Моя встреча с президентом Никсоном

Олег Маляренко
Из американских президентов больше всех мне запомнился Ричард Никсон, хотя бы потому, что мне повезло познакомиться с ним лично и обменяться приветствиями.

Ричард Милхауз Никсон -  37-й президент Соединённых Штатов Америки (1969 - 1974), а до этого два срока был вице-президентом при президенте Эйзенхауэре.

Первый раз Никсон, тогдашний вице-президент США, посетил СССР в августе 1960 года, где в Москве в парке Сокольники открыл Американскую выставку, которая глубоко впечатлила наших граждан. Я стремился попасть на неё, но у меня не сложилось с отпуском.

В мае 1972 года Никсон с супругой повторно посетил Советский Союз, теперь уже в качестве президента США. Во время этого визита он подписал с Брежневым договор ОСВ-1 (Ограничение стратегических вооружений). Американского гостя тепло принимали не только в Москве, но и на Южном берегу Крыма.

К этому хорошо подготовились, в том числе, по пути следования кортежа от Симферополя до села Перевальное были заменены многие обветшалые заборы на новенькие деревянные решётчатой конструкции. Их тут же прозвали никсоновскими. Привели в порядок площадь перед гостиницей «Москва», за что народ сразу окрестил её имени Никсона. Были приняты строгие меры безопасности при продвижении кортежа. Фасад здания нашего завода выходил на улицу Киевскую, по которой должны были следовать правительственные машины. На этот период категорически запрещалось приближаться к окнам. Я бы нисколько не удивился бы, если бы узнал, что на крыше разместились снайперы.

В те годы я состоял в Добровольной народной дружине (ДНД). Меня как и других дружинников привлекли к охране общественного порядка на время прохождения кортежа по улице Киевской на участке от автовокзала до моста через реку Салгир. Улица была пустынной, если не считать одиноко стоящих дружинников и сотрудников в штатском. Незадолго до появления кортежа следовало снять повязки.

Вот появилась милицейская машина с включённой сиреной, а на отдалении от неё и остальные. Моментально слетает моя повязка. Первая и вторая машины ничем не примечательны, а в третьей сидят Брежнев и Никсон. Моё внимание больше привлекает американский президент. Я машу ему рукой и отчётливо произношу: «Hello, mister president!» Никсон улыбнулся, ответно помахал мне и также отчётливо произнёс: «The same to you!»

Кортеж промчался мимо меня за считанные секунды, но казалось, что в эти моменты время затормозилось. Я успел рассмотреть спокойное лицо Брежнева с откинутой назад головой. Никсон заинтересованно смотрел в мою сторону, сдержанно улыбаясь. Рядом с ним сидела супруга и о чём-то говорила с переводчиком.

Если кто-то скажет, что я не был знаком с Ричардом Никсоном, то не верьте этому. Наше знакомство было кратковременным, можно сказать, мимолётным, но оно было. Ведь незнакомым людям не машут и не говорят проникновенные и добрые слова. Скорее всего, президент Никсон не запомнил того высокого и красивого мужчину, каким был я, стоящего на тротуаре и машущего с очаровательной улыбкой. Однако это не имеет никакого значения.

На выборах 1960 года Ричард Никсон первый раз баллотировался от республиканцев в президенты, однако потерпел поражение с незначительным перевесом от Джона Кеннеди.

В 1968 и 1972 годах он избирался на президентский пост.

При Никсоне США наладили отношения с КНР, и началась политика разрядки в отношениях с Советским Союзом.

В 1969 году администрация Никсона начала изыскать возможности для вывода войск США из зоны конфликта во Вьетнаме. В июле начался планомерный вывод войск США, продлившийся более трёх лет. В январе 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска покидали Вьетнам.

Никсон — единственный президент США, досрочно прекративший свои полномочия и подавший в отставку. Это случилось 9 августа 1974 года, после скандала, известного как «Уотергейт», и обвинений, грозивших ему импичментом.

В июне 1972 года, за четыре месяца до президентских выборов, в штабе кандидата в президенты от Демократической партии, расположенном в вашингтонском комплексе  «Уотергейт», были задержаны проникшие в отель пять человек. Они занимались настройкой подслушивающей аппаратуры и, по некоторым данным, фотографировали внутренние документы штаба демократов.

До сих пор не доказана связь именно этого инцидента с администрацией Никсона. Невзирая на это, Никсона обвинили в попытке повлиять на ход расследования инцидента, что грозило импичментом, то есть отстранением от должности президента.

В августе 1974 года Никсон, лишившись всех союзников и перед лицом неминуемого импичмента, ушёл в отставку.

Во время первого визита в СССР у Никсона состоялся такой разговор с Никитой Хрущёвым:

Хрущёв: Господин Вице-Президент, ваши внуки будут жить при коммунизме.
Никсон: Господин Первый секретарь, это ваши внуки будут жить при капитализме.

Время показало правоту Ричарда Никсона: сын Хрущёва Сергей в своё время вместе с семьёй проживал в США, где коммунизмом не пахнет.