот подарочек для тебя.
– Вы кто?
– Ну, не знаю я. Деда, наверное.
– Мой деда?
– Да.
– Деда, а где моя мама?
– Нету... не знаю я.
– Почему? Ты меня заберешь?
– Нет, мне не дадут.
– Почему?
– Я буду к тебе приходить...
– Ладно, я очень буду ждать.
Еле сдерживая слезы, Матвей вышел из здания. Такая маленькая, а глаза какие с огоньком. И вопросы какие прямые. Как они смогли... такое прекрасное дитя.. и выкинуть... Она совсем как взрослая.
– Катюша, это кто приходил? – спросила сестра.
– Деда.
– А у тебя деда есть?
– И мама придёт.
Катя с тех пор все время ждет “деду”. Она думает, что “деда” обязательно приведет “маму”. Поэтому у нее всегда и глазки востры, и ушки на макушке. Но время идет, а деда приходит всегда один.
– Деда, маму мою не нашёл?
– Нет, не нашёл ещё.
– Деда ты ищи её, я жду.
– Хорошо...
 Когда Кате исполнилось три года, ее повезли куда-то в другое место, девочка сильно забеспокоилась:
– Деда с мамой должны прийти. Как они без меня...
Сергеевы седьмой год живут вместе. Детей у них нет, в первое время было зачатие, но случился выкидыш. И второй раз не получилось. Когда женщина забеременела в третий раз, ей сказали, что здоровье ее не выдержит, что “ребенок все равно не жилец” и вынудили ее пойти на прерывание беременности. Выйдя из абортария, Мария была не в себе и бесцельно пошла куда глаза глядят. “За что мне такие муки, зачем я пришла в этот мир?! Коть бы один ребеночек получился. За что?! Сеня мой бедный, только молча в душе ожидает. Иэйиэхсит (Божество, покровительница материнства), видно, не хочет нам ребенка подарить. Хоть бы один ребеночек... все больницы обошли... и к знахарям ходили, исспрашивать душу ребенка... ничто не помогает... Что делать?.. Как мне быть?..” – в голове мелькают разные мысли.
Мария все время шла вперед. Опомнилась только за городом. Сама не заметила, что так далеко забралась.
– Скажите, пожалуйста, здесь автобусы ходят?
– Да, минут через 30-40 будет.
– Спасибо.
– А что случилось? На вас ведь лица нет. Или кто обидел?
– Да нет, всё хорошо.
– Ну смотри, дочка.
Вся жизнь пронеслась в мыслях у Марии. Как впервые познакомились с Семеном, свадьбу, первую беременность... слезы сами собой потекли...
– Почему плачешь, дочка?
– Какое вам дело!?
– Может, чем помогу?
– Вы-то чем поможете?!
– Ну, не знаю...
– Не... несчастливая я...
– Так, по виду я бы не сказал...
– Да какой там вид... Не могу я... детей рожать... – сказав это, Мария заплакала навзрыд.
– Дочка, слушай. Вот такое дело...
...Вечером, перед сном, Мария долго раздумывала, как начать разговор со своим Сеней:
– Сеня-а, а Сеня, говорят, однажды девочку выкинули в мусорный ящик...
– Было когда-то в газете.
– Это каким надо быть, чтобы сотворить такое?
– Не говори...
– Мы столько измучились, чтобы завести ребенка. А кто-то его в мусорку...
Сеня почему-то отвернулся к стене.
– Сень... Сеня-а, а что, если мы возьмем эту девочку к себе?
– Как, ты-то откуда знаешь, где она и что с ней?
– Сегодня я разговаривала с человеком, который нашел ту девочку. Он знает, где та девочка, говорит, что она все время мамочку ждет, бедная, ей три года минуло, скоро четыре будет, хорошенькая такая, говорит. Зовут ее Катюша. Сеня-а, что ты об этом думаешь?
– Я... Не знаю... А разве нам дадут?
– Ну мы оба работаем, есть где жить и...
– Почему бы и не сходить...
– Сень, как я тебя люблю-у!
Долго бегали по инстанциям, собрали кучу документов, наконец-то все позади. Мария с Сеней со всеми бумагами сели в свою машину и  мигом домчались до детского дома. Как много там детей. “Они к кому-то пришли” – во все глазенки смотрят на вошедших.
– Мы к Найдёновой... точнее, за ней!
– Мама... Ма-ама-а... я верила... я знала... что придёшь за мной...
Катюшу они очень полюбили. Чистенькая, аккуратная, честная характером, не подумаешь, что ей всего четыре года – совсем как взрослая. Родителей все время целует, от мамы вовсе не отходит.
– Мамочка! Как вы без меня жили? Кто вас любил? А я все время ждала вас. Теперь я вас никуда не отпущу! А то опять пропадёте...
Когда вечером ложились спать:
– Можно я с вами? Я буду за ручки ваши держаться, чтобы вы не ушли никуда... – попросилась, бедненькая.
Семен взял девочку на руки и начал подкидывать ее вверх, ребенок залился смехом.
– Нет, это мы тебя никуда и никому не отдадим... Ты наша ДОЧКА!!!
В дом Сергеевых, держась за ручки с этой девочкой, вошли и  радость, и само счастье. Пусть ничто больше не потревожит их жизнь.


Валерий Никифоров-Суор Уола
Подстрочный перевод с якутского: Семен Феоктистов-Сэргэх Сэмэй.