Агрессия и жестокость - поведенческая норма?

Анастасия Павленко
В последнее время, наблюдая за происходящим вокруг, всё чаще задаешься вопросом: откуда в наш «продвинутый» век столько агрессии и жестокости? Как получилось, что ребята из, казалось бы, благополучных семей вдруг избивают до смерти однокурсника? Почему молодая женщина оставляет умирать свое новорожденное дитя на мусорной свалке? Чем мотивируется убийство беззащитного котенка или щенка на глазах у ребенка, его приютившего?

Всемирно известные психологи Э. Фромм, А. Басс, А. Бандура отмечали, что жестокость обуславливается самой средой, в которой мы живем. Мне же хочется добавить, что не только средой, но теми ценностными ориентирами, которые господствуют на работе, в семье, учебном заведении, обществе в целом.

Безусловно, главными нормативно-ценностными установками нашего общества по-прежнему являются гуманизм и толерантность, милосердие и уважение прав личности. Но, увы, когда речь заходит о сохранении сугубо личного комфорта и благополучия, эти установки все чаще остаются красивыми словами на бумаге. Если учесть, что для большинства индивидуальное счастье, сопряженное с удовлетворением собственных амбиций (нередко завышенных) и желаний (порой вызванных завистью или навязанных извне), намного превыше блага общественного либо ближнего, то становится ясным – провозглашенные ценностные ориентиры всего лишь симулякр, ширма. Ширма, которая зачастую прикрывает бездуховность и потребительское отношение ко всему и вся.

Мы много говорим о роли гражданских институтов, общественных движений и даже системы образования в установлении гармоничной социальной организации нашего государства, его развитии. Много критикуем их пассивное, часто формальное отношение к делу воспитания молодежи. При этом мы не задумываемся над тем, что те же самые назидательные семинары и шумные акции, на которые толпами сгоняются учащиеся колледжей и вузов, с самого начала формальны, потому как далеки от установок реальной жизни.

Сегодня молодежь (и не только) живет в постоянном когнитивном диссонансе, в обществе двойных стандартов, когда думается одно, говорится второе, а делается третье. Преподаватель вуза за трибуной заливается соловьем о важности получения студентом твердых знаний, необходимости заниматься наукой, а сам берет взятки за экзамен и продает дипломные работы. Председатель махалли на очередном собрании клеймит родственные браки и помпезные свадьбы, а сам первый гость на таких мероприятиях и недавно женил сына на своей племяннице. Работник госоргана дает интервью на телевидении о необходимости соблюдать законы страны, а сам частенько проезжает на красный свет светофора. Да, это не жестокость, но это питательная среда для агрессии, ведущей к деструктивным последствиям, в том числе к жестокости. Ведь если одни благополучно живут двойными стандартами, то, значит, это доступно и другим, значит, не нужно соблюдать законы государственные, человеческие, не нужно быть добрым и милосердным, отзывчивым и справедливым. При этом добиться собственного благополучия можно за счет ущемления благополучия (морального либо материального) соседа, подчиненного, ученика, жены. Как это обычно происходит, покажу на примерах.

Работодатель, у которого что-то не заладилось с партнерами по бизнесу, нецензурно, в присутствии остальных, оскорбляет работника и снижает ему зарплату. Работодатель считает, что раз он платит человеку деньги, то вправе распоряжаться его достоинством по своему усмотрению и настроению. Подчиненный, рассчитывавший на повышение и работая для этого сверхурочно, морально раздавлен, однако он молча принимает унижения, затаив в глубине души обиду. Пониженная самооценка чуть позже будет «поднята» в стычке с уставшим кассиром в магазине из-за сдачи, в грубом окрике на жену, косо посмотревшую на мужа, тумаках сыну, который вместо «пятерки» получил «тройку».

…Разведенная подруга сообщает замужней женщине, что видела ее супруга с неизвестной особой в ресторане. Неважно, что за тем же столиком сидели другие мужчины и женщины, это в разговоре опускается, зато отмечается, что у неизвестной было золотое колье и дорогой костюм. Затем мимоходом говорится о том, что замужняя подруга поправилась, на лице появились морщинки, но она все равно красавица по сравнению с «той», в ресторане. Беседа сменяется демонстрацией кольца, которое ей подарил очередной поклонник, и дорогого мобильного телефона, купленного братом на деньги сомнительного происхождения. Женщина возвращается домой подавленная, пытаясь поговорить с супругом, нарывается на грубость и упреки. Вся в слезах она уходит в комнату, а свидетель ссоры - сын - молча провожает взглядом мать.

…Учительница в школе намеренно занизила оценку успевающему ученику, который любит задавать много вопросов на уроке, но никогда не дарит подарки учителям. Занизив оценку одному, лжепедагог демонстративно завысила ее разгильдяю, отмечая заслуги его родителей перед классом и школой. Ученик негодует, пытается добиться справедливости, но учитель неумолим, как скала. Мальчик отступает в бессилии, а придя домой получает не поддержку, а оплеухи от рассерженного отца, который к тому же обидел мать. Чтобы заглушить боль и отчаяние, мальчик с головой уходит в компьютерную игру, выбирает оружие по вкусу и начинает «мочить» монстров. В виртуальном мире он хозяин ситуации, там справедливее, чем в жизни...

Кассир супермаркета засиделся в баре, сегодня у него был тяжелый день. В магазине обнаружилась недостача, его лишили половины зарплаты, последней каплей стало оскорбление покупателя. Алкоголь не помог снять стресс, а наоборот углубил его. Придя домой, он увидел возящихся в углу комнаты детей – один из них был ребенком бесшабашной сестры, канувшей на просторах ближнего зарубежья. В углу оказалась подстилка, на которой поскуливал подслеповатый щенок. Мужчина в ярости хватает пушистый комочек и кидает его об стену. Дети в страхе и громких рыданиях убегают в спальню бабушки, которая вот уже год не встает с постели…

Как видим, большая жестокость начинается с маленького насилия, акта агрессии (часто вербального), которую сегодня не считают нужным сдерживать. Наоборот, на фоне таких ценностей, как «власть - собственность - контроль» вместо «рост - жизнь» (по Э. Фромму), это постепенно начинает считаться поведенческой нормой. Более того насилие (оскорбление, унижение, побои) оправдывается правом сильного (богатого, имеющего власть, большие связи и прочие преимущества). Слабому остается смириться, несмотря на то, что с экрана телевизора и страниц учебников и газет говорится о равноправии. Однако у каждого свой предел смирения, достигнув которого, человек разом освобождается от накопленного негатива. Это может выразиться в семейном скандале, истерике с битьем посуды, агрессии к более слабому, а иногда жестоком отмщении обидчику.

Есть ли выход из этой порочной спирали, которая раскручивается по нисходящей и возвращает общество в дикость и варварство? Не буду первооткрывателем, если скажу, что выход есть и он прост, как все настоящее, а не искусственно созданное. Заключается он в элементарном уважении друг друга, уважении не за что-то, а потому что. Потому что ЧЕЛОВЕК. Но хватит ли многим из нас силы воли осознать эту простую истину?..