Обращение

Алексей Панов 3
Обед, съеденный в кафе одного из московских вокзалов, быстро спустился в нижний отдел кишечника и встал там. Организму требовалось немедленно от него освободиться.
Андрей подходил к станции метро. Ехать ему всего несколько остановок, и он решил не возвращаться на вокзал, а дотянуть до гостиницы. Первое сожаление пришло едва вошёл в вагон электрички. В животе урчало и бурлило, перекрывая шум поезда, а там, где заканчивался ЖКТ, было совсем туго. Андрей сначала улыбался возникшей ситуации: «Что если не дотяну? Вот комедия-то будет!» Но постепенно он становился серьёзнее. Вот уже чувствовал, что и в самом деле может не выдержать напряжения. Ужас заполз внутрь его, пробежал мурашками по спине и выступил холодным потом по всему телу. Андрей лихорадочно соображал, что ему делать? Он вспомнил, что там, на верху, вблизи его гостиницы есть новостройка, где можно найти укромное местечко. Только до стройки идти столько же, сколько и до гостиницы, и неизвестно, найдёшь ли там место. Как всегда, может случиться нечто непредвиденное. Эту мысль он отбросил, как непригодную.
Поезд начал притормаживать, пассажиры покачнулись вперёд, и Андрей от неожиданности с трудом удержался за верхний поручень. От встряски этой в животе что-то щёлкнуло, боль пронзила всё тело снизу доверху. Андрей зажмурил глаза, поморщился  от боли и от того, что силился сдержать нарастающее давление в кишечнике. Поезд встал в тоннеле. По неизвестной пассажирам причине так случается весьма часто. «За что мне такое наказание, - думал Андрей, - хоть бы поезд скорее пошёл». Стоял долго. Буря в животе слегка успокоилась.
Сжимая зубы и кулаки, весь потный, Андрей вышел на своей станции, поднялся  на поверхность земли. Спортивная сумка оттягивала плечо. В другой раз он не заметил бы её тяжести, но сейчас она забирала много драгоценных сил. Андрей, весь напрягшись, шёл к гостинице, думая лишь о том, чтобы не случилось коричневого несчастья. Сам не заметил, когда и как начал молиться.
Господи, прошу Тебя, помоги мне дойти до гостиницы! Сделай так, чтобы не прорвалось наружу то, чем меня накормили в кафе. Ты же понимаешь, какой позор для меня будет, если я не сдержусь.
Говорил он эти слова ничего и никого не видя вокруг, ни на что не отвлекался, и почувствовал настоящую связь с Богом. Ту зримую связь, которая возникает с Ним, когда человек находится в экстремальной ситуации. Тогда он искренен, честен, возносит молитву праведную всем духом своим, а не языком, думая в это время о своих житейских проблемах.
Сам он, на секунду очнувшись от молитвенного экстаза, удивился своему молитвенному состоянию, ведь никогда раньше этого не делал.
«Господи, боже мой, умоляю тебя, помоги мне! Я понимаю, что я веду жизнь грешную, что не борюсь с грехами своими, что я сквернословлю, чревоугодничаю, прелюбодействую, краду у родного предприятия, ближнего своего не могу возлюбить как самого себя, людей осуждаю, много говорю лишнего, гордыня и тщеславие во мне есть, злюсь часто, добра людям не творю, не прощаю обидчикам своим, но помоги мне, Господи. Я в благодарность Тебе сделаю… Я буду…» Андрей запнулся, соображая, что же он может обещать Господу.
А Господь откликнулся. Андрей это почувствовал всею душою своею. Явственно почувствовал. Так почувствовал, будто Господь шёл с ним рядом по московской улице.
- Что же ты запнулся, Андрей?
Удивился Андрей этому вопросу, но сразу просиял неощутимой до того радостью. Он не чувствовал своего тела и недуга временного. Он будто парил над огромным городом.
- Не знаю, Господи, что обещать Тебе?
- Как не знаешь?!
- Древние князья обещали Тебе храмы воздвигать, если победу над ворогом им Ты посылал.
- Ну, ты хватил, Андрей! Зачем это тебе древние князья потребовались?!
- Не знаю.
Пауза затягивалась. Андрей почувствовал, что Господь может отойти от него, и тогда с последствиями он точно не справится.
- Господи, я никогда не ходил в храм. Я не могу обещать Тебе, что после этого случая буду ходить в храм. Я не вижу там для себя ничего хорошего, нужного. Я не могу Тебя сейчас обманывать, да это и невозможно, ибо Ты и без слов всё знаешь. Если я скажу, что буду ходить в храм, то ведь не сдержу своего обещания.
- Кто тебя туда тянет?
- Положено так. Вроде бы… Не знаю… Научи, что я должен делать? Ты ведь каждому даёшь крест по силам его.
- Андрей, ты же перечислил грехи свои.
- Я понял, Господи, мне нужно бороться с грехами своими! Это будет первый шаг. Но я… Я не знаю…
- Чего ты опять запинаешься?
- Сразу со всеми грехами я не справлюсь. Их гораздо больше, чем я перечислил.
- Конечно, не справишься.
- Как же быть?
- Ты выбери один-два греха наиболее лёгких, с которыми точно знаешь, что справишься. Победишь их, выбери другой грех и с ним борись. Так постепенно по этой лестнице поднимайся вверх. Но борясь с очередным грехом, не забывай обо всех прочих. Удерживайся и от них.
- Спасибо, Господи! Благодарю Тебя за науку жизни!
Слёзы умиления и радости выступили на глазах Андрея. Он снова вернулся к земной реальности. Почувствовал боль в животе: «Вот, заразы чёрные, накормили меня какой-то отравой!» И тут же лёгкая боль пронзила и сковала всё тело, да так, что и дышать не мог.
- Прости, Господи! Понял я. Понял.
Почти крикнул он эти слова. А может и правда крикнул. Упёрся в фонарный столб, прислонился лбом к прохладному железобетонному телу его и потерял сознание на несколько секунд. Очнулся. Увидел перед собой лицо пожилой женщины, очень сильно похожей на свою мать.
- Вам плохо? Мужчина, вам плохо? – часто повторяла она.
- Нет, спасибо вам. Мне хорошо.
Андрей оттолкнулся от столба и зашагал к гостинице. Болей не было и давление переваренных масс можно сдерживать. «Кто сегодня администратор? Если Светланка, то это хорошо, а Катьку, пожалуй, не скоро сыщешь». Гостиница, в которой Андрей всегда останавливался, приезжая в командировки, была простенькой, из разряда самых дешёвых в Москве.
И снова напор на выход содержимого кишечника усилился.
- Прости, Господи, я снова плохо подумал о людях. Хорошие они девчонки. Обходительные, слова грубого не скажут. Я, Господи, ещё не привык к своему новому состоянию.
- Ничего, Андрей. Главное, стремись к лучшему.
- Господи, скажи мне. Вот я смогу не сквернословить, не сразу, но постепенно. Смогу ограничить себя в пище, чтобы плоть свою усмирить. Смогу не болтать лишнего, не думать о людях плохо, прощать обидчиков…
- Ты уверен, что это просто?
- Нет, конечно. Я знаю, что над этим надо долго и трудно работать. Но я хотел сказать, что есть такие грехи, с которыми я справиться не смогу.
- Разумеется, ты, Андрей, праведником безгрешным никогда не станешь. Среди людей нет таковых.
- А как же тогда?
- Пойми, что важна сама борьба с грехами. Борьба искренняя, не показная. Человек сам себя должен исправлять, да так, чтобы другие ничего не видели, не знали, не замечали.
- Я понял! Надо бороться с грехами и не ждать никакой награды от Тебя, ведь мы должны это делать ради собственного спасения.
- Хороший ты ученик, Андрей, быстро всё на лету схватываешь. Но это в экстремальной ситуации, когда тебе просто необходима Моя помощь. Посмотрим на твоё поведение в обычной жизни.
Андрей потупился, понимая справедливость слов Господа. Трудно на это что-то возразить, обещать. «Главное, не забыть этого общения с Господом. Потом не забыть».
- Что приуныл?
- Думаю. Думаю, Господи, как бороться с некоторыми грехами? Есть такие, которые мне не по силам. Не то, что побороть их полностью, а хотя бы частично побороть, приостановить.
- Называй.
- Например, Заповедь: не кради. Я ведь снабженцем работаю на заводе. Тут система такая, что не красть нельзя, то есть, не получится. А на одну зарплату с женой и детьми прожить не реально.
- Андрей, у Меня составилось о тебе лучшее мнение.
- Понимаю, Господи, но как быть?
- Брось работу свою. Разве это не понятно тебе самому без разъяснений?
- Да. Понятно. Теперь понятно. Понятно, Господи.
Андрей мялся. Ему хотелось задать Создателю вопрос, но он боялся этого вопроса. Не знал, можно ли Его спросить. А Господь, конечно же, всё видел, что творится в душе сына Его.
- Говори.
- Я понял, Господи, что я брошу работу, а Ты поможешь найти другую?
- Если твои намерения будут искренние, если Я увижу, что ты уходишь с работы, чтобы побороть один из тяжких грехов своих, если ты никому не станешь рассказывать об этом, твёрдо будешь верить Мне, то помощь Моя тебе будет оказана.
- Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты для меня делаешь. Я знаю, что Ты для меня делаешь гораздо больше, чем я того заслуживаю. Я ничего не прошу у Тебя, ибо Ты лучше меня знаешь, что мне дать, а чего не давать, что для меня полезно, а что бесполезно, что для меня хорошо, а что плохо. И Ты мне, Господи, всё это даёшь сполна, и даже больше, чем я заслуживаю! Благодарю Тебя за это! Благодарю за то, что жизнь мою Ты делаешь спокойной, мирной, без плохих происшествий, не посылаешь мне тяжёлых испытаний. Благодарю Тебя за хорошую жену, которую Ты мне дал. Благодарю за здоровых детей, которых Ты мне дал. Благодарю Тебя за то, что родители мои живы и здоровы. Благодарю Тебя, за то, что я не курю и не имею тяги к алкоголю. Благодарю Тебя…
- Андрей, Андрей!
- Вот я, Господи!
- Заходи в гостиницу, давно уж у дверей стоишь.
Андрей вошёл. Прошёл мимо поста охраны, за руку поздоровавшись со знакомым охранником. Подошёл, просветлённый, к стойке администратора.
- Здравствуйте, Андрей Сергеевич!
- Ты чего, Светуль, так официально?! – Ухмыльнулся. – Привет!
- Вы сегодня какой-то особенный. Будто свет неземной от вас исходит.
Андрей вспомнил, что ему надо торопиться. Хоть и нет сейчас никаких проблем, но надо спешить.
- Светочка, оформи меня скорее. Мне в номер очень нужно. Я потом спущусь с тобою поболтать.
- Хорошо, Андрей. Паспорт давай.
Андрей поднялся в лифте на шестой этаж. Подумал в замкнутой коробке о том, что вдруг лифт сломается и встанет, как поезд в метро. Вот тогда все увидят его коричневый позор! Но вспомнил, что Бог его бережёт, обратился к Нему мысленно с благодарственной молитвой.
Выйдя из туалета, Андрей почувствовал исчезновение присутствия Бога. Это чувство присутствие Бога постепенно ослабевало.
- Господи, не покидай меня, - взмолился Андрей.
- Что же тебе? Я довёл тебя до нужного пункта.
- Благодарить хочу. Поговорить хочу. Ведь такого случая, может, за всю жизнь не представится.
- Всё от тебя зависит.
- Понимаю. Да, да, понимаю, Господи, но погоди, не прерывай канал связи!
Андрей подошёл к окну и, глядя в уже начавшее темнеть небо, продолжил:
- Спросить хочу. Главное хочу спросить у Тебя. Скажи, как мне относится к религиозным учениям?
- Как душа велит.
- А если она их отвергает? Нет, я знаю, что в них много хорошего, что они учат добру. Но там есть много того, что я не принимаю. Обряды например, песнопения, поклонение разным предметам культа, всякие догмы. Что с этим делать-то?!
Андрей говорил быстро, почти скороговоркой, боясь, что связь прервется, и он не сможет услышать ответа, даже вопрос не сможет окончить.
- А ничего не делать.
- Как?!
- Видишь ли, если человек искренне верит в религиозное учение, принимает обряды, предметы культа, то всё это ему помогает. Они лишь проводник в его Вере, в его борьбе с грехами, в его работе над собой.
- Прости, Господи, меня недостойного, но позволь спросить: ведь среди них большинство не искренни. Прости, я не хочу никого осуждать, я не имею право на это, я не хочу ни о ком думать плохо, но я знаю из личного опыта, что большинство людей уходят в религию из корыстных соображений, ожидая получить награду от Тебя, прося у Тебе много всего недостойного.
- Правильно говоришь. Я тебе сказал об искренней Вере, а таковых, у кого она есть, единицы. Я вам дал всего десять Заповедей, а вы на их основе создали разные религиозные учения, до конца понять которые не каждому по силам. Этому надо учиться долгие годы. Прихожане церквей тоже задают много вопросов священникам, не понимая сути религии. Священники пытаются отвечать, учить, да ничего хорошего из этого не выходит. Вы создали грандиозную, сложную, многотрудную науку о Вере в Бога, в Меня. Тысячи томов по философии, теософии, теологии написали, а живёте всё хуже, всё греховнее. Да ещё жалуетесь на то, что Бог вам не помогает. Исполняйте десять данных вам Заповедей и живите спокойно. Спасайтесь простым и искренним исполнением Закона Моего.
Стоял Андрей и слушал, раскрыв рот. И упал на колени пред Господом, и земно поклонился Ему. Ничего уже сказать не мог.
- Андрей! Андрей!
- Вот я, Господи!
- Иди ужинать, Андрей. Кафе гостиничное скоро закроют.
Андрей почувствовал сильный голод, будто целую вечность ничего не ел. Спускался он вниз по лестнице, чтобы было больше времени успокоится, придти в себя, подумать о случившемся. В кафе его встретила улыбающаяся Рая. Она всегда улыбалась, хоть и была не молода. Её золотой зуб сиял глаза слепя!
- Припозднился ты, Андрюша. Пельмени есть и борщ.
- Давай.
- Чего?
- Всё давай. Ещё салатик сооруди из огурцов-помидоров.
- Капустка* только с хреном.
- Подойдёт.
Рая ушла на кухню и скоро вернулась с подносом, на котором стояли тарелки с нехитрым ужином. Поставила всё это перед Андреем и отошла к прилавочку своему. Оттуда внимательно разглядывала Андрея. Уж очень он сегодня интересный. Вроде бы, трезвый, а какой-то странный.
Андрей завис с вилкой над салатиком, облокотившись локтями о стол, и думал о своём, о новом своём образе, в который был обращён великим чудом, сотворённым Всевышним.
«Есть люди мудрые. Над мудрыми, есть премудрые. Над премудрыми – святая простота! Вот главная мысль нынешнего моего дня. Ведь и Господь сказал, что дал нам простое учение, а мы на его основе создали многотрудную теорию. Конечно, учение только на вид простое, потому что короткое и ясное, но исполнить его сложно. Однако надо исполнять, надо стремиться исполнять, а не придумывать разные причины, которые «логически» подводят нас к выводу о том, что Заповеди Господа не исполнимы. Мы сами себя обманываем. Правда, что человек все их исполнить не может, но надо к этому искренно стремиться. Стремиться, чтобы спастись. Для нас это нужно, чтобы быть нам честными и чистыми перед Богом. А уж о награде Он управит в Судный день: либо с отрицательным знаком она будет, либо с положительным. Гениально ведь звучат слова, что над премудростью – святая простота. Не мои слова, где-то я их слышал. Мы стремимся создать свой мир, как светский, так и духовный. Светский мир создаём с помощью научно-технического прогресса, думая, что чудо машинами и прочими, так называемыми, благами создаём себе правильный мир. А на самом деле, от природы и от Бога отрываемся. Духовный мир мы выстраиваем на основе непонятного религиозного учения, состоящего из догм и обрядов. Думаем, что исполняя внешние признаки Веры, мы действительно поступаем праведно. А кругом грехи наши. Такие грехи, которых мы уже и не замечаем, не понимаем, что это грехи. Если бы мне до сего дня кто-то назвал некоторые мои грехи, я бы, пожалуй, возразил ему, спорил бы с ним. Например, сквернословие. Ведь мат давно и прочно вошёл в нашу разговорную речь, да и не только в разговорную. Мы с детьми матом разговариваем, а они им между собой. Дети и не понимают, что мат это сквернословие, что это плохо, что его надо изживать. Или вот грех чревоугодия. Хорошего человека, говорят, должно быть много. Действительно так, только не телесно, а духовно. Добра он должен много творить людям. Плоть же утяжеляет дух наш, делая его чёрствым, не способным к общению с Богом. Бога мы уже давно не чувствуем, не понимаем Его, раздражаем некоторыми своими просьбами, если, конечно, «раздражение» употребительно по отношению к Богу».
Рая давно подошла к Андрею, присев на соседний стул, смотрела на него и улыбалась. Андрей её не видел. Она теперь поняла, что Андрей озабочен чем-то очень серьёзным, тем, чего никогда с ним не случалось.
- Андрей, ты бы поел, а то стынет всё, да и мне закрываться пора.
Тихий и мягкий голос Раисы вывел его из задумчивости. Он вспомнил, где находится и стал быстро есть. Рая отошла от него, ни слова не говоря.
Поужинав, Андрей поднялся в свой номер. О телевизоре и сне совсем забыл. Распахнул окно. Шум незасыпающего города ворвался в комнату вместе с вечерней прохладой, освежившей его, придавшей бодрости. Андрей воззрился в тёмное небо, едва различая в бездонной вышине светлые точки далёких звёзд. В городе их видно намного хуже, чем в лесу, или в лугах, или возле речки. Андрей уже не смел обращаться к Господу с целью восстановить канал связи, который был открыт днём. Ему очень бы хотелось вновь открыть этот канал, но он понимал, что нужно довольствоваться малым, что того, что дано ему было днём, не каждому человеку во всю жизнь даётся. Теперь надо всеми силами оправдать полученное доверие, надо стать совершенно другим человеком. Андрей даже не думал о том, как свою перемену объяснить близким, особенно жене, детям. Он уже знал, не надо делать резких движений, надо постепенно, планомерно продвигаться к поставленной цели, тогда и родственники, друзья не заметят никаких перемен, не будут им противодействовать. В первую очередь надо перестать злиться, повышать голос, быть смиренным, не сквернословить и бороться с чревоугодием, попросту говоря, с обжорством. Достигну этого и буду шаг за шагом продвигаться дальше. А Господь постепенно станет открывать те грехи, с которыми надо бороться. Среди них будут и такие, о которых не подозревал, что это грехи, что это плохо.
Да, много мы всего лишнего, ненужного имеем и продолжаем стремиться к стяжательству. О, стяжательство, ещё один тяжкий грех. Сребролюбие. Ведь на самом деле, нам нужно для жизни намного меньше того, что мы имеем. А мы думаем, что не достаточно у нас всего есть, что надо больше.
Господь позволил развиваться техническому прогрессу. Ведь за  100-150 лет техника достигла небывалых высот. А за последние 20-30 лет – головокружительных высот. Мы живем, будто в раю! Всё у нас есть, даже с избытком, только распорядиться всем этим мы не можем. Премудрости великой достигли в науках, в технике, а над премудростью должна быть святая простота. Каким будет мир постиндустриальный, посттехнический?! Это трудно представить современному человеку. Конечно, святая простота не подразумевает возвращение к пещерному образу жизни. Она подразумевает жизнь с Богом, в Божьем Царстве. Достигнет ли человечество этого? Не захлебнётся ли в собственных грехах? Не задавят ли его созданные им же самим машины?
Утром Андрей вышел из номера отдохнувший и бодрый. Он весело пожелал доброго утра горничной Анюте и отправился выполнять последнее в своей жизни командировочное задание, связанное с исполнением обязанностей снабженца. Анюта вошла в номер прибрать там и поняла, что Андрей во всю ночь не ложился.

Май – июнь 2017.

* В этом слове нет опечатки. Именно так она его произносит. Рассказ не автобиографичный, он придуман, но некоторые персонажи списаны с реальных людей.