Мать Сыра Земля и Огонь. Очищение

Анатолий Ревуцкий
Мать Сыра Земля и Огонь. Очищение.
 

Автор рассказа – Влад.

Из дневника студента.

О Матушке Сыра Земля... Мы шли с аулом уже много дней. Шли за неспешным стадом овец и коз. Я приехал к другу на каникулы, мы вместе учились в институте и он пригласил погостить у его родителей. Я чувствовал некоторое превосходство над местными жителями, ведь я студент престижного вуза и житель мегаполиса. Не стану описывать то радушие и гостеприимство в ауле, ту чистоту и порядок в юртах, ту улыбчивость и веселость людей… И то вежливое терпение, когда я сыпал умными фразами из классиков и науки.

 

Странным образом меня очень полюбили мухи. Они буквально роились вокруг меня и не давали покоя. Я мазался кремами, поливал себя одеколоном, но они не отставали. Даже вечером у костра, когда слышался только потрескивание горящих дров, блеяние стада и далекий вой волков, мухи прилетали и садились на меня, хотя вокруг было много людей. Так продолжалось до тех пор, пока ко мне не подошел друг и не сказал, что меня хочет видеть старейшина аула…

Когда я вошел в юрту, в глубине и напротив входа стоял «сандал» - это такой невысокий столик, накрытый одеялом. В холодное время года под него ставится таз с углями и семья собирается вокруг этого стола, укрыв ноги одеялом, на стол, прямо на покрытое скатертью одеяло, ставится большой поднос, на котором чайник, пиалы, лепешки и прочие яства. Благодаря такому «сандалу», у кочевников, ревматизм, болезни почек и простатит очень редкое явление…но я отвлекся, так вот, за «сандалом» сидел очень крупный, пожилой  мужчина, одетый в стеганный национальный халат и с войлочным колпаком  на голове. Больше всего в этом великане меня поразили его глаза…они были очень веселые, с искринками и смешками, в тоже время, светились спокойствием и мудростью…

«Садись, сынок» – сказал старейшина.    
Я молча поклонился, подошел и присел на краешек одеяла. Тут, из полумрака юрты, вышла пожилая женщина и что-то сказала на местном языке…..я уловил какой-то акцент и обернулся…… и обомлел…..несмотря на национальное платье и браслеты с бусами на руках и шее, в ней я сразу узнал русскую женщину.

- «Знакомься, Влад, моя жена Надежда».    Это была высокая, красивая, величавая пожилая женщина. В ее осанке было что-то очень благородное, а глаза светились таким материнской теплом, что мне захотелось обнять ее как мать и уткнуться в ее ладони лицом. Я по природе не сентиментальный и студенческое общество оставляет мало места сентиментам, но в тот момент перед глазами стояла картинка, как я уставший подхожу к маме и положив голову на ее колени, закрываю глаза, а она тихо и ласково перебирает мои волосы и напевает что-то знакомое. Позже я узнал, что Надежда работала геологом и приехав в очередную командировку, полюбила будущего мужа и осталась с ним навсегда, подарив ему восемь детей.

- «Влад, ты слышал как воют волки?» – спросил меня старейшина.
– «Да» – ответил я – «это разве не обычное явление у вас?»
-«Нет» – ответил старейшина – «они пришли за тобой»….и засмеялся. Мне, честно говоря, стало не до смеха. Надежда с улыбкой подошла ко мне, по матерински провела ладонью по голове и улыбнувшись обратилась к мужу. – «Перестань пугать мальчика, старик». Затем повернулась ко мне – «он тебе сейчас все объяснит».
- «Волки очень умные и все понимают» – сказал старейшина – «Иногда у нас в хурджунах (дорожные сумки) бывает много мяса и часть пропадает…..мы его выкидываем….волки знают это и идут за аулом….но сейчас у нас нет пропавшего мяса…..но они идут за нами….почему? как ты думаешь?»

Я молчал, не зная что сказать.
«Пропавшее мясо – это ты» – сказал старейшина и заразительно засмеялся. « Не обижайся, сынок, я просто шучу, но с этим надо что-то делать. Ты понимаешь?» 
Я ничего не понимал и стоял глупо улыбаясь.  «Надо избавиться от твоего…….городского запаха» –сказал старейшина – «иначе они не отстанут…., а это пугает животных и отражается на приплоде и молоке….понимаешь?»   

«Приплод, молоко…при чем тут я?» …подумал ….. «ну, ладно, я потею от долгой ходьбы…. ну, пропах немного…вечером искупаюсь с мылом в ручье и делов-то!»  «…Я Вас понял» -обратился я к старейшине – «вечером все сделаю как надо. Извините.»  Но старейшина молчал и с улыбкой продолжал смотреть на меня.   « Надо избавиться от всего, что несет …….запах города» – сказал наконец старейшина – «мухи старались тебя почистить, но этого мало….»
В общем, вечером я наблюдал костер из моих городских «крутых прикидов»…..майки, джинсы, кроссовки, рубашки, все летело в костер….. «вот дурак…кого ты собирался очаровывать в горах?  Надо было оставить все в городе» …промелькнуло запоздалое сожаление….на мне остались только шорты, майка, «козырек» на голове и кожаные башмаки…вся былая роскошь. 
«Ну, теперь   меня свяжут под мышками веревкой, бросят в реку на пол дня, а потом будут долго драить мыльной щеткой» - мелькали невеселые мысли в голове.  Я спросил у друга, что мне делать теперь, но он загадочно улыбался – «Завтра все узнаешь» – только и сказал.  После вкуснейшего бешбармака все печали забылись и я уснул крепким сном…… Наутро ничего не изменилось…..мы так же продолжали путь к горным пастбищам….но, ближе к обеду, аул остановился у песчаной гряды, на берегу небольшой реки. Друг окликнул меня. Когда я подошел, стояли шестеро мужчин с лопатами…..

«Ну, все….не только будут полоскать в реке, а потом еще и прикопают что бы волки отстали» – шутил я сам с собой. – «Ну все, пошли тебя закапывать» – засмеялся мой друг…и тут желание шутить у меня куда-то исчезло…… «Ты че, реально?» – спросил я…… «Конечно» – засмеялся снова друг – «ладно, не боись, щя все объясню.  Матушке Сыра Земле не нравится твой запах, она не выносит «городской вони» и прислала волков, сказать об этом. Аксакал уже тебе все объяснил, наверное……Надо тебе самому с ней встретиться и очиститься от «грязи». А как это можно сделать ты щя увидишь. Главное не бойся ничего и будь с открытым сердцем.»

В невеселых думах я поплелся за остальными на вершину плоского холма. Там парни стали энергично копать продолговатую яму. Один подошел ко мне и с серьезным видом обмерил рост лопатой, бормоча, что я слишком жирный и надо меня закопать покрепче. Его товарищи дружно ржали, только мой друг подмигивал и порой отворачивался, гад….Была выкопана «могила», как шутили копатели, глубиной сантиметров 40-50, с пологим скатом с одной стороны, как я полагал для головы…..затем друг попросил меня снять всю одежду…. по хохоту я догадался, что трусы можно оставить….морально я уже был готов к «процедуре», но меня безпокоил момент с ядовитыми тварями, о чем я задал вопрос, вызвав еще один взрыв смеха.

Оставшись в одних плавках я лег на теплый грунт, который сразу мне понравился….земля была как перина мягкой и теплой….затем меня стали засыпать землей сверху, пока не засыпали все тело, кроме головы….затем друг принес плоский камень и положил под мою голову. После чего, сказав, что придут завтра утром, все ушли к остальным людям, рассевшимся полу-кругом в метрах пятидесяти. Видимо, такое представление у них было не частым…..
Дальше начинается что-то из области чистых эмоций…какое-то время я вертел головой, выискивая ползучих гадов и несущихся ко мне волков, готовый заорать о помощи….меня бросало то в жар, то в холод….через какое-то время я внезапно успокоился и стал прислушиваться к своим ощущениям….мне было очень хорошо и спокойно, земля ласково укутывала мое тело и ее тепло проникало вглубь сознания….я уснул…..до сих пор не уверен, был это сон, или мои фантазии…..мне снилась то молодая воздушная женщина, то пожилая мудрая….то разные животные…то тысячу корней обхвативших тело нежным коконом…..я был счастлив во сне, я был там, где и должен быть….

С меня сошло семь потов и семь страхов….. тело буквально кипело от позитивной энергии …. Было ощущение, что я хорошо попарился в бане, ощущение чистоты тела, как внутри, так и снаружи. это ощущение я сохранил и после того, как друг разбудил меня… оказалось, что солнце успело продвинуться на три часа….затем меня откопали, протерли влажным полотенцем и одели в новую, удобную местную одежду. Когда мы спустились с горки, нас встречал весь аул и сам старейшина….он подошел ко мне с улыбкой, похлопал по плечу и сказал: «Ты все сделал правильно….».  Потом были долгие вечера, когда старейшина рассказывал мне про космогонию предков, про стихии,  былины,  сказания и историю Земли….).   

Через несколько дней старейшина подозвал меня и сказал – мы почистили твое тело, теперь пора чистить твой дух. Я уже стал привыкать к его отеческому подтруниванию и кивнув просто улыбнулся. Вечером был разложен костер, вокруг которого собрался весь аул. Молодые парни и девушки собрались вокруг костра, образовав широкий круг, в который вышел старейшина с женой и заговорил на местном. Поскольку у меня с детства была способность быстро учиться языкам, я уже знал несколько десятков слов местного языка и смог не много понять о чем речь. По смыслу речь шла о уважении к духам гор, к духам предков и соблюдении древних традиций и важности этих традиций.

Толпа вокруг одобрительно кивала и гудела. Затем  внезапно наступила полная тишина и старейшина запел что-то мелодичное и басовитое….чуть позже в пение вступила и Надежда…я не понимал ни слова, но сами звуки завораживали глубиной и сам того не осознавая я погрузился в эти звуки. Пение так же внезапно прекратилось и я услышал спор старейшины с женой….из их разговора я понял лишь «он может….у него это есть…с рождения». Затем старейшина подошел ко мне и сказал, что я буду прыгать вместе со всеми через костер и сказал несколько слов на местном, которые мне нужно громко повторять во время прыжков….эти слова, их интонацию и необычность я помню до сих пор, хотя не знаю смысла.

Я не видел, что кто-либо подкидывал в костер дрова, но пламя поднялось выше человеческого роста. Затем началось самое интересное…молодежь выстроилась с одной стороны костра и по одному, с разбега, все стали прыгать через костер, выкрикивая слова….настала моя очередь и я, с некоторой опаской, разбежался и прыгнул, громко выкрикнув слова….толпа одобрительно загудела, а старейшина с улыбкой покивал мне, показывая пальцем на очередь.
С каждым разом я прыгал все уверенней и легче….и это снова не возможно описать….тело стало очень легким, я легко преодолевал расстояние в три, четыре шага за один. Я уже не помню сколько это продолжалось…мне хотелось прыгать дальше, но друг придержал меня за локоть, осмотрел всего  и сказал : Ну и ну! В тебе точно есть кровь огня……ты не прыгал, ты проходил через огонь…….потом люди просто подходили и обнимали меня, как родного и у всех на лицах читалась радость.

Мне было настолько хорошо, что только потом до меня дошло, что некоторые девушки не только обнимали но и целовали в щеку….но тогда сознание воспринимало это как что-то привычное. С той ночи у меня начались необычайно красочные сны, иногда более реальные чем будни…..некоторые я успел записать…))