Гений

Евгений Слоников
Джонс нервно ходил по допросной от стенке к стенке. Его раздражала тупость человека, которого он допрашивал. Он был похож на голодного льва в клетке, за прутьями которой режут свежее мясо, а ему не дают. В голове у него был какой-то сумбур, не смотря на то, что все детали давным-давно сложились, всё уже давным-давно доказано и всё уже в принципе решено. Но он всё равно никак не мог выбросить из головы один-единственный вопрос:
- Какого чёрта ты возомнил себя гением???!!! - Джонс рявкнул почти по-львиному, облокотившись обеими руками на стол, который отделял его от Преступника. - Ты больной псих! - Удар ладонью по столу. - Маньяк! - ещё один удар. - Сумасшедший больной придурок, мать твою!!! - и он ударил тыльной стороной ладони по кружке с нерастворимым кофе просто залитым уже давно остывшим кипятком. Кружка врезалась в стену и разбилась, но лишь самые самоуверенные гадалки могли попробовать угадать по стекающей по стене гуще, что сейчас в голове преступника. Ни один мускул не дрогнул на его лице. Ироничная улыбка никуда не исчезла. Может быть, толика одобрения промелькнула в его хитрых глазах... - С чего ты решил, что ты гений?!!!
Преступник даже не пытался делать вид, что устал от этого допроса. Он был спокоен и непроницаем. Он снисходительно посмотрел на Джонса и сказал:
- Мистер Джонс... Я же вам уже отвечал на этот ваш вопрос... Я, - и он слегка касаясь верхней одежды, потыкал себя указательным пальцем в грудь, - понимаю, что я - гений. А вы, - и он потыкал указательным пальцев в направлении разъярённого Джонса, - не понимаете этого... Вот и всё! И никто не поймёт. Потому что я - гений,а не кто-то ещё... Это же так просто объясняется, мистер Джонс...
- Так... Ладно... Давай ещё раз... - Джонс потёр пальцами виски, потому что в голове у него не переставая шумели электрички мыслей с постоянным "тудун-тудун, тудун-тудун..." Мысли уносились прочь, навсегда потерянные. Другие, наоборот, только примчавшиеся. Но ни за одну не удавалось зацепиться. И это было так шумно и раздражительно. - Принесите мне кофе. - сказал Джонс и сел на стул напротив преступника. Он тёр лоб левой рукой, когда в допросную вошёл молодой офицер и поставил кружку на стол рядом с Джонсом.
- Всё в порядке, мистер Джонс? - обеспокоенно осведомился молодой.
- Да... иди... Давай ещё раз... - Он уже обращался к преступнику. - Зачем ты убил Стивена Грэма? Девятилетнего Стивена Грэма, чёрт возьми!!!
- Что ж, мистер Джонс... Я расскажу снова, если вы не в силах понять с первого раза... Всё началось с того...
... Всё началось с того, что я, как всегда проснулся в семь часов семнадцать минут и тридцать четыре секунды. По моим вычислениям - это самое удачное время для того, чтобы проснуться. Сделал зарядку для ума, решив несколько сверхсложных головоломок, продлив число Пи ещё на несколько знаков и опроверг несколько канонизированных теорем... Я понимаю, что вы в этом мало что смыслите, поэтому буду говорить по-простому: я сделал то, что вы обычно делаете по утрам. Помимо зарядки, принял душ, всё как полагается. Съел на завтрак половинку варёного яйца всмятку и половинку жареного. Три с половиной бутерброда, если четыре то меня начинает снова клонить в сон, и немного шоколада. Около десяти часов я покинул своё жилище и вышел во двор. Погода была прекрасная, мистер Джонс. В меру тепло. Солнце светило не слишком вдохновенно, а прохладный ветерок обдувал чуть ли не до щекотки. Я присел на скамейку, закрыл глаза... Расслабился... Думал о живописи, о музыке, о природе... Природа - именно это искусство! Все остальные виды искусств, которые вам известны, мистер Джонс, это пародия. Человеческие таланты и развлечение. Даже математика, в которой я достиг совершенства, - тоже ничего не значит. Вы не думайте, я не считаю себя Богом или самой природой тем более! Я обычный гений... Просто таких, как я не существует больше. Когда я открыл глаза, рядом со мной на скамейке сидел мальчик. Обычный паренёк, чумазенький, потому что убивал комариков на лице руками, которыми пытался совсем недавно поймать тритона. В шортиках и футболочке с какими-то супергероями. С палкой в руке, с которой он недавно воевал с крапивой, отсекая ей "головы"... И этой палкой мальчуган нарисовал на земле сетку для игры в "Крестики-Нолики". И начал играть сам с собой. Поставил один крестик. Потом нолик... Потом снова крестик... Снова нолик... Потом мальчуган насупился и задумался. Если он поставит крестик не туда, куда надо, он сведёт поединок к ничьей. Если поставит в нужную клеточку, то победит. Он поставил в нужную, зачеркнул полоску крестиков, воскликнул: "Ура!!! Я победил!!!" и помчался украшать детство новыми приключениями!
Я долго сидел ещё на лавке. Я поднял брошенную мальчиком палку и сам нарисовал сетку этой примитивнейшей игры. Поставил крестик, нолик, снова крестик, снова нолик... И тут в мой мозг вонзилась какая-то ядовитая стрела, мистер Джонс. Естественно, я видел все возможности и знал любой результат... Я нарисовал другую сетку, тоже самое... Третью, четвёртую... Я всё понимал, что будет ничья в любом случае! Я не мог понять одного, как мальчик умудрился выиграть!!!!! Я легко мог бы поставить крестик или нолик и зачеркнуть победную линию... Но ведь это означает, что я проиграл!!!! Я!!! Гений!!! Совершенство!!! Я никогда не проигрывал!!! Но я не могу проиграть, если я выиграл! И ничьей быть не может, потому что я не выиграл в таком случае, понимаете, мистер Джонс?
Я трое суток беспрерывно пытался что-то понять... Я чертил эти проклятые клетки! Вставлял в них крестики, нолики... И никогда не мог закончить начатый поединок! Я понимал, что ничья меня не устроит! А если я выиграю - я же и проиграю! Мистер Джонс!!! Этот мальчуган, как какой-то вирусоноситель, заразил меня тем ощущением, что я не гениален!!! И это даже не из-за предугадываемого результата: ничья-выиграл-проиграл! А из-за того, КАК мальчик мог выиграть??? Он же выиграл и радовался, как чемпион золотой олимпийской медали! Я не мог понять одного, мистер Джонс... Он ведь проиграл... Почему он радуется?..
Я понимал, что скорее всего мальчик выиграл по глупости... Но ведь я не могу выиграть по глупости!!! Это рушит все правила моей гениальности! Я знаю, что я проиграю, если выиграю!
Я убил отца этого мальчика, потому что был уверен в том, что если уж мальчуган знает, как себя победить, то это генетика. Мне было достаточно только волосинки с его головы... Вы уже знаете про мою химическую лабораторию, в которой я иногда практикуюсь. Но произошло недоразумение. Я знал, что мистер Грэм ходит в ночную смену на работу через довольно тёмный проулок. Где нет фонарей, а у стен домов даже нет окон, которые выходили бы на мрачный пейзаж противоположного дома. Поймите, мистер Джонс... Если бы я представился и попросил у мистера Грэма пару волос с его головы, он бы не правильно меня понял. А потом бы по району поползли слухи, им распущенные, что, вот какой-то дядька попытался срезать с меня скальп... И тому подобное. Я был только в носках, мистер Джонс, и при каждом шаге размазывал свой след будто оттираю дерьмо от ботинка. Естественно, мистер Грэм услышал, что я иду сзади, но не побежал, а просто обернулся, как обычно в таких случаях поступают не самые умные люди. Меня это насторожило, но не остановило. Я ударил его тем, что есть в каждом доме. Чугунной сковородкой. Сначала выбил зубы, горизонтально нанося удар. Когда это происходит, жертва зажимает инстинктивно рот руками, поэтому крик нереален... Следом ещё один удар туда же. Ещё один в голову. Когда мистер Грэм упал, я раскромсал ему голову сковородой полностью. Думаю, если бы вы и ваша служба вообще догадались бы, чем совершено убийство, вам бы пришлось не сладко! Но у меня было ещё пятнадцать минут, прежде, чем окажется ясным, что мистер Грэм опаздывает на работу. Естественно, я был в перчатках. Сковороду подкинул на территорию местного обиталища бомжей. Я понимал, что риск вероятен. И что у бомжей могут спросить в первую очередь... Но вероятность того, что обвинят во всём пьяного бездомного - перевешивал. Ограбление я попытался инсценировать и карманы мистера Грэма на всякий случай вывернул... Но выкидывать на территорию бомжей мелочь, бумажник и карманные часы не стал. Их поглотила река.
В своей лаборатории я проверил кровь,забранную мной шприцем. И я был просто шокирован, мистер Джонс! Это был обычный, нормальный, среднестатистический обыватель! Никаких даже зачатков на гениальность! Я плюнул на пол от злости, что я вообще никогда не делал! И я понимал, что мне нужен сам мальчуган!
Прошла неделя после того, как я убил мистера Грэма. И всю эту неделю я мучился над нерешаемой проблемой! Почему мальчик радовался победе, если он проиграл!!! Миссис Грэм я убил быстро... Я понимал, что два убийства членов одной семьи будут распроданы газетами на весь мир, но мне надо было понять то, что не помещалось в моей голове! Почему мальчик решил выиграть, хотя мог сыграть вничью...
Миссис Грэм я встретил в том же переулке, где убил её мужа. Только днём. Я знал, что она каждый день приходит сюда и кладёт на место убийства цветы. Я пришёл туда в это же время. С живыми цветами. Извинился перед ней... Рассказал, как было... И перерезал ей глотку ножом... Она, как и вы, мистер Джонс, не понимала, что такое гений! А мне нужны были всего лишь ключи от их квартиры. Я их нашёл, обыскав труп бедняжки. Которая не понимает, что растит величайшего гения!!! Но я должен был узнать его секрет...
Я беспрепятственно открыл дверь. Вошёл. Тёмная прихожая, поворот на кухню, в большой комнате нет никого... Покрашенная в белый дверь - там он! Мальчик, который умеет победить самого себя... И я вошёл в его комнату...
Он расставлял солдатиков на столе. Как будто понимая, что ему нужна какая-то защита... У меня было мало времени, чтобы следить за его стратегическими планами. Я сказал: "Привет, Стиви..." Он испугался, конечно. Но я был само уважение к его возрасту. Сказал, что мама отправила меня поглядеть за ним... Что ей теперь сложно без папы, а я - лучший папин друг. Чтобы совсем развеять неискренность, я сказал: "Давай поиграем в "Крестики-Нолики"? Маленький Стиви согласился, мистер Джонс. Я был так рад! Только он играл на своей сетке, а я на своей. И листы бумаги у нас были для каждого. Когда маленький Стиви прокричал "Я выиграл!!!" и с гордостью зачеркнул линию ноликов, я сидел в раздумье... Сделать ничью или проиграть? Я не могу выиграть в любом случае!!! Как у него получается выиграть и радоваться тому, что он проиграл???? Мистер Джонс... Когда я воткнул ручку в глаз мальчишки... Это был тот единственный случай, когда я поступил неправильно... Меня уже было не остановить, потому что я думал, что я всегда прав. Я ломал череп Стивену Грэму стулом, чтобы понять, как он себя побеждает! Ну ваши подручные меня за этим и застали... Хотите, чтобы я вам пересказал эту историю в сотый раз, мистер Джонс?
Джонс вообще ничего не хотел, кроме как удушить, размазать по стене, затоптать в пол эту мразь! Он закрывал глаза... всё равно кровь и мальчик, на которого рушится и рушится стул. Он закрывал закрытые глаза ладонью... Темнота была с красным оттенком... Потом мысль: "Я убью его прямо сейчас и прямо здесь... И плевать, что будет! Его не будет - и всё!" Джонс встал. Вытер рукой губы, вытер ладонь о форму, достал пистолет с холостыми пулями, обошёл стол, приставил дуло к виску преступника и выстрелил. На всякий случай кромсал рукояткой пистолета бессмысленно подпрыгивающую голову от ударов. И с каждым ударом, раздельно, повторял: "Ты - ни хрена - не гений!!!" Когда его забирали, скручивали руки вбежавшие в допросную люди, он плюнул на труп и сказал: "Тебя девятилетний мальчик сделал, мразь... Какой же ты гений?.."