Деталь

Олег Липкарт
Было это в восмидисятых годах двадцатого века. Тогда еще с западом соревновались – кто выше, кто дальше, кто сильнее. И вот - собралась наша страна спутник новый запускать. И ни какой-то там – шаляй-валяй, а самый что ни наесть спутниковый спутник. Чтобы как полетеееел. Ну, покумекали, начертили на бумаге – надо изготовлять. Сначала вроде все как по маслу пошло. Ну, как у нас обычно. Потом стало известно, что американцы, черт бы их побрал, тоже какой-то спутник мастырят, да не хуже нашего. А мы, как назло по срокам не укладываемся. Ну, хоть ты плач. И уперлось все дело в одну деталь. До того она капризная – деталька эта, до того все надо точно выточить, что если мы хотим в сроки управится, то надо эту деталь заказывать ни больше ни меньше, а в NASA – у тех же самых американцев. А нашими технологиями мы такую точность сможем достичь лишь месяца через три, а сроку-то дали всего месяц. Вот задача! Ну, как тут перегонишь их…? В кратчайший срок собрали совет и давай на всякие лады задачу эту решать. Тут еще партия мягко напоминает, мол - коли взялись за гуж… давайте по-хорошему уж…. Ну и решили как в старые добрые времена, когда хвастовство опережало разум, просить помощи у всей огромной страны. Кинули клич по всем советским заводам. А вдруг, где-нибудь есть «самородок-левша»…. Ведь именно на таких самородках страна наша держится и честь страны. Да и вообще – нужно же кому-то всяким якалам и хвастунам зад прикрывать. И вот (слава Богу!) – нашли. В далеком городе Рубцовске, в Алтайском крае на заводе РМЗ работает некий Михеич – супертокарь. В общем - за что бы этот Михеич не брался, а при своей зарплате – в сто шестьдесят рублей в месяц, все всегда делал в срок и … короче – комар носа не подточит. Обрадовались все – неужто получится? И послали деталь самолетом в Алтайский край. Объяснили Михеичу задачу, определили срок – месяц. И – понеслось. С энтузиазмом взялся за новую задачу Михеич. Как всегда - с огоньком. Недосыпал часто…, недоедал…. Но управился! И не за месяц как было назначено, а за десять дней…! Вот радости – то было…. Отослали детальку в Москву. Промерили ее там всем чем только можно и надо же… - все до микрона точно. Никаких огрехов. Ну, ни на капетулечку. Что тут началось…. Вспомнить приятно. Наехали начальники всякие на завод РМЗ, телевиденье привезли, гостей всяких почетных и не посмотрели, что завод-то по большей части секретный. Ну и это не помешало празднику. Радость-то какая! Это ж надо – так американцам нос утереть. Собрали всех. Начались награждения. Самый главный московский начальник залез на трибуну и объявляет:
- Товарищи! В связи с уложением в сроки изготовления важной детали для спутника, было принято решение наградить премиями всех, кто принимал в этом непосредственное участие!
Тут все захлопали, на Михеича поглядывают, вот мол – молодец какой, а начальник московский продолжает:
- Начальнику цеха… - триста рублей премии!
Все захлопали еще громче, а он:
- Главному инженеру завода… - пятьсот рублей премии!
Все хлопают, кто-то даже ура несколько раз крикнул, а тот:
- Директору завода… - тысячу рублей премии!
Все – «Урррааа!!!» - хлопают, радуются, а начальник выдержал паузу и продолжает:
- И нашему супертокарю…! Вечаславу Михеевичу Пряхину…! – он набрал воздух в легкие:
- …Десять рублей премии!  - И захлопал….
Все как-то притихли. Как – десять? Всего десять? Ведь он же – Михеич, эту деталь и вытачивал же…. Сам. Недоедал. Недосыпал. В сроки уложился. Это что же получается вообще? Возмутится? Да и вроде как бы неудобно возмущаться-то – телевидение тут. Что тут вообще происходит? А начальник как ни в чем не бывало продолжает:
- Слово, для ответной речи, предоставляется – Пряхину Вечаславу Михеевичу!
Тут воспряли все – ну сейчас Михеич эту чудовищную несправедливость на корню прижмет…. И тут же все поняли – снимают-то на всю страну. Не будешь же из-за копейки возмущаться. Такой подвиг совершил, а за деньги глотку рвать. Еще в жлобстве обвинят. Эххх…. Нету правды на земле. Потупили глаза все. Неудобно как-то стало. А Михеич взгляд опускать не стал. Наоборот. Взошел он на трибуну и глядя прямо в камеру спокойно и с достоинством сказал:
- Товарищи! А давайте все наши премии…, перечислим в фонд мира!
Что тут началось…. Ай, да Михеич! Хлопали так, что на проспекте было слышно. И надо было видеть лица начальников. И возмутится никак – телевидение на всю страну снимает… - не будешь же из-за денег глотку рвать. Еще в жлобстве обвинят.

Закончил 13.03.17 г.
15ч. 38 мин.
Ивановка.