Военный репортер. Глава 8. Возвращение

Максим Глушаков
 - Стоять! Кто такой, откуда?! – чуть вскрикнул на меня из темноты часовой. - Стою, стою! Я журналист, в  Горном был, в командировке, репортаж делал. Мне нужен ваш комендант, капитан Кречетов!

Около пяти минут я стоял у въезда на аэродром. Потом из дальнего здания вышел человек в сером бушлате, не торопясь направился к посту. Это был он. - Кто тут меня звал? – вид его был явно недовольный, лицо казалось заспанным. Капитан Кречетов представлялся мне совершенно другим – чуть выше среднего роста, коренастый, в полевой «пэша», небрежно выбивающиеся темные волосы из-под ушанки. Он был явно не рад моему визиту. - Товарищ капитан, я журналист, был в Горном, делал репортаж, сейчас возвращаюсь назад. Я от капитана Серегина, вы меня не помните? Кречетов помялся, рукой несколько раз протер заспанные глаза и спустя минуту сказал: - Ну да, что-то припоминаю. Ты еще пару дней назад интервью ходил собирал. А где второй?

- Да он еще сразу уехал, я один в город поперся – отвечал я.

–  Ну ладно, заходи. Пропусти его. Солдаты неспешно открыли шлагбаум и я вступил на аэродром. – Пошли со мной, посидим – буркнул Кречетов, глядя на меня из-за спины. Один солдатик долго всматривался на меня и, когда я уже отходил от поста, крикнул мне в спину: - А это не вы случайно там вместе с нашими дэка брали? Говорят кучу шахов там уложили? –  Да не, это не про меня! – шутливо ответил я. – Не я, обознался ты!

Мы зашли в серое помещение аэродрома. Было видно, что здесь все заброшено, лишь некоторые комнаты не пустовали. «Аккуратнее, не запнись тут» - показал мне капитан на лежавший посреди коридора кабель. Поднявшись на второй этаж, мы зашли в небольшую комнатку в конце коридора. Он кивком руки показал мне на старую, ободранную кушетку, стоявшую возле стенки. Я присел. – Слушай, раз уж мы на «ты» сразу перешли, тогда вопрос к тебе: я не слишком побеспокоил? Я все понимаю, мои коллеги, наверное, надоели уже своим вниманием, да и я то… не совсем репортер. Кречетов растер лицо, широко раскрыл глаза, отгоняя остатки сна, и взглянул на меня. – Да нормально все, не думай ничего. Раз от Серегина, значит серьезно. Не думай. И будто бы только-только расслышав последнее предложение, он спросил: – А что значит не совсем репортер? Я рассказал ему все. Почему-то он сразу внушил мне доверие. Я рассказал ему: как убивал шахов, стрелял в них. Как меня контузило, как мы обороняли ДК. Он слушал с интересом, очень неподдельным, искренним и все переспрашивал, как было. Я говорил. Капитан поддакивал, когда я говорил о бое, рассказывая детали; как мы шли на здание ДК, как его обрабатывали. Он лишь несколько раз сбрасывал пепел с сигареты, и все время кивал головой, мол «продолжай репортер, чего остановился?». Я рассказывал. Из меня вылилось все.

Помню, как надрывался у него, почти кричал, как же, как же жалко тех пацанов, парней, мужиков! Сколько их там легло и за что, зачем?! Он не отвечал, лишь изредка вставлял в моё повествование верные слова. Наверное, впервые в жизни я мысленно поменялся местами с тем, у кого я должен был брать интервью. Кречетов, так и не перебив меня, дослушал все до конца и, подумав с минуту, сказал: – Знаешь, я когда тебя встретил, думал: ну вот, еще один приехал, будет душу трепать. Но оказалось, что я ошибся. Давай выпьем. Капитан достал из шкафа солдатскую флягу, разлил по кружкам водку и мы выпили. Я словно выдохнул, закончив свой рассказ. А капитан наоборот – вдыхал воздух, наполнял легкие, слушая меня, мои воспоминания, мой взгляд на все это. И, выпив, начался рассказ капитана Кречетова. Я долго слушал его. И, как многие из тех, кого я увидел здесь, в Шахетии, меня поразил этот комбат - капитан Кречетов. Военный до мозга костей, который за своих солдат готов отдать жизнь. После выслушанного мне казалось, что я знал его раньше, очень много лет. Вот мы учились вместе, бегали по школьным коридорам, играли. Потом выпускной, институт. Я пошел на журфак, а он в военное училище. Он не раз порывался уйти со службы: времена были смутные, армию ни во что не ставили, профессия военного даже звучала как-то оскорбительно. Но все же он служил. Выполнение какого-то дружественного долга в не очень дружественной стране. Ранение, госпиталь. Потом - странная история в родной части и фактическая ссылка сюда, в Шахетию. Это он первым вступил в бой, там, в лесопарке. Он выводил батальон из крутой мясорубки - и вывел. А теперь ждал, сам не зная чего. Хотя его повысили в звании. Но здесь это означало ровным счетом ничего.

– Посажу тебя на следующий борт. Пока можешь пару часиков поспать у меня – Кречетов встал, поправил форму. Даже в этой старой, затертой крутке, в грязных ботинках была видна его выправка. Хмель от выпитого вышел из меня моментально. Я упал на кушетку и заснул - усталость все же свалила меня.

Проснулся я совсем скоро. Сон был беспокойным - в голове кинолентой прокручивались воспоминания, я ворочался на кушетке. Мне снилось, будто бы меня все же убило - сначала на площади от пулеметной очереди, потом - в том зале, разведчики Столетова. И еще раз - от взрыва при ночной атаке. Я умирал из раза в раз, и каждый из них - ужаснее прошлого. В конце концов, я чуть не свалился с лежанки, содрогнувшись от грянувшего рядом со мной взрыва. И сразу проснулся.

– Ты чего? - раздалось сзади. Я повернулся - за столом сидел как ни в чем не бывало, капитан Кречетов и возился с бумагами.

– Страшный сон - вымолвил я. - Война снится.

– Ого, и у тебя началось.

–  Что началось?

–  Синдром. Если война снится. У всех так, у кого нервы остались. Немного приснится еще и пройдет, не бойся.

Казалось, он даже не удивлен, хотя чем его можно было удивить.

Через час Кречетов посадил меня на обещанный борт. Мы еще немного поговорили. Мне показалось, что он понял меня, и даже прощались мы с ним почти как друзья.

–  Ну ладно Леша - сказал он. - Лети домой, нечего тебе тут делать. Счастливо! И не вспоминай ты об этом, а то кошки скрестись будут еще больше.

–  И тебе удачи, капитан! Спасибо за все. Счастливо!

Мы попрощались. Я сел в самолет и отправился домой.

На борту в основном летели гражданские, было несколько раненых солдатиков. Старики, дети, младенцы, молодые женщины. Обратное лицо этой войны - обездоленные, обескровленные люди, о которых почти никто не вспомнил, борясь за деньги, за нефть. Ведь кого-то не вывезли, кто-то не смог уйти от бури. Лес рубят
- щепки летят, вроде бы так говорил один из тех, кто рубил этот лес? Кажется, нынешние коллеги недалеко ушли от старшего товарища.

Я же думал совсем о другом. Что человек испытывает на войне? Раньше об этом я мог лишь догадываться по книгам, фильмам, и то –  лишь отдаленно. А теперь, побывав в ней, забравшись внутрь - немного понял. Это жуткое чувство, словно ураган прошел мимо и вот-вот вернется сюда.

Или если не говорить образно - страх. Животный страх, когда душа уходит в пятки, когда стоит нескончаемый грохот взрывов, бьющий по ушам; когда по стене непрерывно стучат пулеметные очереди, словно бы не в силах достать, но уже скоро просочатся и вонзятся в тебя.

Страх. Страх за жизнь, когда ты вжимаешься всем своим телом в этот развороченный кусок стены, пытаясь укрыться от бомбежки, и понимаешь, что это не поможет – вот-вот скорректируют огонь и от тебя останется лишь кисло пахнущая порохом и дымящаяся воронка. А если ты солдат - надо еще воевать. Надо давить этот страх в себе, пересиливать себя, свое нутро и идти. Идти на смерть. Смерть не всегда быструю и легкую, а зачастую - долгую и мучительную. Я много увидел убитых ребят здесь. Все они по-своему герои. Потому что не сбежали. Потому что погибли. Когда перед тобой лежит парень, еще вчера закончивший школу. А у него нет руки, ноги, голова свернута в неестественном положении, а живот рассечен осколками, будто какой-то маньяк постарался. Все в крови. Страшно.

Я вернулся домой. Прежде, чем приехать в редакцию, я встретился с Любой. Она рассказала мне, что у себя в газете я уже не числился. Оказалось, что Олег все рассказал обо мне главному. Я предстал перед ним пьяницей, авантюристом,
Поругался с главредом. Конечно Олег наболтал ему, нафантазировал такого, до чего бы я и не додумался! Но откуда-то здесь узнали о моих приключениях. Главный так и сказал:

- Вы бандит, вы убийца! Я немедленно вызываю милицию!

- Скорую не забудьте - ответил я. - Чтобы вас в психушку забрали. И хлопнул дверью. Ноги моей здесь больше не будет!

Люба дождалась меня. И это не просто слова - она и в самом деле ждала меня, я и не знал, что меня кто-то может ждать. Она сказала, что в редакцию приезжала милиция, о которой говорил главред. Вот откуда они все знают! В редакции шептались, что якобы я ушел воевать к шахитам! Ну уж нет, теперь то я точно знаю что такое слухи!

Но угроза быть арестованным была реальной. Мне ничего не оставалось делать. Об этом я думал еще там, в Горном. На обратном пути я уже решил для себя все. Лишь снова сказал Любе, своему ангелу-хранителю, чтобы ждала меня. Она нравилась мне и, видимо, я ей тоже. Что ж - может и вправду вернусь?

На следующий день я поехал в военкомат. Когда я сказал, что хочу служить по контракту - меня сразу же провели к военкому - вот товарищ полковник, поглядите какой уникум-феномен нашелся! Сам служить хочет! А почему это хочет? Мы за призывниками бегаем тут, еле отлавливаем, каждый третий - или плоскостопие, или энурез. Что вас привело к нам, молодой человек?

Я, товарищ полковник, не уникум, а простой журналист. Теперь уже бывший. И пришел сюда, чтобы служить в Шахетии. Да, я на полном серьезе. Нет, я не сошел с ума, хотя... Если бы вы знали, что со мной случилось. Я только что оттуда, делал репортаж.

И рассказал. Иначе бы меня сдали в милицию. Но военком оказался понятливым мужиком. Он пообещал, что не отдаст меня, а лично погрузит в вагон до Шахетии, раз уж я так хочу. Через неделю я был там.

Меня направили в ту же бригаду. Я вновь встретился с майором Калашиным. Он очень удивился. Позже удивление будет у всех, кто бы не встретил и не узнал меня. Он выслушал меня и отправил в сашин второй батальон. Рядовым. Большего мне и не надо.

Саша, встретив меня, несколько раз менялся в лице. Он вроде был рад, но в то же время был в смятении.

-  Леша, ну я же говорил тебе - не вздумай сюда возвращаться, что ты тут забыл?
Что я забыл? Не знаю. Бежал я от милиции? Наверное нет. Но что-то я не закончил здесь, в Шахетии.

Я мог бы написать что все так и закончилось, но на этом заканчивать рассказ было бы не правильно - ведь со мной произошло еще многое. Мы еще две недели копались в Горном. Армия шла в наступление, но шахи, даже отступая и теряя свои позиции, атаковали нас по ночам, делали вылазки, засады. Теперь мы воевали с партизанами. Через месяц после капитальной зачистки город был освобожден от бандитов. Еще два месяца преследовали и загоняли банды в горы. Я за это время стал сержантом и командиром отделения. Меня уважали. Пару раз легко ранило - но вроде обошлось, не комиссовали. Люба писала мне письма. В них она рассказала мне, что редакцию за это время разогнали - нашли какие-то нарушения, да и еще кто-то украл большую сумму денег.  Я даже подозреваю кто. А еще ждала. И я нисколько не сомневался в этом.

Служба продолжалась и я не мог не заметить некоторых вещей. Многие те, с которыми я виделся в прошлый раз, когда брали штурмом ДК, радостно встречали меня, узнавали и искренне удивлялись, почему я снова здесь, снова по делам? И еще большее удивление и в некотором смысле даже уважение ко мне (я замечал это по моментально менявшемуся взгляду) появлялось у людей, когда они узнавали, что я теперь один из них, я - контрактник. Не знаю смог бы я остаться в этой газетенке и работать там дальше, но я должен был вернуться сюда. Я вернулся. И мне дали прозвище - репортер. Военный репортер. Позже произошло событие, которое поставило на уши всю группировку войск. В наш батальон приехал корреспондент из столицы. Каким-то образом до них дошел слух, что в Шахетии воюет бывший журналист, да и воюет неплохо. Увидев меня, он обрадовался, хотя я сам немного охладел к своей бывшей братии. Рассказал ему все как было, что я увидел, и что со мной произошло. Он обещал издать интервью в своей газете (которая, кстати, весьма известна и популярна). К моему удивлению, обещание свое он сдержал. Поднялся шорох: как это так, журналист воюет с оружием в руках? Но мне уже было на все наплевать - я уже не считал себя журналистом. Я стал солдатом.



Военный репортер. Глава 1. Нежданная командировка -> http://www.proza.ru/2017/05/01/1793

Военный репортер. Глава 2. Два журналиста ->  http://www.proza.ru/2017/05/04/1694

Военный репортер. Глава 3. Добро пожаловать в АД -> http://www.proza.ru/2017/05/10/1674

Военный репортер. Глава 4. Старые знакомые. ->  http://www.proza.ru/2017/05/15/1699

Военный репортер. Глава 5. Война. День первый ->  http://www.proza.ru/2017/05/19/1839

Военный репортер. Глава 6. Война. День второй. ->  http://www.proza.ru/2017/05/24/1745

Военный репортер. Глава 7. Война. День последний -> http://www.proza.ru/2017/05/29/1794