Пресвятая Троица

Аня Глейзер
Однажды спросила одного православного священника, где в Библии сказано о Пресвятой Троице? Он ответил, что в Библии нет ни одного слова о Пресвятой Троице. А ведь человек учился в духовной семинарии и разбирается в этом. Просто есть догматы, а есть Библия. Пресвятая Троица - догмат, который был признан в ходе формирования христианства.
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Таинство веры":"Первый стих Библии – «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) – в еврейском тексте содержит слово «Бог» во множественном числе (Eloghim – букв. «Боги»), тогда как глагол «сотворил» стоит в единственном числе. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем может Он советоваться, если не с Самим Собой? С ангелами? Но человек создан не по образу ангелов, а «по образу Божию» (Быт. 1:27)(...)когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, Бог говорит Сам с Собой: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22). И в момент сооружения вавилонской башни Господь говорит: «Сойдем и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7)(...)В Ветхом Завете, кроме того, много пророчеств, говорящих о равенстве Сына Мессии и Бога Отца, например: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7) или «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня... Из чрева прежде денницы родил Тебя» (Пс. 109:1, 3).
Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16)".
Как видим из Ветхого Завета, Бог может быть изначально триаден, но прямо об этом не говорится. Почему? Пресвятая Троица - тайна или обман? На эту тему размышлял и великий ученый Исаак Ньютон. Ньютон верил, что знания, скрытые в Библии, могут предсказать будущее. Комментарии, которые он сделал в старости, не планируя их опубликовывать, основываются, прежде всего, на книге Даниила. В них Ньютон говорит, что новый период на Земле начнётся в 2060 году, начнут происходить драматические события. Но это не будет конец света, наоборот, начнётся обновление. Многие исследователи сегодня считают Ньютона представителем течения «Ариан» — раннего христианства, которое не принимает идею Святой Троицы и не считают Иисуса Богом. С точки зрения Ньютона, христианство его периода (и нашего периода), представители которого верят в Святую Троицу, поклоняются Иисусу, как Богу, повернуло в сторону ереси, и это, в сущности, является идолопоклонством. Однако, как отметил Ньютон в своих трудах, начиная с 2060 года, человечество вернётся к правильной вере после того, как люди выйдут из своего заблуждения, и на Земле наступят мир и духовное процветание. Историк  Артур Уайлголл в своей книге «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») пишет: «Иисус никогда не упоминал о таком явлении, и нигде в Новом Завете не появляется слово „Троица“. Эта идея была принята церковью только через 300 лет после его смерти».
Критики считают, что изначально христианской вере не была присуща идея о Троице. Сам Иисус в Евангелиях называет себя не Богом, а Сыном Божьим и Христом (то есть Мессией), ясно отделяя себя от Бога. В качестве примеров приводятся следующие тексты Писания и объяснения:

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.
— Матфея.16:13
.
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
— Марка.13:32
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог.
— Луки.18:19
Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
— Иоанна.14:28
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
— Матфея.27:46
(Иисус Христос называет Отца своим Богом)

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог»
— Откровение.1:1
(Иисус Христос получает от Бога сведения, которые раньше ему были неизвестны)

Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию.
— Евреям.5:8,9
(Иисусу Христу, в отличие от Бога, есть чему учиться. В отличие от Отца, он должен проявлять послушание)
(У Иисуса Христа есть Бог, Который является и Его Богом и нашим, а у Бога не может быть Бога)

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
— Иоанна.20:17
(И даже после вознесения Христа у Него есть тот, кого Он называет Бог Мой)

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
— Откровение.3:12
(Сам Иисус Христос ясно разделяет Себя и Бога говоря:)

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
— Иоанна.14:1

Формулировка «Бог в трёх лицах» прочно закрепилась и окончательно вошла в христианскую жизнь и вероисповедание в начале IV века, то есть через 350 лет после пророческой миссии Иисуса. Критики упоминают также о существовании представлений о Троице (но в совершенно других формулировках), отраженных в христианской литературе II—III веков нашей эры (произведения Тертуллиана).
Сторонники Троицы часто ссылаются на текст I послания Иоанна, гласящий: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино».
Многие исследователи данную цитату считают поздней вставкой, поскольку в наиболее древних греческих рукописях он отсутствует. Даже в конце II века Тертуллиан, аргументируя концепцию Троицы (Tert. Adversus Praxean, 25:1, «Qui tres unum sunt, non unus»), цитирует другие места Нового Завета. Первое упоминание вставки встречается в середине III века у священномученика Киприана Карфагенского (De unitate ecclesiae, 4), хотя его текст не очень похож на Иоаннову вставку. В IV веке этот фрагмент уже точно цитируют другие латинские авторы: Идаций, Присциллиан, блаженный Иероним Стридонский (который ругает греческих переписчиков, опускающих этот текст), в V веке — автор сочинения «Против Варимада», а также православные отцы на Карфагенском соборе 485 года. Благодаря Иерониму Иоаннова вставка попала в латинский текст Вульгату, а затем и в православные переводы.
Из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Таинство веры":"В III веке Церковь столкнулась с ересью Савеллия, который учил, что Бог – единое Существо, а три Лица – это как бы три проявления одной и той же Природы, как бы три «личины», под которыми Бог является людям (греческий термин «лицо» – prosopon – означает не столько личность, сколько «личину», маску актера). Одна и та же неделимая Монада, считал Савеллий, действовала в разные времена как бы в трех различных модусах: в Ветхом Завете Бог проявлял Себя как Отец, в Новом Завете как Сын, а в Церкви после Пятидесятницы как Святой Дух. Бог, по Савеллию, есть «Сыно-Отец»: вне отношения к миру Он есть молчащая Монада, а в отношении к миру Он есть Слово-Логос. Учение Савеллия явилось крайним выражением монархианства, в основе которого лежало представление о Боге как неделимой Монаде.
Александрийский священник Арий в начале IV века учил, что Отец есть единый истинный Бог, а Сын является Его творением. Сын был создан «из ничего», но Он имеет преимущество над прочими тварями, так как рожден раньше времени и веков. Арианство – одна из форм субординационизма, то есть учения о подчинении Сына Отцу, а Духа – Сыну. Арианство быстро получило широкое распространение и вызвало бурные споры на всем христианском Востоке. По поводу учения Ария был созван в Никее в 325 году I Вселенский Собор, которому суждено было сформулировать православное учение о Святой Троице.
Никейский Собор говорил о Сыне как «единосущном» (homoousios) Отцу, то есть имеющем одну сущность с Отцом. Богословы употребляли и другой термин – «ипостась» (hypostasis – существование), первоначально воспринимавшийся как синоним «сущности»(...)Решающую роль в окончательной выработке троичной терминологии сыграли «великие каппадокийцы» – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Они же сформулировали учение о Святом Духе как единосущном и равном Отцу и Сыну.
Таким образом, православное учение о Боге Троице выражается в следующих терминах: Бог един по существу, но един в трех Ипостасях. Если формула «одна природа – три Лица» оставляла возможность говорить об эманациях и личинах одного и того же Существа, то формула «одна сущность – три Ипостаси», указывая на онтологическое единство Божества, подчеркивала вместе с тем самостоятельность каждой Ипостаси. Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности". Это обьясняет вышеуказанные примеры отделения Иисуса от Отца.
Так что это за понимание Бога в виде Пресвятой Троицы? Таинство веры, которое открывается со Святым Духом. Да, догматы христианства формировались людьми, но это не доказывает их ложность. Как говорил Спаситель: "(...)по вере вашей да будет вам"(Мф. 9:29).