По европе с приключениями

Вениамин Протасов
ПО ЕВРОПЕ С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ
-
В фильме замечательного режиссера Г.Данелия «Паспорт», есть один момент. Главный герой, россиянин, попав с чужими документами иммигранта по ошибке в Вену, приходит к российскому посольству в поисках помощи. Но встречает там полное непонимание и нежелание хоть как-то поучаствовать в судьбе нашего же гражданина, чьи  интересы посольство обязано защищать! Для чего я это рассказал? Охотно объясню. Но – все по порядку. Поехали!
В девяностые на улицах наших городов нечасто можно было увидеть иномарки. Автосалонов не было и в помине. Вот и придумали мы с товарищами попробовать себя в новом деле – пригнать несколько подержанных автомобилей. Решили начать со Швейцарии. Почему? Убейте, не помню. Неисповедимы пути людские. Собрали не очень большую сумму североамериканских долларов, получили в тогда еще «серпастые и молоткастые» загранпаспорта швейцарскую и австрийскую визы. Четырехколесных друзей планировали гнать по маршруту Швейцария – Австрия – Чехословакия – Польша – Белоруссия – Москва. В начале девяностых с нашими красными загранпаспортами для въезда в страны бывшего соцлагеря визы не требовались. Еще действовали старые «совковые»  соглашения. Так что виз поставили только две. И выданы они были строго на 7 дней, «от и до».
Не буду рассказывать, как в пригороде Цюриха (Альштеттене) мы купили два неновых БМВ, Мерседес и Ауди. Причем рассчитывали приобрести три машины, а денег неожиданно хватило на четыре. Почему только три авто мы хотели купить? Все очень просто. На тот момент  три моих товарища имели права и опыт вождения. У меня права тоже были, но до того автомобиль я не водил вообще. Не считая курсов. Но, как говорится, жизнь и желание заработать побольше взяли свое.
Полдня ушло на то, что бы мои друзья на каком-то загородном заброшенном ипподроме учили меня управлять заграничным монстром. А затем – в путь!
Приключения начались сразу же. Выехав из Швейцарии, мы  попали в длиннющий горный тоннель, ведущий к австрийскому Инсбруку. Автомобилисты могут меня понять. В тоннеле необходимо больше сосредоточения, внимания и опыта. Да еще и нервов. А здесь протяженность дороги была не менее 11 километров! И это для меня, «зеленого» новичка! Да еще по одному ряду в каждую сторону! Да еще без всяких разделительных «отбойников» между встречными полосами! Это как американские горки.
В общем, из тоннеля я выехал, как после изрядного душа.
Впереди, по направлению к Инсбруку лежал извилистый горный серпантин. И повалил безумной плотности снег. А резина летняя и сильно подержанная. Как добрались до границы с Чехословакией, не помню в деталях. Только мы очень спешили, так как срок действия однократной визы заканчивался вечером, и надо было успеть выехать из Австрии. На прекрасно освещенном и оборудованном по последнему слову техники австрийском пограничном посту нас радушно встретили, с улыбками погасили визы и пожелали доброго пути. Впереди лежали дружественные нам безвизовые Чехословакия и Польша…
На нейтральной территории, где-то на середине дороги, освещение внезапно закончилось. Закончилось так же хорошее дорожное покрытие. А в скором времени закончилось и наше хорошее настроение. Разбитый асфальт привел нас к почти темному пропускному пункту чехословацких пограничников. Из неуютного барака к нам вышел заспанный офицер, забрал наши паспорта, что-то буркнул и скрылся в бараке. Ждать пришлось не меньше часа. Через час к нам вышли аж три вооруженных автоматами Калашникова молодца. Сначала на английском, а потом и на русском языках молодцы строго и торжественно объявили нам, что впустить в страну  не могут. У нас нет виз. Конечно, они в курсе, что пока еще действует соглашение, и по красным паспортам можно въехать без визы. Но они, молодцы, решили положить на это с прибором и впускать нас не собираются. В подтверждение этих слов они вполне недвусмысленно взялись за автоматы обеими руками…
Можете себе представить наше состояние, на ничейной территории между двумя странами, ночью, с погашенной однократной австрийской визой! Ни туда, ни сюда! Мат в один ход! Ничего не оставалось делать, как поплестись обратно к австрийцам.
Прослушав унылый рассказ, австрияки от души посмеялись. «Ну что, не пустили ваши бывшие друзья по лагерю?!», - радостно спросил один из них.
В результате пограничники сжалились. Они позволили въехать в страну опять и посоветовали попробовать проехать через Венгрию в направлении Украины. Переночевав в автомобилях в чистом австрийском поле, мы двинулись к Вене.
Вот теперь еще раз вспомним отрывок из фильма "Паспорт". Его действительно снимали около российского посольства. Мы приехали к нему утром, чтобы попросить помощи и совета у наших доблестных дипломатов. Визы-то были погашены, а впереди ждал еще один погранпункт австрияков, и ребята там могли оказаться не такими любезными.
Как и главный герой комедии, мы скулили около этого забора. Как и в фильме, через какое-то время к нам нехотя вышел посольский товарищ. Услышав объяснения он даже не пустил на территорию, а просто посоветовал убираться восвояси! Как и в фильме, мы пытались возмущаться. Но товарищ пригрозил вызвать полицию, и мы вынуждены были убраться. Такие некиношные пироги!
Перед очередным пропускным пунктом молились всем возможным богам. Но все сложилось! Австрийцы оказались такими же приветливыми и выпустили без запинки. Венгры оказались тоже очень радушными!
Через сутки нас встречала рiдна Украiна! Здесь правда,  ждало еще одно приключение. После украинского погранпункта в городе Чоп дорога лежала через поля. Шоссе было построено на большом возвышении. В какой-то момент моя машина на гололеде перестала слушаться руля, слетела с шоссе и свалилась на бок. Через стеклянный люк в крыше авто я отчетливо разглядел острые железные колья строительной арматуры, торчащие из земли в паре метров от меня. То есть – еще немного и у меня была бы отличная возможность пораскинуть мозгами в прямом смысле!
Но и здесь ангел-хранитель сработал четко. Через час меня вытащил проезжавший мимо грузовик. На дверях моей Ауди даже не было вмятин!
В общем, когда мы добрались до Москвы, я смело мог управлять любым автомобилем, одной рукой, не напрягаясь. Вот такая была недельная практика.