Сумерки РПЦ. I-часть

Тамара Кочнева 6
Сумерки РПЦ. I-часть.
[статья из серии по истории пророчеств].

    В то время как в Москве происходят торжества по приезду «мощей», а Московская патриархия заявляет: «Сижу царицей, я не вдова, и горести ни в коем случае не увижу», в Русской Православной Церкви одновременно произошли события, о которых почему-то все сегодня молчат, но которые можно сравнить с событиями августа 2000 года.
    Тогда в Москве состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На нём, по ходатайству Богословской комиссии: «императора Николая II, его жену Александру Фёдоровну, сына – наследника Алексея и четырёх дочерей: Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию», члены Святейшего Синода соблаговолили причислить к лику «святых Великомучеников».
    Высшие иерархи Русской Православной Церкви по этому поводу вместе с депутатами Государственной Думы и сенаторами Законодательного собрания готовились к ГРАНДИОЗНОМУ торжеству в Кремле. Но Господь, видя это лицемерие и блудодейство, дал Знамение времени [предсказанное заранее болгарской ясновидящей Вангой], показав всем верующим, реальное положение дел в Российской Федерации.
    В день канонизации Царской семьи взорвалась и затонула в Баренцевом море атомная подводная лодка «Курск». Весь экипаж (116 человек) погиб, – наглядный образец всей России, которая через постоянную ложь, блуд и лицемерие властьпредержащих, как корабль, идёт постепенно ко дну. Торжества не состоялись, вместо всенародного ликования был объявлен всенародный траур.
    Сейчас видим что-то подобное!!!
    В Москве опять «православные» торжества, которые скрывают тот факт, что Русская Православная Церковь за рубежом фактически перестала существовать, как единый организм, расколовшись на восемь непримиримых группировок, которые прервали евхаристическое общение между собой.
    В начале года, 11 января в храме Духовно-просветительского центра РПЦЗ в Маунтинвью, штат Нью-Йорк, собрались на VI Всезарубежный Собор 30 делегатов от приходов США, Канады, Австралии, Казахстана и России. В Соборе приняли участие архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский Софроний (Мусиенко), архиепископ Сиракузский и Свято-Никольский Андроник (Котляров) и епископ Верненский и Семиреченский Ириней (Клиппенштейн). В работе Собора активно участвовала делегация Леснинского Богородицкого монастыря (Франция) во главе с благочинной, монахиней Евфросинией.  Большинство среди делегатов были клирики из разных стран.
    Собор начался с Литургии и молебна, который возглавил архиепископ Софроний (Мусиенко). Он же огласил на первом заседании Собора обширный доклад «Причины кризиса церковного управления РПЦЗ», в котором подробно перечислил канонические преступления митрополита Агафангела (Пашковский) за последние годы его в управлении Зарубежной Церковью в качестве ее первоиерарха: папистская узурпация власти, подмена соборности решениями послушного синода с проведением заседания синода при отсутствии кворума и засекречиванием протоколов, вмешательство в епархиальные дела других архиереев, пренебрежение законными жалобами духовенства и мирян, несоблюдение порядка церковного суда, незаконные рукоположения и прещения. После длительного обсуждения Собор принял резолюцию по его докладу, признав бывшего первоиерарха РПЦЗ виновным в ряде канонических нарушений, лжи, «диктаторских методах управления» и в «сергианстве».
*    *     *
    Слово на открытие VI Всезарубежного Собора архиепископа Андроника (Котляров):
    «Дорогие собратья-архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые монашествующие и миряне!
    Открывая заседания VI Всезарубежного Собора, я, как его председатель, должен сказать, что поводом для нашего собрания послужил не только светлый праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Нас заставил собраться глубокий кризис, постигший, к несчастью, нашу Русскую Зарубежную Церковь.
    С великой скорбью пережили мы унию 2007 года, которую заключил с еретической Московской Патриархией Митрополит Лавр и последовавшие за ним отступники.
    Нашим главным желанием было положить все силы на воссоздание подлинной церковной жизни в духе соборности и истины.
    Прервав общение с Синодом Митрополита Лавра после подписания им злосчастной унии, многие из нас, здесь присутствующих, доверились епископу Агафангелу, единственному из архиереев, не принявшему этой унии.
    В 2008 году в Нью-Йорке под его председательством состоялся V Всезарубежный Собор, сформировавший новое церковное управление. Возглавил его епископ Агафангел (Пашковский), возведенный в сан Митрополита. Первые годы его руководства можно считать плодотворными. Церковь росла, к нашему Синоду присоединялись священнослужители и приходы. Установились живые, доверительные отношения с братскими старостильными Церквами.
    Чтобы показать направление церковной жизни в первые годы работы нашего Синода, позвольте прочитать отрывок из послания Временного Высшего Церковного Управления под председательством митр. Агафангела (Пашковский) от 4-го сентября 2008 года:
    «Главной задачей сейчас мы видим необходимость прочного устроения соборного строя, чтобы Церковью управлял и вершил в ней все дела не узкий круг людей, – но вся полнота Церкви, включая священство и мирян, принимали самое активное участие в решении главных общецерковных вопросов, в духе постановлений Поместного Собора Российской Церкви 1918 года. Только в таком, соборном, устроении нашей внутренней жизни, мы можем противостоять всем одолевающим нас искушениям и соблазнам».
    К сожалению, митр. Агафангел стал постепенно изменять этот курс, окружив себя «узким кругом людей, который стал управлять и вершить все дела» в нашей Церкви, притом далеко не всегда успешно.
    Таким образом, в нашей Церкви сложилась ситуация, не предусмотренная Положением о РПЦЗ, когда церковная власть узурпирована узкой группой иерархов, и отсутствует возможность апелляции к непредвзятому суду какой-либо законной церковной инстанции.
    Стали раздаваться протесты против тех или иных решений митрополита, которые неизменно поддерживал его послушный Синод. Но вместо того, чтобы внять голосу собственной паствы, митр. Агафангел начал репрессии в отношении мирян и священнослужителей, высказывавших недовольство.
    Позже дошла очередь и до архиереев, пытавшихся защитить своих клириков и паству от незаконных решений Первоиерарха. В результате наша Церковь пришла в состояние тяжелейшего кризиса, который произвел новое разделение. Наша совесть отказывается принять многочисленные прещения, некоторые из которых вообще не известны каноническому праву и не встречаются в истории Православной Церкви. Большинство этих прещений были вынесены в обход процедуры законного церковного судопроизводства.
    Многие попытки призвать митр. Агафангела (в том числе и через братских греческих иерархов) к восстановлению подлинной соборности в нашей Церкви, не только не принесли результата, но напротив, вызывают все большее озлобление с его стороны.
    Чтобы оградить свои епархии и паству от посягательства митр. Агафангела, мы с владыкой Софронием вынуждены были заявить о непринятии от митр. Агафангела каких-либо указов до созыва Всезарубежного Собора с участием клириков и мирян, как выражения всей полноты Церкви.
    Но и эта форма открытого протеста, широко известная в истории Церкви, не только не вразумила митр. Агафангела, а была ложно истолкована им как раскол. Это обвинение он активно навязывает как собственной пастве (особенно на веб-сайте «Internet-sobor»), так и иерархам братских старостильных Церквей Греции, Болгарии и Румынии.
    Спустя некоторое время, под моим председательством была создана Предсоборная комиссия, в которую вошли представители нескольких епархий РПЦЗ. Предсоборная комиссия подготовила нынешний Собор, чтобы, с Божией помощью, преодолеть церковный кризис.
    Другая цель нашего Собора – приложить все усилия на собирание разрозненных церковных групп, не принявших унии.
    Не все оставались с Синодом Митрополита Лавра до самого дня унии, многие прервали общение с ним задолго до подписания «Акта о каноническом общении», понимая, что курс на «воссоединение» с МП уже предрешен. Но мы до последнего дня верили, что еще возможна перемена этого курса. К несчастью, эти надежды не оправдались. В результате мы оказались в различных церковных группировках. Преодолеть это разделение – это наша первостепенная задача.
    Да поможет нам Господь! Аминь».
*    *    *
Резолюция Собора по докладу:
«Канонические нарушения митрополита Агафангела (Пашковский)».

    «1. Митрополит Агафангел, по причине многочисленных канонических нарушений и неподобающих поступков, а также диктаторских методов управления, не может далее занимать высокий пост Первоиерарха.
    2. Архиерейский Собор в нынешнем составе показал себя неспособным противостоять диктатуре митрополита Агафангела и восстановить соборность в Церкви. Члены Архиерейского Собора явились активными или пассивными соучастниками неканонических деяний митрополита и несут за них ответственность.
    3. Синод митрополита Агафангела проигнорировал многократные просьбы восстановить канонический соборный порядок. Поэтому, для продолжения церковной жизни, согласной с исторической РПЦЗ, ничего более не остается, как не признавать его юрисдикцию и считать важной основой для выполнения этой задачи представлен доклад о. Андрея (Ерастова) и соответствующая трезвомысленная резолюция Собора. Многие единомысленные члены РПЦЗ в т.н. «осколках» и ранее видели необходимость такой единой основы для восстановления евхаристического общения, но сейчас она, наконец, выражена без претензий на «единственную истинность».
*    *    *
«Послание  VI-го Всезарубежного Собора»:

    «…Увы, но и верный остаток Зарубежной Церкви разделился на множество течений, не имеющих евхаристического общения между собой. С одной стороны, безконечно прикрывать свою полуправду у Московской Патриархии не получится. Божий закон не обойти стороной и тайное отступление все больше становится явным. А с другой стороны, почти одновременно, в каждом из течений некогда единой РПЦЗ произошли нестроения. Разжигание страстей, ложь и клевета – все средства брошены на то, чтобы и этот остаток привести в отталкивающий вид.
    Куда деваться бедной ищущей правды Божией душе из той же Московской Патриархии? Все делается для того, чтобы Русская Зарубежная Церковь окончательно потеряла силу духовной закваски для настоящего возрождения страждущего Отечества и объединения разрозненных частей Русской Церкви.
    Мы не покушаемся остановить процесс апостасии немощною рукою своею, но любовь ко Господу и страждущему Отечеству не позволяет нам умолчать, когда Церковь предстала пред новой опасностью. Ныне мы свидетельствуем о новой попытке подмены церковного управления в РПЦЗ. В последнее время все чаще слышатся авторитетные голоса священнослужителей и верных чад Церкви о том, что они не узнают в возглавляемой митр. Агафангелом (Пашковским) церковной структуре ту Церковь, в которой они воспитаны с детства. Поскольку новый Первоиерарх РПЦЗ был избран в 2008 году на предыдущем V-ом Всезарубежном Соборе, то нынешний Собор вправе дать оценку его действиям за прошедшие восемь лет. Плоды управления Церковью митр. Агафангелом и созданным им Синодом рассмотрены с канонической, догматической, пастырской и нравственной сторон. При этом мы заявляем, что Собор организован не «ПРОТИВ» кого-то, а «ЗА» продолжение спасительного свидетельства Русской Зарубежной Церкви в этом апостасийном мире.
    Надеемся, что предпринятое нами восстановление канонического соборного строя привлечет внимание представителей других частей некогда единой Российской Поместной Церкви. Богу содействующую, будет создана комиссия и проделана вся необходимая работа, чтобы столетие Русского Исхода ознаменовать единством в Любви и Истине Христовой всех, кому дорога историческая РПЦЗ.
    В эти светлые дни Рождественских Святок мы взываем вместе с митр. Антонием: «Наш долг – быть едиными в христианском духе, собранными под знаменами Креста Христова, под сенью веры Православной, в уставах Церкви Русской»; надеемся вместе с митр. Анастасием: «именно вера православная есть подлинная душа русского народа, источник его жизненной силы и крепости; если он потеряет это драгоценное сокровище, то потеряет все, а если сохранит ее, то ему приложится и царство земное и все остальное…»; молимся со свт. Филаретом и митр. Виталием: «Ей, Господи, услыши сие моление недостойных рабов Твоих, по предстательству безчисленного сонма святых мучеников, пострадавших от Твоих врагов, со Святейшим Патриархом Тихоном, Святителями Божиими, сохранившими истину, Царем Мучеником Николаем Вторым, Его Семейством и безчисленным множеством людей, убитых, замученных и погубленных во имя господства зла на земле, которое да обратится в торжество правды, истины и света Божия».
*    *    *
    Доклад игумена Андрея (Эрастова):
    «В 2007 г. корабль РПЦЗ потерпел крушение. Не многие спаслись от потопления на маленьких лодочках – «осколках» прежней Зарубежной Церкви. Прошло почти 10 лет с того времени, и мы пришли к полному кризису. Ситуация настолько бедственная, что некоторые уже открыто говорят, что Зарубежной Церкви больше не существует и нужно подумать о переходе в другую юрисдикцию.
    Какая причина такого критического положения?
    Наша главная проблема – это отсутствие ясного понимания: кто мы и каково наше церковно-каноническое положение. Мы живем в парадигмах прошлого, как – будто ничего не случилось, как – будто корабль не разбился, а по прежнему совершает благополучное плавание. Причем плывущие на каждой из лодочек претендуют на то, что именно их лодка является кораблем прошлого.
    Как ни абсурдна такая точка зрения, но такова официальная экклезиология большинства «осколков». Отсутствие ясной канонической самоидентификации более всего разделяет нас и препятствует великому служению Церкви, ради которого стоит мир – свидетельству об истине.
   Этой теме, т.е. выяснению нашего канонического положения, и посвящен это доклад.
    Указ № 362.
    Согласно Положению о РПЦЗ, «Русская Православная Церковь заграницей» есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».
    Основой будущей РПЦЗ было Временное Высшее Церковное Управление юго-востока России (ВВЦУ), созданное в 1919 г. на территориях, занимаемых армиями ген. Деникина. После эвакуации из Крыма в 1920 г. оно продолжило свою деятельность под именем ВРЦУ (Высшее Русское Церковное Управление).
    6/19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий Князь Александр Михайлович» в Босфорском проливе состоялось первое (за границей) заседание ВРЦУ. В заседании приняли участие: митроп. Антоний (Храповицкий), митрополит Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстров) и др.
    Образование зарубежного высшего церковного управления настолько соответствовало церковному восприятию того времени, что почти все зарубежные архиереи (их было более 30) признали ВРЦУ (с 1922 г. переименованное во Временный Заграничный Архиерейский Синод). (12) Так было в начале, но впоследствии стали действовать центробежные силы, и произошли расколы (в 1926 г.) (...)
    Наше современное положение.
    Совершенно очевидно, что сейчас нельзя даже представить себе единый административный центр Русской Церкви, с другой стороны, его существование, возможно, и не было бы полезно. Церковная жизнь, как в России, так и за рубежом должна строиться на основании указа № 362 – основного руководящего канонического документа. В соответствии с этим указом, должны быть сформированы на добровольных началах церковные округа, состоящие из нескольких епархий (не менее трех-четырех), (Автокефальной может быть лишь та Церковь, которая сама может поставлять и судить своих епископов. Для избрания нового епископа необходимо участие на соборе 3-х епархиальных епископов и утверждение 4-го – митрополита. (4-е правило 1-го Всел Соб.)) (30) Эти округа будут временно автономными, до восстановления законной канонической Высшей Церковной Власти в Русской Церкви.
    Архиереи округа должны будут избрать из своей среды первоиерарха, в отношении к которому будут исполнять обязанности, налагаемые 34-м Апостольским правилом. Такие округа будут поддерживать между собой евхаристическое общение и тесные связи, выражающиеся в братском общении и взаимопомощи. По временам будут собираться общие соборы для разрешения общецерковных вопросов. Однако, в административном отношении каждый округ будет независимым. Нетрудно видеть, что такая организация Церкви будет возвратом к первохристианским каноническим формам.
У нас уже исторически сложились церковные образования, наподобие церковных округов – это так называемые «осколки». Конечно, эти церковные образования имеют большие недостатки, например, то, что они территориально накладываются друг на друга. Но у них есть и одно важное достоинство – они уже существуют. А церковное строительство имеет в виду наличный строительный материал. Собственно, проблема «осколков» не в самом дроблении, – это дробление имеет свои позитивные стороны, и оно вполне канонично. Так выглядела Церковь в древности, и подобное дробление предвидится Указом № 362. Главная проблема «осколков» в том, что между ними нет литургического общения, и многие из них не имеют соборности.
    В основание литургического общения между «осколками», как и было в древней Церкви, должны быть положены: православное исповедание и законность иерархии. Евхаристическое общение невозможно только с неправославными, не имеющими правильного рукоположения, или запрещенными клириками. Если этих препятствий не имеется, то нет никакой причины отказываться от совместного служения. Необходимо нам всем осознать ненормальность положения, когда православные архиереи не имеют евхаристического общения друг с другом и нисколько не заботятся об этом.
    Таким образом, до восстановления законной высшей церковной власти Русская Поместная Церковь должна представлять из себя церковные округа, находящиеся в литургическом общении друг с другом. Процесс объединения «осколков» нужно видеть не в административном слиянии их в одну структуру или подчинении всех одному центру, а в том, чтобы между ними установилось евхаристическое и братское общение, вместо нынешнего соперничества, претензий и взаимных отлучений.
    Принцип, выраженный в Положении о РПЦЗ: «Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах» – остается в силе. Однако, его нужно относить не к какой-либо одной части Зарубежной Церкви, а ко всем в совокупности.
    «Осколки» оспаривают друг у друга правопреемство от дораскольной Зарубежной Церкви, однако, его не существует. Как было сказано выше, Синод РПЦЗ существовал не на основании каких-либо канонических актов, а скорее, вопреки им. Смысл существования Синода был в том, что он являлся носителем церковной правды. Когда же впоследствии Синод впал в соблазн сергианства, то он утерял всякое значение. Каноническое обоснование Синода было в его высоком духовно-нравственном авторитете и в соображениях церковной пользы.
    Получается странная картина: «осколки» соревнуются за обладание несуществующим наследством. Наследство Зарубежной Церкви состоит не в каких-то особых канонических правах – их нет, а в духе истинной церковности, в мудрости царского пути, соединяющего твердое стояние в истине и хранение предания Церкви, но без уклонения в крайности фанатизма и сектантского мышления. К сожалению, о стяжании этого духовного наследства Зарубежной Церкви наши «осколки» нисколько не заботятся.
    В высшей степени странно, когда какой-нибудь маленький «осколок», не имея за собой ни малейшего морального авторитета, претендует на высшую власть над всей Русской Церковью, на основании какого-то невнятного правопреемства от прежней РПЦЗ, как, например, это было сказано в недавнем «Заявлении Архиерейского Собора РПЦЗ».
    «Осколкам» нечего делить и не из-за чего соперничать. Все они являются временно-самоуправляющимися частями Русской Поместной Церкви, независимо от того, где они находятся, в России или за рубежом, и какой бы аббревиатурой они себя ни называли. Однако, им нужно организоваться на началах соборности, согласно с Указом № 362, чтобы из «осколков» стать каноничными Церковными Округами».
*    *    *
    Резолюция VI-го Всезарубежного Собора по докладу:
    «1. Поскольку в настоящее время в Русской Церкви не существует Высшего Церковного Управления, Постановление № 362 является основным каноническим актом Русской Церкви, на основании которого может строиться наша церковная жизнь.
   2. Постановление № 362 и решения Поместного Собора 1917-1918 годов предполагают, что в настоящее время Русская Церковь должна состоять из церковных округов, временно автономных и находящихся в евхаристическом общении друг с другом. Их число и состав определится самой жизнью.
    3. Представление, что только один из Синодов имеет правопреемство от прежней РПЦЗ, а прочие «осколки» – суть раскольнические группы, – есть ни на чем не основанное заблуждение.
    4. Аббревиатура РПЦЗ является знаком исторической памяти и духовной преемственности от прежней Зарубежной Церкви, но не несет в себе канонического значения. Какой бы аббревиатурой ни назывались «осколки», они являются частями Русской Церкви, независимо от того находятся ли они в России или за ее пределами.
    5. Преемственность от Зарубежной Церкви следует понимать в духовном, а не только в формально-юридическом плане. Синод мит. Агафангела совершенно чужд духу Зарубежной церкви, что было одной из причин нашего отделения от него.
    6. На сегодня мы видим свою главную задачу в установлении евхаристического общения между разрозненными частями некогда единой РПЦЗ».
*    *    *
    Митрополит Агафангел (Пашковский) вместе со членами своего Синода не признал решения VI-го Всезарубежного Собора, а всех его участников предал «анафеме».
    Затем «чёрная кошка» пробежала между архиепископом Санкт-Петербургским и Северо-Русским Софронием (Мусиенко) и епископом Верненским и Семиреченским Иринеем (Клиппенштейн).
    В результате «осколки» ещё ревностнее стали соревноваться за обладание несуществующим «наследством» Русской Зарубежной Церкви.
    Не Знамение ли это времени, что Высшее Русское Церковное Управление (ВРЦУ) созданное в 1920 году перестало существовать в 2017-ом?
*    *    *
ДТН.