Бегущие вверх

Юрий Семёнович Манаков
             Норовистая река, обогнув гору, где на скалистых выступах отвесных склонов росли бесстрашные одиночки сосны, бежала дальше по каменистому ложу, разбиваясь на протоки, две из которых, наиболее полноводные, дерзко бились в обрывистые берега. По тропинке одного из них я и шагал размашисто и бодро. Мне оставалось пройти еще немного и за взгорком углубиться в пихтач, там подо мхами таились матовые, со слезинкой, тугие, с выгнутыми шляпками, грузди. Поперек тропинки лежал толстый березовый сук. Я поддел его сапогом, подхватил в левую руку и легко забросил на стремнину: сравнить скорость моего шага с течением реки.
           Здесь-то я и приметил десяток бегущих вверх по волнам диких уток, и не поверил в реальность увиденного. Во мне, выросшем на берегу горной реки и знающем не понаслышке, что на головокружительном течении не устоять и матерому мужику – собьет с ног, потащит и поранит о валуны (это уж испытано и не раз!), – сюрреалистический пейзаж с отважными водоплавающими вызвал тихую восторженную оторопь.
         Стараясь быть незамеченным, я подкрался поближе к обрыву и разглядел птиц: коричневые головы, темные клювы, серые спинки и крылышки, белые грудки.
Утки меня заметили, но не взлетели, а, отдавшись на волю волн, скатились метров на двадцать ниже и укрылись за нагроможденными весенним паводком камнями, ближе к противоположному берегу. Серебристые, с изумрудным отливом волны, дробясь и рассыпаясь, стремительно неслись по круто наклоненному руслу. Утки, выплыв из своего закутка, невзирая на физические законы, начали вновь свой взбег вверх по ревущему каскаду бурной реки. Поражало величие, о котором эти серые и неказистые с виду птицы наверняка и не подозревали. Занятые поиском пропитания утки безо всяких натяжек совершали подвиг, то есть подвигами себя на нечто из ряда вон выходящее и с обыкновенного взгляда невозможное.
        Я откровенно любовался их совершенством, наблюдая как обыденное преображается в поэтическое. Допускаю, что и я в глазах-бусинках этих водоплавающих на какое-то пусть и сквозное мгновение, но преобразился в нечто большее, чем просто рядовое двуногое береговое существо, торопящееся в тайгу за добычей. В сознанье промелькнуло: а не являются ли такие вот ситуации своеобразным отражением смысла нашего взаимного существования, когда мы, не трогая без острой надобности друг друга, осматриваясь, проникаем в чужую сущность; и в этом чужом вдруг отыскиваем свое, тот кончик путеводной веревочки, что непременно выводит нас на захватывающие дух просторы постижения самых мудреных смыслов вселенной?
        А что если так оно и есть?..