Огюст Клезенже. Женщина, ужаленная змеей

Алина Алексеева-Маркезин
  Auguste Clsinger "Женщина, ужаленная змеей.1847г.Музей Орсе.Париж.   
 

          В 1847 году на ежегодной выставке современного искусства в Париже малоизвестный художник Auguste Jean-Baptiste Clsinger решил представить свою работу,вокруг которой разразился скандал...Среди главных обвинителей был и критик Гюстав Планш,заявивший,что эта работа не художественная аллегория,а откровенный показ плотских чувств. Вдобавок ко всему - всем известна личность модели.Это представительница дам полусвета   Аполло;ния Сабатье  1822 — 1889,  — французская художница, модель, содержанка, хозяйка литературного салона.

       «Женщина, укушенная змеей», корчившаяся от боли на ложе из цветов, привлекала тысячи глаз и вызвала настоящий переполох: скульптора обвиняли в явном бесстыдстве работы и ее неприкрытом эротизме. Но как бы то ни было, находящаяся сейчас в музее Орсе «Женщина, укушенная змеей» принадлежит к самым знаменитым скульптурам XIX века.

          Аполлония Сабатье -  внебрачная дочь прачки, вышедшей потом замуж за солдата по фамилии Саватье. В её салоне на улице Фрошо (IX округ Парижа) бывали Гюго, Нерваль, Сент-Бёв, Барбе д’Оревильи, Мюссе, Готье, Флобер, Дюма, Эдмон Гонкур (он дал ей прозвище Президентша, привившееся потом в этом кругу), Берлиоз, Мане, Доре, Жалабер и др. Со многими из них Сабатье состояла в переписке, несколько из них оставили о ней мемуары.

    Одна из вдохновительниц, вместе с Жанной Дюваль, книги стихов Бодлера Цветы зла. Позировала Курбе, другим художникам и скульпторам 1840-1860 годов. Была любовницей бельгийского дельца Альфреда Моссельмана (1810-1867, они изображены вместе на картине Курбе Мастерская художника).

    После его смерти вышла замуж за известного коллекционера сэра Ричарда Уоллеса (1818-1890), подарившего Парижу, Нанси, Реймсу, Лондону и другим городам мира десятки уличных фонтанчиков с питьевой водой (они носят имя баронета, см. о нем

        Современники говорили, что при ее крещении присутствовали три феи: красота, грация и веселый нрав.Когда-то этой юной и скромной девушке все в округе пророчили карьеру оперной певицы - Аполлония профессионально занималась пением и обладала прекрасным голосом.

     Она распространяла вокруг себя счастье и свет, одевалась со вкусом и фантазией, не следуя моде. Вернее, она создала собственную моду. Среди людей искусства Президентша пользовалась огромной популярностью.Она была музой и другом Бодлера, Клезингера, Готье, Флобера, Фейдо, Мессонье, Делакруа… "Аполлония превосходит всех остальных женщин тем, что, несмотря на редкую красоту, не требует, чтобы за ней ухаживали…

         Она принадлежит к той редкой породе женщин, с которыми мужчины чувствуют себя интеллектуально и духовно свободными" Пьер Жюль Теофиль Готье Именно Готье стал одним из первых в защиту творения:"Давно скульптура не давала столь оригинального произведения. В яркой современной красоте этой фигуры нет «античности»; никакой Венере или Флоре не обязана своими руками или ногами эта статуя, точнее, женщина; ибо она не мрамор, а плоть; она не изваяна, – она живет, она чувствует бегущую по телу судорогу! Не иллюзия ли? Ой, она пошевелилась! Кажется, положи руку на это белое и мягкое тело – и почувствуешь не холод камня, а тепло существования!"    
   
     Бодлер  анонимно послал мадам Сабатье стихотворение "Слишком веселой", сопроводив его письмом, написанным измененным почерком.

Твои черты, твой смех, твой взор

Прекрасны, как пейзаж прекрасен,

Когда невозмутимо ясен

Весенний голубой простор.



Грусть улетучиться готова

В сиянье плеч твоих и рук;

Неведом красоте недуг,

И совершенно ты здорова.



Ты в платье, сладостном для глаз;

Оно такой живой раскраски,

Что грезятся поэту сказки:

Цветов невероятный пляс.



Тебя сравненьем не унижу;

Как это платье, хороша,

Твоя раскрашена душа;

Люблю тебя и ненавижу!

       Через несколько десятков лет одна из самых знаменитых французских куртизанок располнела,её красота быстро и стремительно увядала.Друзья или разъехались, или умерли, а обеды в роскошном салоне просто перестали существовать… Но остались прекрасные работы,на которые она вдохновила!