Мартинес Монтаньес. Непорочное зачатие

Алина Алексеева-Маркезин
     Мартинес Монтаньес .Непорочное зачатие в соборе Севильи.Раскрашенное дерево. Ок. 1630 г.
       
          Мартинес Монтаньес (1568—1649)- испанский скульптор ,учился и работал в Севилье; был главой севильской скульптурной школы XVII века. Деревянная скульптура Монтаньеса (“Распятие”, 1603, и “Непорочное зачатие”, 1630, в соборе в Севилье; “Святой Бруно”, около 1634, Провинциальный музей изящных искусств, там же; ретабло в церкви Сан Лоренсо в Севилье, 1638-1639) свободна от экзальтации, лирична, гармонична по пропорциям. Многоцветная раскраска с позолотой усиливает впечатление земной прелести образов Монтаньеса.

         Соз­да­вал по­ли­хром­ную де­ревянную скульп­ту­ру в со­труд­ни­че­ст­ве с луч­ши­ми жи­во­пис­ца­ми (в ча­ст­но­сти, с Ф. Па­че­ко). Вско­ре стал гла­вой се­виль­ской скульп­тур­ной шко­лы, по­лу­чал са­мые пре­стиж­ные за­ка­зы, в т.ч. из Но­во­го Све­та. Ран­ние про­из­ве­де­ния (ста­туи - св. Хри­сто­фо­ра, 1597 год, церковь Эль-Саль­ва­дор, Се­ви­лья; св. Ие­ро­ни­ма, 1597-1604 годы, монастырь Сан­та-Кла­ра в Лье­ре­не) де­мон­ст­ри­ру­ют на­ту­ра­ли­стич­ную трак­тов­ку ана­то­мии и от­ход от приё­мов мань­е­риз­ма, ха­рак­тер­ных для скульп­то­ров пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния. Сла­ву Монтаньес при­нес­ла ста­туя «Хри­стос Ми­ло­сер­дия» (1603-1605 годы, сак­ри­стия Лос-Ка­ли­сес со­бо­ра в Се­ви­лье), в ко­то­рой на­ту­ра­лизм и экс­прес­сия соз­да­ют мис­тическое ощу­ще­ние не­по­сред­ст­вен­но­го со­бе­се­до­ва­ния Хри­ста с ве­рую­щи­ми.


  Искусство Монтаньеса в большей степени, чем искусство его современников, было свободно от религиозной экзальтации и аскетической суровости: в нем преобладало восходящее к Ренессансу понимание гармонии пропорций и красоты форм человеческого тела.

        Значительное место в его творчестве занимают статуи мадонны то в виде совсем юной девушки, то гордой небесной царицы с младенцем на руках (Севилья, Музей), исполненной величия и чисто земной прелести. Впечатление торжественности образа усиливает многоцветная раскраска драгоценных златотканых одежд, мягким движением складок окутывающих фигуру.