Мои хутора. Про кино и прочее Как отдыхали земляки

Борис Лембик
Мои хутора. Как отдыхали земляки(Культурная жизнь)


Самое первые воспоминания о том, как отдыхали земляки были у меня от Максимовой(д.Лымарь) Екатерины Филипповны. Рассказывая о довоенной жизни, она вспоминала как вечерами местные парни скидывались и приглашали гармониста. И начинались танцы, бывали они в общежитии на ферме, или в клубе. Также по воспоминаниям клуб сначала находился в Евдокимовом доме, который стоял неподалеку от маленького прудка в Звонарях (можно посмотреть на схеме хутора). На моей памяти клуб был в одном здании с магазином и уже находился у плотины Фермовского пруда, практически на отшибе.  Сам клуб представлял одну комнату-зал, ни сцены, ни занавеса не было и экран висел прямо на стене. И вроде ещё были развешаны агитационные плакаты.

Основным культурным мероприятием было кино. Всё начиналось с того, что обычно почтальон (возможно иногда и кто-то другой) привозил из Новокиевки не только почту, но и коробки с фильмом. Развозя газеты и письма он одновременно и сообщал название фильма, зазывая зрителей. Интересно было подбежать к саням или двуколке и попробовать прочитать название. Ну а время начала менялось в зависимости от того когда темнело, и как земляки управлялись с домашним хозяйством.

Приезжала ли кинопередвижка не помню, думаю, что старшее поколение знает об этом больше. Что пользовалось популярностью, какие фильмы: нас ребятишек привлекали конечно военные и шпионские, помню, как с удовольствием к месту и не к месту повторяли слова «Альба регия» - кажется это был позывной у разведчиков, давший название фильму. Но у взрослых на особом счету были индийские, как теперь говорят, мелодрамы. На фоне обычного сельского быта цветные кадры чужой жизни казались диковинкой, да и сюжеты хоть и простые, но трогательные.
О том, как показывали кино. Первые годы, когда ещё не было постоянного электроснабжения у клуба(летом) или в пристройке(зимой) ставили небольшой бензиновый генератор. Трещал он так, что слышно было далеко, в том числе и в зрительном зале. Ну а зимой сам киноаппарат вносили внутрь и устанавливали на стол, тогда шума было ещё больше, Да и звуковые колонки хрипели так, что слова понимали с трудом. В клубе стояли разнокалиберные стулья и несколько лавок, так что с местами было туговато. Приходилось читать у земляков о том, что у них из дома приносили лавочки на всю семью. Но такого у нас не помню, да и клуб, как я уже писал, стоял на отшибе – не удобно таскаться. Частично проблема нехватки мест решалась тем, что ребятишек усаживали прямо на пол перед экраном. Приходилось сидеть весь фильм задравши голову, те кто помладше иногда и засыпали прямо на полу.

Показ проходил «весело», тем более что после каждой части киномеханик перезаряжал аппарат и из-за этого был небольшой перерыв. В это время мужики спокойно закуривали, и помещение наполнялось табачным дымом. Во время сеанса можно было смотреть как лучи от киноаппарата прорезают это табачное облако. Ну и грызть семечки было обычным делом. Несмотря на просьбу-призыв не сорить, после сеанса всегда между рядами оставалась шелуха. Во время кино, да и в перерыве, кто-нибудь из мужиков, мог пустить «сальную» шуточку, его вроде как одергивали: «Тут же диты!», но удачной шутке смеялись с удовольствием. При нынешнем свободном показе на всех возможных экранах полуобнаженки (да и похлеще), тогда показ объятий и поцелуев при детях считался почти аморальным.  Во время таких кадров киномеханик или кто-нибудь из зала прикрывал объектив рукой. Но чаще всего мой отец, как учитель и ответственный за воспитание молодого поколения, давал команду детворе «А ну закрыли глаза!». Мой ровесник Валентин Крысин при встрече в 2010 году пересказывал эту ситуацию, и как тайком старались подсмотреть – что же там на экране!

Бывало так, что пленка была старая, обрывалась и на экране появлялся кадр с оплавленными краями. Тогда перерывы учащались на склейку и перезарядку, а киномеханику и пленке «доставалось» словесно. Со временем уже народ разобрался, что если в углу кадра появляется небольшой белый кружочек или треугольник, то скоро окончание части. А выброшенные при склейке повреждённые куски пленки ребятишки обязательно собирали: из них хорошие «дымовухи» получались.
Припоминаю, что киномеханики менялись часто, но последние годы работал Куданов Николай Петрович.  Земляки рассказывали о том, что он никогда не начинал фильм (даже при полном зале) до тех пор, пока не приходила с дойки его супруга Лискова Любовь. На все требования он принципиально отвечал: «Пока Люба не придет, кино не будет». Предполагаю, что работал он до ликвидации хуторов.
 
В этом же клубе давала концерты местная художественная самодеятельность и народу набиралось ещё больше чем обычно.  Какие были номера в памяти не сохранилось. Хотя помню, что за танцевальные номера двум девчушкам (класс примерно шестой или восьмой, фамилии не помню), вручил по паре чулок секретарь парторганизации бригады Крысин Алексей Иванович.
Зрителей из Головатовки обычно привозили, бывало так что на тракторной тележке, другого транспорта не было, особенно осенью или весной. Но в самой Головатовке тоже было помещение, которое предназначалось под клуб, и также располагалось в одном доме с магазином. Но работал очень редко, и хотя жители просили кинопоказ и остальное, могу вспомнить один или два раза. Какое-то время помещение использовали под склад, а позже приспособили под жилой дом.

Во время уборки в Головатовке за Лымарями рядом с маленьким прудком был бригадный ток и на нём устраивали концерты. Это была, скорее всего, какая – либо колхозная самодеятельность- агитбригада из Новокиевки, либо заезжие артисты из города. На току ставили рядом две автомашины, раскладывали борта и получалась сцена. У машин стоял обычно автобус, в котором артисты переодевались и готовились к выступлению. Зрители усаживались на бурты зерна, да и прямо на земле. Ну а на концерт из Полтаво-Звонарей колхозников возили на открытой машине. В кузове стояли вперемешку взрослые и дети. Ехала машина и неслись тогда над ночной тихой степью звонкие голоса поющих колхозниц, и вплетался в песни мощный мужской голос. Запомнилось, что отец, как сельский интеллигент, одел на это культурное мероприятие шляпу, когда остальные предпочитали фуражку или как говорили картуз. Во время такой поездки у него ветром на ходу сорвало шляпу. Пришлось останавливать машину, и он бегал, подбирал её.
В последние годы существования хуторов клуб снова переехал, на этот раз в новый щитовой дом построенный непосредственно на Таврии. Но я в нём уже не бывал.