Царь леса

Владимир Токов
        Талантливые люди на Земле появляются редко, гораздо реже рождаются ГЕНИИ. Никто не может объяснить почему так происходит. Иногда у кого то  младенец падает с кроватки на пол головкой. В результате удара в коре головного мозга ребенка нарушается какая то функция, он теряет, например, зрение, слух или еще что то. Но зато у него вдруг появляется  новая, уникальная способность, например, предсказывать будущее, легко перемножать в уме пятизначные числа, диагностировать и лечить болезни людей Он признается народом со временем   гением. Иногда это случается у людей от удара молнии, участия в автомобильной аварии или  еще чего то. Но чаще всего гениями люди становятся благодаря гигантскому труду, с утра до ночи  -  всю жизнь.

      В музеях мира у картин гениальных художников посетители стоят часами, изучая шедевр. Картина  висит на этой стене иногда сотню лет, поражая все новых и новых ценителей искусства. Гений, рисуя эту картину, вложил в нее весь свой талант художника, прорисовывая каждый элемент картины. Но кроме того, он вдохнул в нее, данную ему видимо богом,  мощную  энергетику. С годами эта энергетика не улетучивается, она притягивает к картине все новые и новые поколения, поражая их.

           Рождает гениев и русская земля.

           В текущем году 25 января исполнилось 185 лет со дня рождения одного из русских гениев -  ЦАРЯ ЛЕСА. Так называли его еще при жизни.
             Иван Иванович Шишкин  — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской  Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок,
             Родился  Иван Иванович  в 1832 году в городе Елабуге, на Каме,  в Вятской губернии.
          . Его отцом был купцом второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин. Даже в детстве отец был личностью незаурядной. Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет. Он немало потрудился на благо родного города: до сих пор частично действует построенный им водопровод.
           Однако купечество оказалось слишком тесным для отца  обществом. Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил "Историю города Елабуги", активно участвовал в раскопках.
           Первое образование сын купца - Иван Иванович Шишкин  получил в казанской гимназии. Отец, отправил его туда в надежде использовать  в перспективе по своей купеческой специальности. Но не получилось. В пятом классе Ваня оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году, убедив отца, поступил в Московское училище живописи и ваяния. 
         После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах Академии  Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга.
          В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.
         В 1866 году Шишкин возвращается в Петербург путешествуя по России представлял  свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

      О Шишкине написано десятки книг, их можно легко найти в Интернете и прочитать. Там подробно описаны его биографические данные. Меня же как человека всю жизнь занимающегося лесом, его переработкой, экспортом заинтересовало — почему его назвали Царем леса?
      В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину  принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Каждый музей мира считает необходимым иметь в своей коллекции  хоть одну картину Шишкина.

         Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.  Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы, русскому лесу.
   "Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,– писал Шишкину В. М. Васнецов в 1896 году,– если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать".

        Богатство и разнообразие растительных форм увлекало Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры
      Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

      Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. В "Рубке леса" это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом,– все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами.
 
       Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Чувствуется, Иван Иванович понимал истинную ценность леса для человека. Благодаря лесу мы  - люди, да и все живое на Земле живем. Лес снабжает атмосферу кислородом. Одно сосновое дерево, употребляя из атмосферы углекислый газ, выделяет кислород, которого хватает  человеку на сутки. В царской России экспорт лесных материалов приносил более одиннадцати процентов бюджета. Лес широчайшем образом использовался в строительстве и во всех сферах народного хозяйства. Вся  жизнь наших предков была тесно связана с лесом. Из бревен строили избу; вырезали ложки да посуду из дерева; плели лапти и драли лыко с лип, ходили в лес за зверем, грибами да ягодами. И вот, дождался елабужский  лес  своего родного художника со звучной фамилией - Шишкин, который поведал миру о живой красоте русских лесных пейзажей. Да как поведал! С холстов великого художника на нас смотрит лес во всем своем великолепии. Словно чувствуешь душистый, исцеляющий запах цветов и хвои..
 Н.И. Крамской писал о достоинствах художника: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

      Художественные полотна Ивана Ивановича Шишкина в полной мере показывают красоту и неповторимость окружающей нас природы.

     Восхищение вызывает  самая известная его картина «Утро в сосновом лесу». Как всё гармонично и красиво в природе! Именно утром начинается новый день, пробуждается всё живое. После ночного отдыха у лесных обитателей обостряется интерес к пришедшему дню, появляется кипучая энергия. На заднем плане полотна виден рассвет, пробивающийся через заросли деревьев. Лучи утреннего солнца мягко падают на лесную поляну. Кроны и стволы деревьев озаряются легким сиянием. Опушка леса, с мягким мхом, разнотравьем и сломанной бурей сосной, привлекла и медведицу. Сюда она привела своих медвежат. Какое же здесь раздолье для троих озорных непосед! Они мигом влезли на поваленное дерево, начав весёлую игру. Довольна и мать-медведица, внимательно наблюдающая за малышами. Растут её медвежата здоровенькими, любопытными, умелыми. 
       Картина стала объектом множества репродукций, они выставлены в многих музеях мира, чтобы посетители могли ознакомиться с творчеством И. И. Шишкина. В советское время продавались конфеты «Три медведя», с изображением на обертке репродукции этой картины. Из-за этого многие называют эту картину «Три медведя», а не «Утро в сосновом лесу». Эту картину изучают в школе, и пытаются воспроизвести дети на уроках рисования, а также учащиеся художественных школ искусств. Картина «Утро в сосновом лесу» стала классикой русской живописи 19-20 века. Это единственная картина И. Шишкина, написанная совместно с другим автором.  Медведей на ней нарисовал друг художника Константин Савицкий.  Картина была до написания  заказана для своей  галереи П.М. Третьяковым. Когда она  была закончена, Щишкин попросил Савицкого поставить  подпись на картине рядом со своей, отмечая его вклад в создание  шедевра. За двумя подписями «Утро в сосновом бору» была доставлена Третьякову. Он внимательно осмотрел картину и спросил: «  А почему здесь стоят две подписи?». Ему объяснили, что медведей на ней нарисовал Савицкий.  Павел Матвеевич изрек: « Подпись Савицкого замажьте. Я заказывал картину одном -  Шишкину».  Авторитет Третьякова был тогда непререкаем, подпись убрали. Шишкину было очень неудобно перед Савицким, но видимо, часть гонорара он ему отдал, тем самым вопрос был закрыт. Сейчас картина находится на экспозиции в одной из залов Третьяковской галереи. Каждый может оценить все красоту пейзажа картины,  поразмыслить о ее философском смысле и увидеть следы удаленной подписи Савицкоко. Нынче  в коллекции галереи двадцать четыре картины Шишкина. Поражает то, что Шишкин и Третьяков родились и умерли в одном году (1832 -1898), только Шишкин родился  на одиннадцать месяцев раньше, а умер раньше на десять месяцев. Удивительное совпадение, редчайшее.

          Вселенная имеет много тайн, красот и сокровищ. Она безвозмездно передает их тем, кто её любит. Великий пейзажист И. И. Шишкин своим талантом показывает человеку это чудо – гармонию природы, единение всего живого. Напоминает нам о ранимости и хрупкости окружающего мира. На картине «Утро в сосновом лесу» преобладает зеленый цвет – цвет жизни. 
           Полотна Ивана Ивановича Шишкина призывают человека беречь первозданную природу, не наносить ей вред, оказывать посильную пользу. Жизнеутверждающее искусство художника не позволяет человеку быть равнодушным.

        «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» писал - В. В. Стасов 
       
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Облик этот был многолик. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
 
       Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит  картина «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» (1898). Она  не просто извещает об огромных деревьях, но подразумевает человеческую деятельность, способность стройных сосен быть корабельным материалом. А дерево олицетворяет характер человека. На деревья как бы перенесены свойства людей. Картина поэтизирует особенности народного сознания и природы.
        В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность.
        В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
       Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
     Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

     20 марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом. В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе  со своим учеником — алтайцем г. Гуркиным. В одиннадцатом часу начал рисовать на новом полотне новый этюд - только что начатую картину - "Лесное царство". Делая какой то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука упала на колени.         Так не стало русского гения. Ушел из жизни  - ЦАРЬ ЛЕСА, «лесной богатырь-художник»,  «старик-лесовик». Он действительно был таковым.

       Если бы Иван Иванович Шишкин жил сегодня, он бы очень плохо себя чувствовал, скорее всего повторно умер, увидев, как по варварски мы относимся нынче к лесу. Доля выручки от леса в бюджете упала до трех процентов. Каждый год миллионы гектаров леса сгорает от пожаров, поглощая попутно уже  целые поселки и города. В лес стало невозможно войти, особенно в Подмосковье. Завалено все упавшими деревьями, вдоль и поперек, невозможно пройти, например, набрать грибов. Став практически бесхозным, он в огромных объемах, в необработанном виде, переправляется за границу,  принося огромную выгоду лесным дельцам. Страна от этой бездумной политики мало что имеет. Вместе с тем, специалисты подсказывают, что при рациональном ведении лесных дел, выручка от продажи  лесных товаров на экспорт могла быть больше чем от нефти и газа вместе взятых. И это без ущерба для будущих поколений, наших внуков,  правнуков и праправнуков. Нефть  кончится, всю исчерпаем. А лес будет расти всегда, он неисчерпаем. Но никто об этом не думает. У всех задача одна — набить свои карманы скорее, сейчас.