Мартинес Монтаньес .Непорочное зачатие в соборе Севильи.Раскрашенное дерево. Ок. 1630 г.
Мартинес Монтаньес (1568—1649)- испанский скульптор ,учился и работал в Севилье; был главой севильской скульптурной школы XVII века. Деревянная скульптура Монтаньеса (“Распятие”, 1603, и “Непорочное зачатие”, 1630, в соборе в Севилье; “Святой Бруно”, около 1634, Провинциальный музей изящных искусств, там же; ретабло в церкви Сан Лоренсо в Севилье, 1638-1639) свободна от экзальтации, лирична, гармонична по пропорциям. Многоцветная раскраска с позолотой усиливает впечатление земной прелести образов Монтаньеса.
Создавал полихромную деревянную скульптуру в сотрудничестве с лучшими живописцами (в частности, с Ф. Пачеко). Вскоре стал главой севильской скульптурной школы, получал самые престижные заказы, в т.ч. из Нового Света. Ранние произведения (статуи - св. Христофора, 1597 год, церковь Эль-Сальвадор, Севилья; св. Иеронима, 1597-1604 годы, монастырь Санта-Клара в Льерене) демонстрируют натуралистичную трактовку анатомии и отход от приёмов маньеризма, характерных для скульпторов предыдущего поколения. Славу Монтаньес принесла статуя «Христос Милосердия» (1603-1605 годы, сакристия Лос-Калисес собора в Севилье), в которой натурализм и экспрессия создают мистическое ощущение непосредственного собеседования Христа с верующими.
Искусство Монтаньеса в большей степени, чем искусство его современников, было свободно от религиозной экзальтации и аскетической суровости: в нем преобладало восходящее к Ренессансу понимание гармонии пропорций и красоты форм человеческого тела.
Значительное место в его творчестве занимают статуи мадонны то в виде совсем юной девушки, то гордой небесной царицы с младенцем на руках (Севилья, Музей), исполненной величия и чисто земной прелести. Впечатление торжественности образа усиливает многоцветная раскраска драгоценных златотканых одежд, мягким движением складок окутывающих фигуру.