Новороссия в моем сердце Малая высота Саур-Могилы

Александр Барковъ
Воинская слава

28 июля 2014г. Саур –Могила.
И отец, который работал завхозом на 4– й базе, передал все дела и отправился со взводом Платона на Малую высоту.
Через Саур - Могилу шли 120 единиц укр бронетехники. Шли полумесяцем. Начался бой. В их сторону шли танки, БМД. Назар и Ревель были там.
Евгений, отец мой был на Малой высоте и подбил танк. В окопчик их прилетело два снаряда. Разорвались рядом. Сильно их контузило.


Гранатометчик погиб. Пол головы ему снесло. Пять человек вместе с Медведем погибли.
 Медведь остался вместе с  радистом Чехом и отсекал пехоту.  Пока наши отходили с высоты к посадкам.
Стреляло по ним БМП.
 Самара, его потом застрелили на Ласточкином гнезде зимой в 2015г.
рассказывал мне:
– Я видел, что они подходят к  окопам и стреляют, и я побежал в другую сторону. А наши опустились к музею.
( Музей на Саур-Могиле находился  в подвале «стелы с солдатом». Кафе «Ласточкино гнездо» располагалось в районе деревни Красный Партизан и Пантелемоновки около Ясиноватая –  А.Барков).
Чех вызвал по телефону «Феникс» огонь на себя. Тридцать три года ему было тогда. До сих пор восстанавливается.
 Не лады у него с руками и ногами.
А потом наутро их забрали с высоты –  продолжал Роман.
Ротацию сделали. Последующие две командировки высоту Саур– могилу держали, потом зашли укропы на нее. (А.Б. –укр военные взяли высоту 7 августа 2014г.)
Я в это время лечился в больнице.
 По сценарию Славяне должны были зайти на Саур– Могилу, а потом –  наше подразделение Востока.
Но ее тогда не смогли взять. Сил мало было.

Малая высота на Саур– могиле. 28 июля 2014г.
Рядом с большой высотой 277 на Саур– Могиле находилась Малая высота 243. Ее заселили тоже. На Малую высоту бросили полвзвода для ее прикрытия.
Отрыли окопов. Типа собачьей могилы. Не глубокие. Дали две кирки и лопаты. Что там отроешь. Земля твердая. 

 Рассказ героя Сау– Могилы ополченца  Евгения, отца  Романа.
Я, Барков,  познакомился с Евгением в  начале сентябре 2014г. и сделал о нем репортаж, когда он возвратился в Донецк из госпиталя  Ростова– на– Дону.  Письмо ополченца Евгения, героя Сау– Могилы, было популярно в интернете, его тиражировали десятки тысяч раз многие сайты.

Евгений, отец Романа, мне рассказывал в сентябре  2014 г.:
–  Я родом из Макеевки. Работал в шахте. Пенсионер. Был художником.
Пришел в ополчение в мае месяце после референдума 11 мая.
Почему я пришел?
Пришел в ополчение потому, что увидел ложь, которая шла из Киева и не только из Киева, а и из Америки, из Европы. Меня это очень возмутило. Я –  человек верующий и знаю, что лжи надо противостоять.
Я не считаю себя настоящим героем. Я знаю людей, которые настоящие герои.
Они стыдятся быть ранеными –  они хотят идти в бой. Эти люди меня поражают.
Получил я контузию на Саур– Могиле, когда была атака –  танковая атака 27 июля 2014 года. Я был на малой высоте. Там на Саур– Могиле одна высота большая,  277 м, и есть малая – примерно на 100 метров ниже (А.Б.–  высота Малой высоты –  243 м). Мы были втроем в одном окопе с командиром Платоном.
На мой НП –  наблюдательный пункт –  только три укртанка повернуло, а все остальные танки –  около 30 единиц –  пошли на большую высоту. На большой высоте держал оборону соседний взвод –  командир с позывным «Медведь».
У меня было противотанковое ружье. Мы начали стрелять по танкам. Но танки шли и шли на нас. Оставался у меня один заряд. Танки подходили ближе. Уже оставалось сто метров.
Я просто понадеялся на Бога. Выстрелил –  попал в танк, вниз, под башню. Башню развернуло.
Недалеко снаряд разорвался. Двадцать четыре года парню –  покрошило его сильно. Но он выжил. У меня была контузия.
Когда уже в наш окоп попали два снаряда, и мы ожидали, что укры войдут в наш окоп, мой командир Платон был готов взорвать себя и тех укров, кто к нему подойдет. Он спросил у нас, можно или нет, взял в руку гранату. Взял за кольцо. Не знаю. Он был спокоен. И все мы были спокойны. Он был готов завершить это дело.
Но остальные танки отступили. Не стали нас атаковать. Из БТРов никто не вылез.
Потом нашу малую высотку танки стали отрезать от большой высоты.
В нашем взводе подумали, что мы все погибли.
Дальше мы стали пробиваться к своим. Шли долго. Не слышим друг друга –  контузия. Вышли к озеру. Там встретили наших.
Потом мы хоронили на большой высотке Саур– Могилы своих ребят. Командира взвода Медведя, который вызвал огонь на себя наших «Градов». Он погиб и еще три ополченца с ним. Вызвать огонь на себя –  это было его решение, Медведя.
Вот находиться под «Градами» –  это геройство.
Ребята его, Медведя, любили. Он прошел Афганистан. Настоящий был военный. Он людей жалел.
Когда после его гибели спрашивали про Медведя, они отворачивались, взрослые парни, не могли сдерживать слез. Тяжело переживали, конечно.
Самое интересное, что я встретил в ополчении много молодых людей, которые никогда не были в армии и не воевали. Много инвалидов детства. По инвалидности они не могли служить в армии. Они не знали автомата и никогда не стреляли. Но проходит некоторое время и все ребята осваиваются. Довольно быстро становятся опытными бойцами.
Они, укры, боятся нас.
Скажу тем мужикам нашим, кто боится воевать за свою землю.
Поступайте по совести. Не будьте трусами.
Я сам хочу вернуться в свою часть. Мой сын воюет там...
Евгений замолчал, а потом тихо говорит:
–  Не буду на камеру это. В больнице в Ростове– на– Дону, где мы проходили лечение по ранению, с нами обращались врачи как– то неласково. Чуть поправились –  и нас скоро, очень быстро выписали из больницы, не дали как следует подлечиться… И лекарствами и процедурами не баловали. Да, дела! Люди жизнь платят за мир в Ростове, а врачи –  крохоборы… Нет, не хочу об этом говорить...


Роман продолжал, затягиваясь:
– Когда я вернулся из больнице на 5 - базу, мне сказали, что отец погиб!
Потом выяснилось – только контузия была у бати.
 Дали мне денег на сигареты и шмотки 3200 гривен, и я поехал в августе месяце в Ясиноватую. Там шли сильные бои.

5 и 7 августа 2014 г. Саур - Могилу штурмовали укр военные из 51– й и 25 ВДВ бригад. Помимо десантников 25– ки, и бойцов 51– й, были огнеметчики из 72– й, добровольцы– каратели тер батов «Крыма», «Харькова», «Луганска». Они частично прибыли на вертолетах из Краматорска и разместились в селе Петровское. 5 августа запланированная атака укров сорвалась. ДОТы ополченцев были не разбиты танками противника. Работал ополченский Василек.   К вечеру бойцы ополчения отошли с высоты 277. 7 августа 2014 года курган Саур– могила был атакован снова. На штурм пошла группа  укр военных в составе:  танки Т– 64, за танками шли бронетранспортеры БМП и БТР.   
28 июля 2014года УКР СМИ сообщали: «Силы ВСУ и АТО провели марш– бросок из Дебальцево на Шахтерск, фактически разделив группировки ДНР и ЛНР.  Благодаря отвлекающему удару в направлении Шахтерск– Торез– Снежное, силам АТО удалось полностью заблокировать Горловку и закрепиться в Дебальцево. Одна часть  сил обогнула Горловку и заблокировала город, другая проселочными дорогами вышла на Шахтерск, что позволило нанести …неожиданный удар. Несколько крупных подразделений сил АТО сейчас находятся в окрестностях Шахтерска. Фактически Шахтерск является последним связывающим звеном между ЛНР и ДНР. Основной целью в штабе АТО считают Горловку, где сосредоточены крупные силы сепаратистов. Кроме того, удар по позициям боевиков в Шахтерске позволил силам АТО отвлечь значительные силы террористов от границы и заставил боевиков перебросить их по направлению к Дебальцево. Одновременно с ударом северной группы войск, силы АТО нанесли удар с юга — со стороны Амвросиевки. Ожидается, что в ближайшие дни силы АТО освободят курган Саур -Могила. Это позволит расширить приграничный коридор, занять высоту и эффективно уничтожать наемников и диверсантов, прибывающих из России. Сегодня, курган Саур - Могила был накрыт тяжелой артиллерией. Террористы заявляют о незначительных последствиях, но их переговоры по сетям внутренней связи свидетельствуют о масштабных потерях».



1– 3 сентября 2014 года ополченцы полностью блокировали, занятую укр военными высоту 277, и после штурма заняли ее.