Как повернет

Олег Липкарт
Алефтина Андреевна обвела аудиторию взглядом и остановилась на мне:
- Вот вы, Голявкин. Дайте мне определение эллипса.
Я поднялся с места и, вздохнув полной грудью, так же браво, без единого слова выдохнул.
Алефтина Андреевна приподняла одну бровь:
- Ну, так что?
Я поднял голову к безупречно побеленному потолку и не найдя на нем никакого изъяна опустил глаза к полу.
Математичка выждала ровно девять секунд и всё тем же спокойным тоном спросила:
- Так вы сможете дать определение эллипсу, Голявкин?
Я поднял глаза и как бы оправдываясь, развел руками:
- Ну, конечно могу. Но только в общих чертах.
Алефтина Андреевна нахмурилась:
- Математика, Голявкин – наука точная. И не терпит общих черт. И не надо оправдываться тем, что существуют мнимые числа и знак - примерно равно. В данном конкретном случае есть точное определение и его нужно было выучить. К сожалению, ставлю вам пару. Садитесь.
Я, протестующее выкинул вперед руку, и веско произнес:
- Подождите, Алефтина Андреевна!
Она подняла глаза от журнала, в котором искала мою фамилию и посмотрела на меня поверх очков:
- Да?
- Подождите. Не ставьте пока двойку. Я обещаю, что на следующем занятии определение эллипса, равно как и сегодняшняя тема будет у меня от зубов отскакивать.
Математичка прищурилась, словно задумалась о чем-то, потом кивнула:
- Хорошо. Заметано. Две темы на следующем занятии.
Она поставила точку напротив моей фамилии в журнале и разрешила сесть. Вот попал, так попал. Ну, а если мне действительно было некогда вчера учить эти определения. Кто ж знал, что она именно меня спросит. Может быть, были у меня дела поважнее. Но не станешь же объяснять преподавателю, что ты вместо того чтобы учить определение эллипса, заигрался в карты у Игорька – братишки. И что – уйти…, ну никак было. Да и как тут уйдешь, когда карта прёт – «колун» за «колуном». И если поначалу не везло, и шла не карта, а сплошной «бак», то потом фортуна резко развернулась ко мне лицом и…. Ну какой тут может быть к чёрту эллипс? Я невольно улыбнулся, представив, что бы было, если б я объяснил Алефтине Андреевне истинную причину – почему я не выучил задания. Воображение тут же представило моему взору картину: «Математичка сочувственно, с пониманием выслушала все, а потом, похлопав меня по плечу, сказала:
- Ну что же вы, Евгений Александрович, сразу-то не сказали? Да если б я только знала, что вы в картишки полночи проиграли, да разве б стала я вас спрашивать. Да ни в жизнь. Отдыхайте конечно, Евгений Александрович. А эллипс… да кому вообще нужно это определение? Вам-то уж точно оно никогда не пригодится…».
То, что было бы на самом деле, скажи я ей правду, я даже и представлять не стал. Но вот то, что это определение мне даром не нужно в жизни – это было более чем сто процентов. Но как бы то ни было, а слово я дал, поэтому вечером засел за уроки и все очень добросовестно выучил. Более того, я еще повторил выученное. И потом, на всякий случай, еще зазубрил. Кстати, благодаря этому, я узнал много интересного. В частности, сроду бы не подумал, что линия, которую мы проводим карандашом или ручкой в математике вовсе не считается непрерывной линией, а называется – множеством точек плоскости. Эва как! Так что на следующий день точку в журнале я сменил на твердую… четверку. Почему четверку? Да потому что, оказывается, что на другой день оценка всегда на балл меньше….
Но это было давным-давно, еще в техникуме. С тех пор прошло много лет. Я работал на заводе, на термичке. Жил один в двухкомнатной квартире. Личная жизнь на тот момент у меня не сложилась. Были подруги конечно, но я их как-то не задерживал. Все было не то и не так. Может я был слишком требователен, или искал какой-то идеал - не знаю. Говорят, что когда встретишь ту самую, единственную и неповторимую, должно что-то щелкнуть в душе. Лично я пока никакого щелчка не слышал. Да и вообще как-то всерьез не задумывался об этом. Так и продолжал жить холостяком. И меня это вполне устраивало. Сам себе варил, стирал, сам делал генеральные уборки в доме, шил, мыл посуду. И сам ходил в магазин или на базар за продуктами. Обычно, для этого дела я брал большущую хозяйственную сумку и запасался сразу на несколько дней. Холодильник у меня огромный, поэтому запасов хватало надолго.
В один из таких запасливых дней в магазине я вдруг случайно встретил Алефтину Андреевну. Она очень заметно постарела и с трудом несла два пакета с продуктами. Я сразу же подошел к ней:
- Здравствуйте, Алефтина Андреевна.
Она близоруко прищурилась:
- Ой, Женя! Это ты?
- Конечно я, Алефтина Андреевна, давайте помогу Вам пакеты тащить. Где Вы живете? Я до дома донесу. 
Несмотря на ее слабое сопротивление, я отобрал пакеты и пошел проводить учительницу. Она засеменила рядом:
- Ой, Женя. Мне неудобно так. Тебя от дел отрывать.
- Да какие дела. Я все равно сейчас в отпуске. Так что не беспокойтесь, Алефтина Андреевна, времени у меня навалом.
Жила она недалеко. Через дом от магазина. Странно, что мы раньше никогда не встречались. Когда я поведал ей об этом, она сказала, что переехала в этот дом совсем недавно, а раньше жила на другом конце города. Она в свою очередь тоже расспросила меня о моем житье-бытье, вот так за разговором мы дошли до ее дома. Перед тем как попрощаться я не выдержал и с небольшой ехидцей спросил:
- А помните, Алефтина Андреевна, как вы заставили меня вызубрить определение эллипса?
Она улыбнулась:
- Ну конечно помню. Ещё двойку тебе не стала ставить. А что?
Я тоже улыбнулся:
- Да вот, не знаю теперь куда применить эти знания.
Алефтина Андреевна не обиделась. Она рассмеялась и, похлопав меня по плечу, поведала притчу о четырех гвоздях:
- Один человек очень выручил другого человека. Толи спас, толи еще что, не помню – но это и не важно. Важно то, что тот спасенный отблагодарил этого человека тем, что подарил ему четыре гвоздя. Просто у него ничего другого не было. А когда этот человек спросил – зачем ему эти гвозди, тот ответил – пригодятся. Мало ли что. Кто знает, как жизнь повернется. И вот этот человек положил эти гвозди в карман и никогда с ними не расставался. Мало ли, правда, как жизнь повернет. И он настолько привык к гвоздям, что и внимания на них не обращал. Он уже и забыл про них – ну лежат в кармане и пусть. И так он жил, жил и вдруг умер. Это иногда случается с людьми. И пришли люди хоронить его. Кинулись гроб забивать – а ни одного гвоздя нет. О напасть-то. Ну, случилось так, что сделаешь. А сынишка покойного подходит и протягивает им четыре гвоздя – вот, говорит, у папы с кармана выпали.
Она подмигнула мне и вошла в подъезд. А я пошел обратно в магазин озадаченный этой притчей. Что она хотела этим сказать? Что перед воротами в рай, нужно святому Петру рассказывать определение эллипса? Ну, это навряд ли. Тогда что? Ну да ладно – проехали. Кто их разберет – эти притчи. В тот раз я не стал запасать много продуктов, так как собирался съездить в другой город, к брату в гости. Взял только самое необходимое. Чтобы денька два протянуть – как раз до отъезда. Хорошо одному. Собрался куда хочешь, сумку на плечо и поехал. Да и собираться-то – трико чистые надел, да носки, дырками наверх, вот ты и готов. И хоть ехать предстояло недалеко, всего шесть часов, я взял плацкарт. Терпеть не могу общий. Сидят все - кто на ком. Да еще баулы полные всякой дряни с собой тащат. И эти баулы постоянно тебе падают на голову с верхней полки. Или чего хуже, сразу в один раз все начинают «перекусывать». Достают почему-то всегда очень вонючую селедку (такая только в поездах), яйца (ну без них вообще никуда), хлеб (не режут а ломают, так что крошки везде), иногда курицу или сало и, само собой разумеется – помидоры. А там, за едой начинают обсуждать политику или какой-нибудь сериал. И всегда, кто-нибудь, размахивая селедочным хвостом так, что рыбьи кишки разлетаются по всему вагону, истошно орет своему чаду, убежавшему в другой конец вагона:
- Веееняя!!! Веенеечеек!!! Сыыынаааа!!! Возьми скорее яблочко (помидорку, рыбки, сальца и т. д…)!!!
Ой, да жуть. А если кому вдруг, прямо край голове, приспичило срочно выпить? А ты сидишь и долго и нудно объясняешь, что не пьешь, так как закодирован на третий (четвертый, пятый) раз. И все равно ловишь на себе косые взгляды – зажилил, мол, пузырь - падла. А потом пьяные начинают шаражиться кто куда. И всех обязательно нужно выслушать, посочувствовать, что начальник – гад, премию зажал. Потом всех уверить, что я их уважаю и другую музыку кроме шансона на дух не переношу. Поэтому я чуть переплатил и без проблем занял свою нижнюю полку. В этот день почему-то больше никого не было. Вот и славно – поеду один. О где благодать. Сумка у меня была не очень большая, и я поставил ее рядом с собой, чтобы не лазить за ней раз за разом, если мне понадобится книга или бутылка с водой….
Она впорхнула, когда поезд уже тронулся. Именно впорхнула, потому что такие создания не входят, а появляются так, будто всегда тут были и отлучились лишь на минутку. Она окинула меня бездонными глазами и, улыбнувшись кончиками губ, произнесла:
- Здравствуйте.
Вы читали мифы древней Греции? Ну, там где сирены своим пением завораживали Ясона и аргонавтов. Вот примерно такой голос был у нее. Именно завораживающий. Я взглянул на нее, и у меня перехватило дыхание. Нет, она была не красива, это слово ей точно не подходило. Она была прекрасна. И не просто прекрасна, а… сверх прекрасна, супер – пупер прекрасна. На вид ей было годков на пять поменьше, чем мне. А держалась она как Гера – супруга самого Зевса. Правильные черты лица, немыслимо притягательная прическа, безупречная фигура. В простом платье она была идеальнее любой феи. Вот создали же Боги, кому-то счастье…. И тут я почувствовал тот самый щелчок. Да что там щелчок… ядерный взрыв порядка ста пятидесяти мегатонн щёлкнул у меня в груди, разнося моё сердце, да и разум по всей вселенной на составляющие микроны. Я откашлялся, словно оперный певец перед сольной арией и сипло выдавил:
- Здравствуйте.
Она опять мягко улыбнулась:
- Попутчиками будем.
И села напротив меня. Она достала из своей сумочки книжку и, раскрыв ее, принялась читать. А я…, я просто не знал - куда деть руки. Да, что там руки - себя, честно говоря, куда деть, не знал. Сначала я взял сумку в руки, открыл ее, заглянул внутрь. Потом покашляв, каким-то овечьим кашлем, закрыл сумку и уронил её из дрожащих рук на пол. Обычно я никогда не комплексовал при виде девушек. Хоть и красоток повидал не мало. Никогда ничего подобного не было, а тут – словно ступор на меня напал. Я наклонился за сумкой, поднял ее и опять уронил. Да что за напасть-то. Попутчица оторвалась от книги:
- С вами все в порядке?
Я смущенно замялся:
- Да. Это…, нормально все…, это…, книгу вот хотел достать. Да сумка упала.
Она засмеялась:
- А я подумала, что у вас шутка такая – сумку на пол швырять раз за разом.
- Сумку? Да нет, что Вы…, я это, книгу….
Я старался не смотреть в ее глаза, потому что чувствовал, что тону в них. А она вдруг поинтересовалась:
- А что за книгу читаете, если не секрет?
Я, наконец-то преодолев робость, вытащил свою книжку и показал ей:
- Не секрет конечно – Голсуорси, «Сага о Форсайтах».
Она перестала улыбаться и приподняла брови:
- Хм. Хорошая книга. Не ожидала. Меня, кстати Екатерина Сергеевна зовут. Можно просто Катя.
Я улыбнулся:
- Очень приятно – Евгений Александрович, можно просто - Женя. А, простите, чего Вы ожидали, что я достану «Незнайку на Луне»?
Она немного смутилась:
- Ну, не совсем так. Просто сейчас люди так мало читают книг.
Я понимающе кивнул. И задал ей вопрос, который сразу пришел мне в голову, как только я ее увидел:
- Катя, Вы меня простите за назойливость, у Вас машина сломалась или шофер заболел?
Она округлила глаза от удивления:
- Не поняла. Какая машина? Какой шофер?
Я пояснил (ну я, правда, так считал):
- Ну, я думаю, что у каждой фотомодели, по любому, должен быть собственный автомобиль с шофером. А Вы на поезде.
Она покраснела и рассмеялась:
- Если бы я не видела, что Вы говорите искренне, я бы решила, что Вы жалкий льстец. Но так как Вы, по-видимому, так действительно считаете, смею Вас разуверить, Женя. Я не фотомодель и не актриса. Я преподаватель математики. Ну, так получилось – извините. Вместо того чтобы бегать по всяким кастингам, я училась. Вот даже замуж не успела выйти. Зато занимаюсь любимым делом. 
Теперь у меня глаза полезли на лоб. Преподаватель? Не замужем? С ума сойти. Вот повезет кому-то. Я как мог изысканно извинился, мы еще немного поболтали и каждый уткнулся в свою книгу. Время от времени мы отрывались от чтения, перебрасывались незначительными фразами и опять принимались за книги, словно готовились к экзаменам, и времени было в обрез. Я на самом деле не столько читал, сколько украдкой любовался Катей. То, что я влюбился в нее с первого взгляда, я понял - жаль только что шансов у меня не было. Не интересуют простые смертные Богинь, как ни крути. Оставалось только смотреть и молча восхищаться.
Один раз Катя вдруг отложила свою книгу и принялась размышлять вслух:
- Вот интересно, почему никто не желает учиться? Всё через «не могу, не хочу». Это же так интересно.
И тут она обратилась ко мне:
- А вот Вы, Женя. Как вы учились? Помните ли что-нибудь из того что учили? Сможете ли, к примеру…, ну хотя бы дать определение эллипсу? Хотя простите, о чем я?
Тут я почувствовал жар во всем теле. Сердце бухнуло как царь-колокол и пошло молотить словно «макитой» по асфальту. Но, не показывая виду, что со мной на самом деле происходит, я «непринужденно» выглянул из-за книги и глядя Кате прямо в глаза отчеканил:
- Эллипсом называется множество точек плоскости, для которых сумма расстояний до двух фиксированных точек F1 и F2 этой плоскости, называемых Фокусами, есть величина постоянная.
И как ни в чем не бывало, уткнулся опять в книгу…. Получилось – эффектно. Когда я опять поднял глаза, то обнаружил, что Катя сидит, раскрыв рот, и хлопает ресницами словно Мальвина, которой Артемон нагадил в кофе. Не дав ей опомнится, я мягко улыбнулся и продолжил:
- При совпадении точек F1 и F2 – эллипс превращается в окружность. Но если Вам необходимо геометрическое определение эллипса – извольте: «Геометрическое определение эллипса, выражающее его фокальное свойство, эквивалентно его аналитическому определению – линии задаваемой каноническим уравнением эллипса». Само уравнение нужно?
Катя беспомощно улыбнулась и отрицательно покачала головой:
- Нет-нет…, конечно не нужно, – она немного помолчала, приходя в себя, а потом добавила – Женя…, а давайте на - ты….
Мы расписались с Катюшей через два месяца. В этот день мы заехали с ней к Алефтине Андреевне, и я, в знак благодарности, подарил своей учительнице целую охапку роз и огромный торт.
 
Закончил в 10ч. 18 мин. 17.08 2014г.
Ивановка.