Невероятный случай наших дней

Ангелина Кныш
Каких людей Господь осуждает в Евангелии, а каким дает положительную оценку?

Много нареканий мы слышим от Него в адрес лицемерия и лукавства фарисеев и книжников, их двуличности  (нельзя одновременно служить Богу и мамоне (богатству). Напротив, наличие «корня», преданности и самопожертвования (взявшись за плуг, не поворачивайся назад; раздай все богатство нищим, возьми свой крест и следуй за мной; кто не оставит свой дом, отца и мать, жену и детей ради Меня, не может считаться моим учеником и т.д.) одобряется Христом и ставится в пример окружающим.

Взираешь с тоской на недостижимую высоту этой планки и думаешь: «Современному избалованному обществом потребления человеку это просто не по силам».

Впрочем, нет, находятся некоторые, объявляющие во всеуслышание, что они становятся монахами или священниками, всецело посвящающими себя Богу (актеры И.Охлобыстин, Д.Жулин, Е.Васильева, путешественник Ф.Конюхов и др.), но вскоре этот дешевый пиар оборачивается отодвиганием служения в храме, паствы и самого Господа на задний план и очередными громкими съемками этих людей или их путешествиями. Лучше бы уж не высовывались!
 
Да, воистину только в первые века нашей эры могли появиться такие столпы христианства, как апостол Павел или  Иоанн Златоуст, которые, оставив все земные блага, оставались преданными Господу до конца…

И вдруг, совершенно случайно, узнаешь, что подобных подвижников рождало и наше время, но почему-то о них практически умалчивают.
 
В 60-80-е годы XX века одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников в СССР был О. Гаджикасимов. Уроженец Баку, он был выходцем из высокообразованной семьи с иранскими мусульманскими корнями («гаджи» в его фамилии означает, что его предки в свое время совершали хадж в Мекку).

Талантливый поэт, отличник, один из лучших выпускников Московского литературного института, приходит на работу на Всесоюзное радио и становится у истоков создания советской поп-музыки.
 
Его романтическая и лирическая поэзия звучит как глоток свежего воздуха среди сплошного «…и Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!..».
 
Помните «Алешкину любовь»: «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…», «Восточную песню»: «С каждой строчки только точки после буквы «л»…», «Дождь и я»: «Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…» и многие другие?

Автор слов более  100 песен, многих переводов зарубежных шлягеров на русский язык, Гаджикасимов активно сотрудничает с наиболее известными певцами и композиторами: В.Ободзинским, П.Бюль-Бюль Оглы, М.Магомаевым, Д.Тухмановым, Ю.Антоновым, А.Пугачевой, ВИА «Веселые ребята», В.Мулерманом  и многими другими.

Душа компании, жизнелюб, обласканный славой, вниманием, деньгами  (тиражи пластинок с песнями на его слова достигали 15 миллионов экземпляров!), любитель угостить и заплатить за всех, он вдруг резко, без всякого видимого на то повода, меняет свою жизнь.

Здесь прослеживается пугающая аналогия с апостолом Павлом. Как известно, ревностному иудею, апостолу Павлу на пути в Дамаск явился Сам Христос и призвал его на христианское служение. После этого Павел ослеп на несколько дней и после прозрения до конца жизни оставался верен Господу.

О. Гаджикасимову в 49 лет попадается в руки Библия, которую он, не отрываясь, прочел за ТРИ ДНЯ, и тоже ослеп на несколько дней. Как утверждал сам поэт, утратив физическое зрение, он обрел духовное. Без сомнения, его также властно призвал Господь.

Когда зрение вернулось, поэт принял православное крещение в провинциальном храме на отдаленной белорусской станции, оставил семью, год жил на заброшенной даче в аскетических условиях и навсегда прервал все контакты с миром и родственниками.
 
После этого он пришел в Оптину пустынь, пожертвовал все свои сбережения монастырю, принял там монашеский постриг (в 51 год!), а впоследствии был пострижен в иеросхимонахи с именем Симон.

Своим служением, как и апостол Павел, Гаджикасимов выбрал проповедническую деятельность, став одним из известнейших (для своего времени) проповедников в Оптиной пустыни, а позже – в храмах подмосковного Домодедово, где он снимал комнату. На проповеди этого эрудированного человека, щедро наделенного даром слова, в храмах и воскресной школе для взрослых съезжалось множество людей с разных концов страны.
 
Около 15 лет этот человек щедро делился открывшимися ему духовными ценностями с людьми и молился за них. «Враг все может, если нет любви», – утверждал он. Жил очень бедно, ничего ни у кого не просил, ходил в старых стоптанных сапогах, полных крови от больных ног – лечение игнорировал, утверждая, что все пройдет. Он действительно, «взявшись за плуг», ни разу не оглянулся назад…

Однажды почитатели принесли тяжело больному отцу Симону  мироточивую икону Богоматери «Семистрельная». Приложившись к ней, отец Симон взмолился: «Матерь Божья, забери меня к Себе, я очень устал…» и через два дня умер.

День памяти отца Симона – 30 июня, а апостола Павла – 29 июня…

Ознакомившись с необычной судьбой этого человека, поневоле удивляешься, почему наша православная церковь не использует столь яркий пример в своей миссионерской деятельности (ни разу не довелось слышать упоминания о Гаджикасимове ни от А.И. Осипова, ни от Д. Смирнова, ни от А.Ткачева ни от других в церковной среде).

Наверное, потому, что в слишком невыгодном свете предстают они сами в своем неистребимом стремлении сочетать несочетаемое – Бога и мамону. Вспомнился циничный ответ протоиерея Д.Смирнова на один из вопросов зрителя в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой» – он просто достал дорогостоящий гаджет из кармана рясы и сказал: «Возьмите у себя этот прибор и сделайте запрос на сайт «Википедия» – там вам все объяснят». Спрашивающий не сразу понял, что это за прибор. «Айфон», – услужливо подсказал батюшка.

Нет никакого сомнения, что отец Симон (умер в 2002 году) и протоиерей Д.Смирнов жили хоть и в одно время, но в разных мирах…