Кальбова Антонина Михайловна

Петр Панасейко
 
       

                В связи с переездами родителей учиться мне пришлось в трёх школах. Последней оказалась тридцать пятая города Тольятти. В её стенах я находился с марта 1972-го по июнь 1974-го годы. Школа считалась новостройкой. В те далёкие советские времена в городе школы появлялись как «грибы после дождя». Понятно, что и учительский состав не являлся «спетым», как в моей сельской школе, где я учился семь лет. Тем не менее, среди «новых» для меня учителей встретилась одна, которую я словно "знал" тысячу лет. Речь о нашем классном руководителе в восьмом –десятых классах Антонине Михайловне Кальбовой.

            Появился я у неё на глазах, то есть в классе, шестого марта, в понедельник. До конца учебного года вместе с экзаменами оставалось чуть больше трёх месяцев. До этого обучался  в девятой школе, но в другом конце города. «И зачем ты, Петя, сорвался с прежнего места, не дождавшись окончания учебного года? – допытывалась у меня Кальбова. – Окончил бы там восьмой класс и пошёл в техникум». Пришлось объяснить, что учёба в техникуме у меня не запланирована, моя цель – вуз. Зачем терять два лишних года на техникум? Она вошла в моё положение и здорово меня выручила по окончании восьмого класса.

            Сдав экзамены, мы прошли через школьную комиссию во главе с директором В.Г. Харитоновым. Задача её: сформировать на базе бывших восьми классов два девятых. Забегая вперёд, скажу, что многих одноклассников из предыдущего класса в девятом я не увидел: ушли в профессионально-технические училища и техникумы. Из-за предвзятого отношения ко мне учительницы русского языка и литературы, я решил «податься» тоже в техникум.

              Первой мне дала «отлуп» на такое моё желание учительница математики Л.И. Трясцина, её поддержала классный руководитель:
          - Не спеши, Петя, от нас убегать. Причина не уважительная. Уверена, пройдёт немного времени,  она исчезнет сама собой. Впереди ещё два учебных года. Не сможешь в институт поступить до армии, поступишь после неё.
         
            Отказать Антонине Михайловне я не смог, остался в стенах школы ещё на два года. Классный руководитель не ошиблась: в девятом классе, учительница русского языка, поняв свою педагогическую ошибку  (попробовала бы она после семи лет обучения в чисто украинской школе говорить одинаково наравне с учащимися, которые учились в чисто русской школе), изменила своё отношение ко мне. А я действительно после службы в армии, правда не с первого раза (сказались потерянные для подготовки два года), поступил в университет.
            
                В девятом классе в школе планировалось проведение праздника «Золотая осень». Для сцены в актовом зале понадобились жёлтые листья. Взять их в школьном дворе не представлялось возможным: деревья за год не успели вырасти. Оставалось, идти в лес, расположенный в черте города между двумя городскими районами: Автозаводским и Центральным. Никто не хотел туда прогуляться. И тогда на классном часе я услышал приятный голос Кальбовой:
         - Петя, возьми на своё усмотрение ещё кого-нибудь и сходи в лес. Ты же вырос на Украине, где расстилаются бескрайние степи. Лесов- то в районе Гуляйполя нет, насколько я знаю, как учитель биологии? Заодно познакомишься с лесной флорой и фауной и нам расскажешь на уроке.
            Отказать снова я не смог. Взяв с собой одноклассника, направился в лес.

            Должен сказать, что в отличие от истории, русского языка и литературы биологию я ранее недолюбливал. Хотя понятие «биология» такое же обширное, как и «математика». Сначала, помнится, мы изучали «Ботанику». Рассматривать всякие там «цветочки» мне нравилось. А вот следующая «Зоология» уж никак не нравилась. Изучая внутреннее строение животных, мне становилось их жалко, несмотря на то, что изучали  по учебнику. Слава Богу, без практических занятий, в отличие от «Ботаники». Анатомией в начале восьмого класса я не интересовался особо, делать это начал, когда нам её стала преподавать Антонина Михайловна. Как и «Общей биологией» в девятом классе.

         Прошло ровно сорок три года, как мы, получив аттестаты, расстались со своим классным руководителем. Антонины Михайловны давно уже нет в живых, но я до сих пор с особой теплотой вспоминаю её улыбку на лице и чарующий голос. Такое не забывается.

11.06.2017 г.