756 Праздник Великого Октября 07-09 11 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 756. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Праздник Великого Октября. 07-09.11.1972 года.

Фотоиллюстрация из семейного альбома родителей автора: Город Суворов. Моя мама (слева) Нина Васильевна Суворова (Максимова) с медицинскими работниками инфекционного отделения Суворовской центральной больницы №1. Демонстрация и митинг на площади Маяковского (Победы) в день празднования «Великого Октября» 7 ноября 1972 года.


В предыдущем:

Вот тогда это было да! – эффектно, а что эти-то радовались бутылке коньяка и банке растворимого кофе? Странные люди – эти «старшие командиры»…

В среду 1 ноября 1972 года, перед выходом в море, я успел передать на берег торопливое письмо родителям с описанием моего путешествия из Москвы в Калининград, в Янтарный, а затем в Балтийск на корабль. Ребята всё время расспрашивали меня об отпуске, о приключениях «на гражданке» и я вовсю веселил их своими байками – «всамделишними» и выдуманными. Да, отпуск с выездом на родину – это мечта и награда любого военнослужащего срочной службы…

Я очень грустил и даже горевал оттого, что рано утром 1 ноября 1972 года вместе со старшиной 1 статьи Рубаховым и другими «ДМБовскими годками» призыва 1969 года «сыграл ДМБ» мой друг и наставник в штурманско-рулевом деле – наш командир отделения рулевых БЧ-1 БПК «Свирепый», старшина 1 статьи Александр Кузнецов. Ушёл мой вечно сопящий, азартный, взрывной и отходчивый «старший брат» по военно-морской службе и я лишился своего верного соратника, помощника и защитника в комсомольских и общественных делах…

Вместе с Сашкой Кузнецовым уходили «на гражданку» самые лучшие и самые опытные моряки, мои друзья, члены комитета комсомола БПК «Свирепый», а вместе с ними уходил дух и энергия самого первого «анархистского» личного состава экипажа корабля. Теперь всё больше и больше в корабельном распорядке дня и боевом расписании становилось порядка, дисциплины, организованности, но вместе с этим терялось что-то живое, человеческое, сменялось на механическое, скучное, на «обязаловку»…

Наш рулевой, матрос Петя Немирский лежал в госпитале как носитель каких-то опасных микробов, прикомандированный рулевой 3 ноября 1972 года возвращался на свой корабль, так что получилось тяжёлое положение – на весь БПК «Свирепый» только два рулевых – командир отделения, старшина 2 статьи Анатолий Телешев и я, старший рулевой, Александр Суворов.

Командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров и командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров и слушать никого не хотели о моём переходе на службу в политчасть БПК «Свирепый», в подчинение замполиту, капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину. Мало того, оказывается, во время проверки нашего корабля по вопросам подготовки к празднованию годовщины День рождения ВЛКСМ (29 октября) и день Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября), высокий командир из политотдела недоумённо спросил:

- Это как же понимать? Почему у вас при наличии штатной офицерской должности комсоргом корабля является рядовой матрос? Ну и что, что он «на своём месте»? Ну и что, если «у него всё получается»? Ну и что, что «его выбрали комсомольцы корабля»? У вас комсоргом корабля должен быть офицер не ниже лейтенанта! Это что же получается? У вас настроением личного состава заведует матрос, а не офицер, какой-то Суворов, а не капитан 3 ранга Бородавкин?

Содержание этих вопросов и разговоров проверяющего из политотдела и командира корабля передал мне помощник командира корабля по снабжению, лейтенант Миша Казаченко, поэтому я готов был к разговору с замполитом и к «неизбежному» - «ДМБовские годки 1969 года» ушли, власть сменилась и новые «власти», то есть новые «годки» начали устанавливать свои порядки, в том числе в комсомольских делах.

Я не стал ни с кем спорить и сопротивляться, был уверен, что всё встанет на свои места, потому что знал и чувствовал – нет в экипаже БПК «Свирепый» человека, который мог бы как я делать то, что я мог делать. Кроме этого я был один из очень немногих молодых матросов, которые пришли на БПК «Свирепый» в первые дни формирования экипажа корабля в 115-м отдельном дивизионе новостроящихся и ремонтируемых кораблей, а это в системе отношений срочной службы моряков многое значило...

За три дня пребывания на корабле я быстро вошёл «в форму» и «в норму», опять привык к корабельному распорядку дня, к вахтам, к дежурствам и снова со вкусом вошёл в наши корабельные дела и в флотскую жизнь. Ноябрьские праздники было решено «гулять» в ВМБ Балтийск, а потом мы должны были уйти далеко-далеко и надолго, примерно на неделю.

Единственно, что меня угнетало – это отсутствие писем от родителей, потому что я беспокоился, как мама доехала до Суворова, что с ней приключалось в дороге, как они там, после моего отъезда, как чувствует себя папа, которого мучала язва двенадцатиперстной кишки…

Я в очередном письме поздравил родителей с праздником «7 ноября», с Днём Великого Октября, с годовщиной Революции, искренне красивым почерком пожелал маме и папе «крепкого здоровья (это самое главное) и больше радости и смеха в жизни, просил их не скучать и не ругаться по пустякам, а главное, - меньше волнений.

7 ноября 1972 года я опять не выдержал и написал родителям письмо (дом, мама и папа, ощущения, которые я испытал дома всё ещё властно воспоминались мне – автор).

- Здравствуйте мои дорогие, мама и папа, и все-все суворовцы! С большим праздником Вас, который только что прошёл по всей нашей стране. Удачи, счастья и крепкого здоровья вам в вашей жизни!

- Расскажу, как праздновали мы день Октябрьской революции. Вчера, 6 ноября 1972 года, я вместе с комсоргом корабля пошёл в магазин за конфетами и всякой другой снедью. Накануне праздника и сегодня понемногу уничтожаем эти припасы.

- Я всё не могу очнуться от пребывания дома, все мысли туда, к вам. Утром, когда мы встали в торжественный строй для парада, я представлял вас, как вы идёте по улицам города Суворова в праздничных колоннах. Кругом музыка, возгласы, крики «Ура!», восторженный шум многих сотен людей. «Ура!» пионеров, которые так отличаются от нашего флотского «Ура!», когда мы приветствуем адмирала В.В. Михайлина, командующего Джавжды Краснознамённым Балтийским флотом.

- Утро 7 ноября 1972 года выдалось мокрым. Туман, мелкий дождь с перерывами и юго-западный ветер. Во вторник 7 ноября 1972 с утра было плюс 4.4°С, днём - 8.3°С, в полдень и к вечеру - 12.2°С тепла (4.4 мм осадков).

- Стояли мы и смотрели, как вслед за торпедным катером с адмиралом на борту шёл правительственный катер с адмиралами, гостями и их жёнами и дочками. Жёны и дочки махали нам ручками, что вызвало в наших рядах бурю восторга и массу едких матросских замечаний.

- Потом один из эскадренных миноносцев «пробухал» выстрелами из главных орудий салютом. В сыром тумане ярко вспыхивали вспышки от выстрелов и через несколько секунд – оглушительный удар (по ушам).

- Мы прокричали троекратное «Ура!», а потом командир корабля скомандовал: «Приготовиться к обеду!». Радостно заревев, толпа матросов ринулась в столовую личного состава БПК «Свирепый» есть праздничный обед. Так начался второй день праздников.

- В этот день (7 ноября 1972 года) я должен был (по графику увольнений в БЧ-1 – автор) идти в увольнение в город Балтийск, в город, в котором только внешних, то есть комендантских и гарнизонных патрулей – 40 групп-команд. Об их свирепости в нам, военным морякам боевых кораблей, ходят легенды, особенно, о военном коменданте ВМБ Балтийск – Иване Степановиче…

- Всё же, в 18:30 ч с группой ребят сошёл по трапу с борта БПК «Свирепый» и пошёл в увольнение в город. Здесь (в городе) всего 4 места, куда можно пойти: БМК (базовый матросский клуб), ДОФ (дом офицеров флота), кинотеатр «Шторм», и ДК – дом культуры. Ну, что можно сказать хорошего об этих местах? Ничего.

- Минуя все патрули, мы благополучно посетили кинотеатр и кафе, посмотрели фильм и съели мороженое, а потом прибыли на корабль. Был уже вечер. Я взял у замполита гитару и немного погрустил на баке с ребятами, попел им песни В. Высоцкого и свои песни (немного, всего пару песен – автор).

- В среду 8 ноября 1972 года на корабле был день кинофильмов. Новый комсорг корабля привёз из базового клуба несколько кинофильмов, и мы весь день, между приборками и поглощением праздничной еды, смотрели фильмы один за другим. Отдохнули отлично.

- А сейчас в четверг 9 ноября 1972 года снова тяжёлый трудовой день: драим и убираем после праздничных мероприятий все внутренние помещения корабля, готовим наш БПК «Свирепый» к новому плаванию в дальние края. Погода сегодня вокруг отличная. Зимой и не пахнет. Хорошо.

В четверг 9 ноября 1972 года утром было ясно, 6°С, днём - 7.1°С, в полдень - 8.7°С и без осадков. Такая же погода была на следующий день и в субботу и воскресенье (11 и 12 ноября 1972 года). В эти дни я получил неожиданное письмо от Вали Архиповой…