гости

Нина Сондыкова
Наташка уже третий раз пошла в магазин. А как же…Сегодня приезжают гости.
 Наталья их хорошо знает, брата мужа -  Петра, и Люду, его жену, а вот родители познакомятся со сватами впервые. Так уж получилось, что не были они на свадьбе Олега и Натальи,  поскольку Петр лежал в больнице с аппендицитом. Хочется хозяевам встретить гостей по всем законам русского гостеприимства. Приготовлены пироги с капустой, с ягодами, и большой рыбник с покупной рыбой-хеком, а не костлявыми язями.  Жарятся курица и караси, а часть солений из погреба, уже переселилась на кухню . Соленые огурчики, помидоры и маринованные грибки смиренно лежат в праздничных салатниках ,ожидая своего часа.
-Не  забыть бы,  купить салфетки, да новую мочалку в баню. У нашей мочалки ручки короткие.
 -думает Наталья.
В доме тоже все в хлопотах. Мать застилает свежими простынями постель в комнате,  баба Люба - перетирает вилки и ложки. А как же … Городские сваты приезжают. Отец, чтобы не толкаться  в доме, перекладывает в сарае дрова. Его мужские работы-дрова,  вода в баню, веники - заготовлены еще с вечера.
 Встреча и знакомство со сватами прошли шумно, и,  по -   родственному.
И Петр, и  Людмила оказались очень милыми и приятными людьми. Привезли целый чемодан подарков – и ребятишкам, и Олегу с Натальей, не забыли и хозяев, и бабу Любу. 
Подарок  или внимание понравилось бабе Любе, только было по ней видно, очень довольна.   За столом, и вовсе разговорились. Сидели часа три.  Отец периодически вставал из – за стола, и ходил- подбросить в баню поленьев. Баня уж давно готова, а все сидят за столом, и говорят, говорят…
-Ладно, тоды я в баню сбегаю,
сказала баба Люба и ушла. После - вымыли ребятишек, потом  пошли Олег с Натальей, а сваты все сидели за столом. Петр развеселился, и, чувствуя себя как дома, приглашал хозяина спеть. Он уже не раз выводил сильным голосом первую фразу:
-Из-за острова на  стрежень, на простор речной волны…
Хозяин бы рад был поддержать гостя, да жена под столом попинывала его ногой:
-Не позорься,   мол…
Когда, наконец,   дело у мужиков дошло до бани, они были уж изрядно навеселе. Жены вручили мужьям пакеты с бельем и полотенцами,  и мужики отправились в баню.
 В предбаннике разделись, и нырнули в душистый обжигающий пар. В отдельном тазу лежали распаренные  веники -  липовый и березовый, и источали такой запах,  как в жаркий полдень, перед грозой, пахнет в березовой роще. Намывшись,  и распарившись, мужики вышли в предбанник,  подышать, остыть  немного. Под столом стояла банка с квасом, рядышком - бутылка с чем-то, отдаленно напоминающим коньяк :
-На кедровых орешках…
 Потряс хозяин бутылкой. Выпили, закусили огурцом. Еще попарились. Наконец, собрались домой. Сильно одеваться не стали-натянули на себя треники, полотенца на шею - и вперед.… А что, - все свои.
К этому времени Наталья сварила пельмешек. Сваты снова сели за стол. Поздравили всех с легким паром, поблагодарили за пар  за баньку. Снова начались разговоры про политику, цены, пенсию… 
 А у свата Петра душа просила музыки. Он - то порывался спеть, то начинал приплясывать.  Принесли  магнитофон и включили песни  Кадышевой. Олег знал,  как любит брат эту певицу.
 Петр  выскочил  из – за стола, и,   начал ногами,  выделывать разные  коленца. Людмила взглянула на Петра и обмерла - На трико, в том месте, которое в народе называют «мотня» красовалась большущая синяя заплата в красный цветочек.
-Петя, ты в чем?
Заикаясь, произнесла она. Петр же,  не чувствуя за собой ничего крамольного, выкручивал руками и ногами.  Тут уж и хозяева разглядели,во что одет сват. Как не тактичны были хозяева к своим гостям, не утерпели и захохотали. Все узнали бабы Любины штаны.
Как истинная крестьянка, она не выбрасывала ничего. И хоть в ее комоде хранилось много новехоньких вещей, предпочитала  поношенное , чинить. Не так давно поставила заплату и на   рваные тренировочные  штаны Олега со словами:
 - Они еще добрые, сама поношу на огород. 
 Вот эти штаны и прихватил по  ошибке Петр. Он все еще не понимал причины смеха окружающих и оглядывался кругом, ища,  над чем же все смеются? Ведь не его же пляска стала поводом для смешков....Наконец, Олег покатываясь, сказал:
Ну,   братуха…не ожидал  я  от тебя, обокрал нашу бабу Любу….
И все снова принялись хохотать. Только тогда Петр увидел, в каком наряде он вытанцовывал.  На время смутившись, пьяненький Петро тут же нашелся-сбегал в баню, переоделся. По пути сорвав астру, вошел в комнату, где сидели гости, и бухнулся перед бабой    Любой, на колени. Поцеловал ей руку и, преподнеся астру, попросил прощения  за ошибку. Все это было конечно весело и смешно.  Развеселились и хозяева,  и гости.  В этой непринужденной обстановке они  долго и сидели за столом…
 Частенько еще вспоминала баба Люба приезд сватов, а особенно Петра.
-Уважительный мужик, самостоятельный.   У Олега такой уважительности нет,
Говорила она Наталье. Хотя и  Олега тоже любила за его добрый и незлобивый характер. Наверное, в любом возрасте приятно получать от мужчин цветы. А, может быть, это были  ее единственные цветы, подаренные мужчиной, за всю ее трудную жизнь.